Мы в соцсетях: Контакте

Нормативные акты



Законы и постановления Административных Органов Субъектов Российской Федерации




ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

(на материале Муниципального образовательного учреждения Центр образования “Сибирский кадетский корпус”)
Н.И.НЕКРАСОВ


начальник экспедиции “Поиск-МГиВ” МОУ ЦО “СКК”, г. Новосибирск


В конце 80 - в начале 90-х гг. в результате преоб разовательных процессов в стране, распада государ ства и крушения идеалов слово патриотизм в России стало не модным, а на бывшей территории СССР приобрело националистическую окраску. Началась травл? государственных институтов и прежде всего армии Возникло противоречие между общественным мнением, усиленно создаваемым прессой, телевидением, и реальной необходимостью воспитания любви к Отечеству.

 

Слово патриотизм, которое в толковом словаре В.Даля расшифровывается как “Любовь к Отчизне”, а в БЭС 1975 г. - как “любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам”, исчезло даже из Закона РФ “Об образовании”, а это наносит урон каждому лично и государству в целом.

 

В связи с вышеизложенным возникла необходимость поиска новых форм воспитательной работы с подростками. На базе Новосибирского военно-патриотического объединения “Мужество, Героизм и Воля” (“МгиВ”) ЦО “СКК” проделана определенная работа, позволившая сделать ряд выводов и разработать программу по патриотическому воспитанию в системе дополнительного образования на базе поискового отряда. Программа по поиску, подъему и перезахоронению останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны в Киришском районе и на ст.Погостье Ленинградской области, была опробована в течение 10 лет.

 

Проблема воспитания тесно связана с проблемой обучения: в результате работы участник получает умение вести исследовательскую работу по историческому краеведению, работу в архивах, обобщать собранный материал, анализировать его, т. е. формирует научно-познавательные навыки с очень высокой степенью мотивации. Полученные навыки могут быть использованы не только в кружковой работе, но и в системе школьного образования.

 

Клубная деятельность, как никакая другая система образования, таит в себе огромные возможности гуманистического воспитания через неформальное общение, ориентацию на индивидуальные интересы, максимальное разнообразие событийного характера. Работа в клубе ориентирована на конкретные условия, учитывает интересы и потребности детей и взрослых.

 

К сожалению, сегодня на первый план человеческих взаимоотношений в обществе вышел “эгоцентрический уровень”, определяемый стремлением собственному удобству, выгоде, престижу. Мы всегда стремились к уровню “гуманистическому”, т. к воспитанию подростка, готового приносить пользу другим, даже лично ему не знакомым людям, обще ству, человечеству. Поэтому целью создания отряд по поиску, подъему и перезахоронению останков вс инов, погибших в годы Великой Отечественной Войны является воспитание молодых патриотов че рез военную историю человечества.

 

Наши задачи:

- Помощь молодому человеку в выработке уваже ния к истории своей Родины.
- Увековечение памяти погибших защитников Отчизны.
- Нравственная и физическая подготовка ребят к защите своей Родины.
- Укрепление связи поколений.
- Приобщение подростков к общественно-полезному труду, дисциплинированности, инициативности.
- Осознание собственного долга перед Отечеством.
- Изучение истории Великой Отечественной войны через экспедиции на места боев и архивную работу.
- Пропагандистско-просветительная работа среди населения.
- Создание кино- и видеофильмов, фотовыставок, музея.
- Получение основ инженерно-саперной подготовки.
- Оказание первой медицинской помощи, способов самозащиты, ОБЖ.
- Работа в архиве.
- Приобретение туристических навыков.
- Восстановление правды о “белых пятнах” истории Великой Отечественной войны и связанных с ними судеб земляков.

 

Принципы работы отряда:
- дифференцированный подход к изучению программного материала и организация деятельности курсантов в зависимости от уровня подготовки детей:
- учет психофизических возможностей каждого ребенка;
- товарищеская взаимопомощь и сотрудничество;
- “научился сам - научи другого” (принцип беспрерывной передачи новых знаний). Сочетание коллективного и индивидуального метода обучения;
- самообеспечение и самодеятельность;
- педагогика отношений - межличностные отношения различного уровня;
- обеспечение создания ситуации успеха любому подростку; формирование у него потребности и способности к самовоспитанию.

Все это тесным образом сочетается и с главной задачей, которую призван решать в своей работе МОУ ЦО СКК (НВПО “МГиВ” является составной частью этого комплекса): развитие высоконравственной, творческой, адаптивной личности через индивидуализацию, дифференциализацию и гуманизацию обучения и воспитания подростков.

Нами проведено 19 экспедиций по поиску, подъему и перезахоронению останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны под Ленинградом (готовится 20-я экспедиция на апрель - май 2000 года).

 

Можно подвести некоторые итоги 10-летней работы по программе экспедиции “Поиск”:


1. В результате деятельности экспедиции “Поиск” за 10 лет через работу в ней прошло 960 подростков из разных школ г. Новосибирска, СКК и Д/Д № 4 в возрасте от 14 до 17 лет (из них 1/3 - неблагополучные), 50% подростков побывали в 2-3 экспедициях;
400 человек имеют за плечами 4-6 экспедиций.

