Законы и постановления Административных Органов Субъектов Российской Федерации
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(на материале Муниципального образовательного
учреждения Центр образования “Сибирский кадетский корпус”)
Н.И.НЕКРАСОВ
начальник экспедиции “Поиск-МГиВ” МОУ ЦО “СКК”, г. Новосибирск
В конце 80 - в начале 90-х гг. в результате преоб разовательных процессов в
стране, распада государ ства и крушения идеалов слово патриотизм в России
стало не модным, а на бывшей территории СССР приобрело националистическую
окраску. Началась травл? государственных институтов и прежде всего армии
Возникло противоречие между общественным мнением, усиленно создаваемым прессой,
телевидением, и реальной необходимостью воспитания любви к Отечеству.
Слово патриотизм, которое в толковом словаре В.Даля расшифровывается как “Любовь к Отчизне”, а в БЭС 1975 г. - как “любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам”, исчезло даже из Закона РФ “Об образовании”, а это наносит урон каждому лично и государству в целом.
В связи с вышеизложенным возникла необходимость поиска новых форм воспитательной работы с подростками. На базе Новосибирского военно-патриотического объединения “Мужество, Героизм и Воля” (“МгиВ”) ЦО “СКК” проделана определенная работа, позволившая сделать ряд выводов и разработать программу по патриотическому воспитанию в системе дополнительного образования на базе поискового отряда. Программа по поиску, подъему и перезахоронению останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны в Киришском районе и на ст.Погостье Ленинградской области, была опробована в течение 10 лет.
Проблема воспитания тесно связана с проблемой обучения: в результате работы участник получает умение вести исследовательскую работу по историческому краеведению, работу в архивах, обобщать собранный материал, анализировать его, т. е. формирует научно-познавательные навыки с очень высокой степенью мотивации. Полученные навыки могут быть использованы не только в кружковой работе, но и в системе школьного образования.
Клубная деятельность, как никакая другая система образования, таит в себе огромные возможности гуманистического воспитания через неформальное общение, ориентацию на индивидуальные интересы, максимальное разнообразие событийного характера. Работа в клубе ориентирована на конкретные условия, учитывает интересы и потребности детей и взрослых.
К сожалению, сегодня на первый план человеческих взаимоотношений в обществе вышел “эгоцентрический уровень”, определяемый стремлением собственному удобству, выгоде, престижу. Мы всегда стремились к уровню “гуманистическому”, т. к воспитанию подростка, готового приносить пользу другим, даже лично ему не знакомым людям, обще ству, человечеству. Поэтому целью создания отряд по поиску, подъему и перезахоронению останков вс инов, погибших в годы Великой Отечественной Войны является воспитание молодых патриотов че рез военную историю человечества.
Наши задачи:
- Помощь молодому человеку в выработке уваже ния
к истории своей Родины.
- Увековечение памяти погибших защитников Отчизны.
- Нравственная и физическая подготовка ребят к защите своей Родины.
- Укрепление связи поколений.
- Приобщение подростков к общественно-полезному труду, дисциплинированности,
инициативности.
- Осознание собственного долга перед Отечеством.
- Изучение истории Великой Отечественной войны через экспедиции на места боев
и архивную работу.
- Пропагандистско-просветительная работа среди населения.
- Создание кино- и видеофильмов, фотовыставок, музея.
- Получение основ инженерно-саперной подготовки.
- Оказание первой медицинской помощи, способов самозащиты, ОБЖ.
- Работа в архиве.
- Приобретение туристических навыков.
- Восстановление правды о “белых пятнах” истории Великой Отечественной войны
и связанных с ними судеб земляков.
Принципы работы отряда:
- дифференцированный подход к изучению программного материала и организация
деятельности курсантов в зависимости от уровня подготовки детей:
- учет психофизических возможностей каждого ребенка;
- товарищеская взаимопомощь и сотрудничество;
- “научился сам - научи другого” (принцип беспрерывной передачи новых знаний).