 

2. У подростков появилась необходимость в определении смысла жизни, сформировались общечеловеческие нормы гуманистической морали; произошло развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения; они приобщились к системе культурных ценностей, отражающих в том числе культуру своего Отечества и народа.

 

В 1990 г. была разработана программа экспедиции “ПОИСК” - МГиВ Примерное распределение часов по разделам и темам программы:
 
Количество часов
Темы занятий
 
1 год
2 год
Раздел I. История родного края в годы Великой Отечественной войны
1 1
1 1
1
Великая Отечественная война
2
2
2
Сибиряки в годы Великой Отечественной войны
2
2
3
Оборона Ленинграда. Блокада
1
1
4
Любанская операция и Киришский плацдарм
1
1
5
Ленинградско-Павловская дивизия в годы войны и сегодня
1
1
6
Погостье
1
1
7
Маршевые роты
2
2
8
История моей семьи в годы Великой Отечественной войны
1
1
Раздел II. Источники, документы, формы и методы проведения поисковых работ
20
20
1
Основные руководящие документы по увековечению памяти воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны
1
1
2
Поисковые объединения
1
1
3
Документация поискового отряда
1
1
4
Военная археология
2
2
5
Классификация захоронений и непогребенных останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны
1
1
6
Поиск, эксгумация, захоронение останков солдат
3
3
7
Техника безопасности
7
8
8
Ориентирование в лесу. Работа с картами
2
1
9
Практические туристические навыки, школа выживания
2
1
Раздел III. Общественно-полезная деятельность участников экспедиции
5
5
1
Постановка захоронений под охрану государства
1
1
2
Паспортизация захоронений
1
1
3
Установка имен и фамилий без вести павших
1
1
4
Розыск родственников погибших, ответы на запросы родственников
1
1
5
Архивная работа. Переучет данных в ЦАМО.
1
1
Дополнения в “Книгу Памяти”
1
1
Раздел IV. “Вахта Памяти”
1
Весенняя “Вахта Памяти” (16 дней)
128
2
Осенняя “Вахта Памяти” (20 дней)
160
Итого: 360 часов

                     
         
         
Воспитание патриотизма и система дополнительного образования на материале Муниципального образовательного учреждения Центр образования "Сибирский кадетский корпус".
  Закон Краснодарского края об увековечении в Краснодарском крае памяти погибших при защите Отечества.
  Программа курса подготовки молодых бойцов поисковых отрядов. (извлечения из сборника материалов "Методические пособия по организации и проведению поисковой работы" Смоленск, 1999г.).
  Поисковая работа в системе дополнительного образования детей.
  Положение о порядке организации и проведения поисковых работ в местах боевых действий, порядке использования объектов, обнаруженных в ходе поисковых работ, на территории Республики Карелия.
  Положение об экспедиции "ПОИСК-МГиВ" муниципального образовательного учреждения центр образования "Сибитский кадетский корпус".
 

Положение о порядке организации и проведения поисковых работ.

  Положение о Совете по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
 

Положение об основах организации и проведения мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества в Смоленской области.

  Постановление главы администрации Астраханской области от 16 февраля 2000 г. № 57. О порядке организации и проведения поисковых работ.
 

Постановление главы администрации Смоленской области от 26.11.1998 г. № 684. О проведении мероприятий в 1999-2000 гг. По увековечению памяти погибших при защите Отечества в Смоленской области.

  Постановление Председателя Правительства Республики Карелия от 28 июня 1999 г. Об утверждении положения "О порядке организации и проведения поисковых работ в местах боевых действий и порядке использования обьектов, обнаруженных в ходе поисковых работ, на территории Республики Карелия".
  Программа подготовки и проведения работ экспедицией "ПОИСК-МГиВ" в ходе "вахты памяти" на местах боев Великой Отечественной Войны под г.Кириши Ленинградской области.
  Постановление администрации Волгоградской области № 108 от 11 марта 1994 года "Об организации поисковой работы и увековечении памяти погибших на территории Волгоградской области".
  Постановление Администрации Волгоградской области № 309 от 22 июня 1995 года "Об утверждении Положения о военном мемориальном кладбище на Мамаевом Кургане".
  Постановление Администрации Волгоградской области от 31 октября 1995 г. № 546 "О создании мемориальных зон на территории Волгоградской области".
  Положение о мемориальных зонах на территории Волгоградской области.
  Постановление Кабинетов Министров РТ № 933 от 22.12.95 г. "Об организации работы по увековечению памяти воинов, погибших при защите Отечества".
  Положение о статусе военных могил, находящихся на территории Республики Татарстан.
  Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.12.97 №897 "О начальной подготовке граждан к военной службе в 1997/1998 учебном году".
  План основных мероприятий по подготовке граждан к военной службе в Республике Татарстан на 1997/1998 учебный год.
  Состав комиссии по контролю за состоянием начальной подготовки граждан к военной службе в районах и городах Республики Татарстан.