Сочетание коллективного и индивидуального метода обучения;
- самообеспечение и самодеятельность;
- педагогика отношений - межличностные отношения различного уровня;
- обеспечение создания ситуации успеха любому подростку; формирование у него
потребности и способности к самовоспитанию.
Все это тесным образом сочетается и с главной задачей, которую призван решать в своей работе МОУ ЦО СКК (НВПО “МГиВ” является составной частью этого комплекса): развитие высоконравственной, творческой, адаптивной личности через индивидуализацию, дифференциализацию и гуманизацию обучения и воспитания подростков.
Нами проведено 19 экспедиций по поиску, подъему и перезахоронению останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны под Ленинградом (готовится 20-я экспедиция на апрель - май 2000 года).
Можно подвести некоторые итоги 10-летней работы по программе экспедиции “Поиск”:
1. В результате деятельности экспедиции “Поиск” за 10 лет через работу в ней
прошло 960 подростков из разных школ г. Новосибирска, СКК и Д/Д № 4 в возрасте
от 14 до 17 лет (из них 1/3 - неблагополучные), 50% подростков побывали в
2-3 экспедициях;
400 человек имеют за плечами 4-6 экспедиций.
2. У подростков появилась необходимость в определении смысла жизни, сформировались общечеловеческие нормы гуманистической морали; произошло развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения; они приобщились к системе культурных ценностей, отражающих в том числе культуру своего Отечества и народа.
В 1990 г. была разработана программа экспедиции
“ПОИСК” - МГиВ Примерное распределение часов по разделам и темам
программы:
Количество часов
|
|||
№
|
Темы занятий
|
||
1 год
|
2 год
|
||
Раздел I. История родного края в годы Великой Отечественной войны |
1 1
|
1 1
|
|
1
|
Великая Отечественная война |
2
|
2
|
2
|
Сибиряки в годы Великой Отечественной войны |
2
|
2
|
3
|
Оборона Ленинграда. Блокада |
1
|
1
|
4
|
Любанская операция и Киришский плацдарм |
1
|
1
|
5
|
Ленинградско-Павловская дивизия в годы войны и сегодня |
1
|
1
|
6
|
Погостье |
1
|
1
|
7
|
Маршевые роты |
2
|
2
|
8
|
История моей семьи в годы Великой Отечественной войны |
1
|
1
|
Раздел II. Источники, документы, формы и методы проведения поисковых работ |
20
|
20
|
|
1
|
Основные руководящие документы по увековечению памяти воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны |
1
|
1
|
2
|
Поисковые объединения |
1
|
1
|
3
|
Документация поискового отряда |
1
|
1
|
4
|
Военная археология |
2
|
2
|
5
|
Классификация захоронений и непогребенных останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны |
1
|
1
|
6
|
Поиск, эксгумация, захоронение останков солдат |
3
|
3
|
7
|
Техника безопасности |
7
|
8
|
8
|
Ориентирование в лесу. Работа с картами |
2
|
1
|
9
|
Практические туристические навыки, школа выживания |
2
|
1
|
|
Раздел III. Общественно-полезная деятельность участников экспедиции |
5
|
5
|
1
|
Постановка захоронений под охрану государства |
1
|
1
|
2
|
Паспортизация захоронений |
1
|
1
|
3
|
Установка имен и фамилий без вести павших |
1
|
1
|
4
|
Розыск родственников погибших, ответы на запросы родственников |
1
|
1
|
5
|
Архивная работа. Переучет данных в ЦАМО. |
1
|
1
|
|
Дополнения в “Книгу Памяти” |
1
|
1
|
|
Раздел IV. “Вахта Памяти” | ||
1
|
Весенняя “Вахта Памяти” (16 дней) |
128
|
|
2
|
Осенняя “Вахта Памяти” (20 дней) |
160
|
|
Итого: 360 часов
|