Мы в соцсетях: Контакте

Нормативные акты



Прочие документы




ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ УЧАСТНИКОВ ВОЕННО-ПОИСКОВЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ИНСТРУКТОРОВ

 

О.В.ЛИШИН, ведущий сотрудник психологического института РАО, канд. психол. наук, руководитель поискового отряда «Дозор» ДЮЦ «Пресня», Москва А.К.ЛИШИНА, педагог дополнительного образования, руководитель поискового отряда «Дозор» ДЮЦ «Пресня», Москва

 

Цель военно-поисковых экспедиций:
восстановление имен пропавших без вести и погибших бойцов и командиров Красной Армии, достойное захоронение их останков; заполнение «белых пятен» в истории Великой Отечественной войны; гражданское, нравственное и физическое воспитание молодого поколения в ходе этой деятельности.

 

Задачи по обеспечению деятельности военно-поисковых экспедиций:
Подготовка руководителей, инструкторов и участников экспедиций по программам: туристской, военно-поисковой (специальной), военно-исторической, историко-архивной, по технике безопасности, туристской и специальной.

Организация военно-поисковой экспедиции, включающей: предварительную подготовку, материально-техническое и финансовое обеспечение, разведку, связь с местной администрацией региона, проведение собственно поисковых работ на местности, организацию захоронения найденных останков, обработку полученных данных, материалов и оформление документации; подготовку отчетного выступления агитбригады объединения, в том числе перед местным населением; поиски родственников найденных военнослужащих и переписку с ними; по возможности выступление в прессе.

Организация туристско-поисковых слетов-соревнований поисковых отрядов в полевых условиях (учеба, обмен опытом и смотр готовности поисковых отрядов).

Учет и контроль проходимой за поисковый сезон работы различных объединений.

 

Пути решения поставленных задач:

 

1. Организация сборов-семинаров руководителей военно-поисковых отрядов и инструкторского состава, подготовка соответствующих программ.

 

2. Информация в прессе о работе поисковых объединений и вовлечение в деятельность военно-поисковых отрядов педагогов школ и внешкольных учреждений, ранее ею не занимавшихся.

 

3. Непосредственное участие руководителей различных программ АСПО и близких к нему организаций в военно-поисковых экспедициях подростково-юношеских объединений с целью изучения опыта этих объединений и уточнения действующих программ.

 

4. Подготовка и публикация рекомендаций и инструкций по проведению военно-поисковых работ.


Программа подготовки руководителей военно-поисковых объединений подростков и старшеклассников


1. Военно-поисковая (специальная) программа.

  • Правила техники безопасности при встрече со взрывоопасными предметами и оружием.
  • Правила поведения, разбивки бивака, разведения костров на территории работ.
  • Основные виды стрелкового оружия, снаряжения и боеприпасов, состоявших на вооружении Красной Армии и Вермахта 1941-45 гг.
  • Основные типы фортификационных полевых сооружений на советско-германском фронте.
  • Элементы военной археологии: типы залегания останков на местах боев. Санитарные захоронения, верховые залегания, размещение останков в окопах, блиндажах, траншеях, воронках, на поверхности почвы и др.
  • Знание костей человеческого скелета.
  • Техника работы с инструментами (щуп, лопата, раскопочный нож, миноискатель), способы сохранения находок - останков, личных вещей, медальонов. Рабочая документация, зарисовки, кино- и фотосъемка. Приемы раскопок в условиях высоких грунтовых вод, затопления воронок и траншей.
  • Способы разведочных работ на местности (опрос населения, свободный поиск, шурфовка массовых санитарных захоронений и т. п.).
  • Методика работы с архивными материалами, выявление имен пропавших без вести
    воинов, воссоздание событий боя. Использование для этой цели сведений, полученных из найденных медальонов, предметов быта, архивных списков и др. источников.

2. Формы работы с населением.

  • Этика, техника и тактика опроса населения. Способы избежания критических ситуаций в работе с населением.
  • Установление контакта с местными властями. Формы помощи населению, формы сотрудничества. Работа агитбригады и ее роль в установлении взаимоотношений с населением.
  • Контакт и сотрудничество с местной прессой.

3. Программа психолого-педагогической подготовки руководителей и инструкторов объединения.

  • Понятие воспитания и его отличие от понятия обучения на основе развернутой характеристики личности как разноуровневой психологической самоуправляемой системы.
  • Понятие деятельности как основного фактора преобразования личности. Принцип деятель-ностного опосредования. Роль общения в развитии деятельности.
  • Механизм включения в деятельность и механизмы преобразования деятельности. Различные уровни активности: операциональный, уровень действия, смысловой уровень.
  • Проблема ведущей деятельности. Ведущая деятельность подростка, ее психологические особенности. Ведущая деятельность старшеклассников. Категория педагогически организованной деятельности в младшем подростковом, старшем подростковом и младшем юношеском возрасте.
  • Уровни кооперации педагогически организованной деятельности и эффективность их воздействия на личность.
  • Постановка воспитательных задач применительно к педагогически организованной деятельности подросткового и юношеского периодов. Не «кем быть», а «каким быть», и уже «кем» - это следствие.
  • Техника организации общественного мнения референтной подростковой группы. Самоуправление - высший класс педагогического руководства группой «КТД» (коллективные творческие дела), игровые формы деятельности. Этика отношений «взрослый - подросток».
  • Типология личности (по А, А.Зворыкину) согласно типам мышления. Проблема акцентуаций.
  • Проблема отклоняющегося поведения подростка (по М. А. Алемаскину) и тактика работы воспитателя с девиантными подростками. Развитие адекватного поведения - от операции к целевой установке.
  • Проблема наказания в подростковом объединении.
  • Проблема связи поколений в подростково-юношеской группе.
  • Проблема риска и безопасности в экстремальной деятельности подростковой группы (мера ответственности, доверия и риска).

4. Программа военно-исторической и историко-архивной подготовки руководителей и инструкторского состава подростково-юношеских объединений.

  • Знание истории военных действий в регионе работ военно-поискового объединения. Знание основных воинских частей и подразделений, принимавших участие в боях на этой территории, знание основных событий на театре военных действий, имеющих прямое отношение к поисковым работам (мест окружения, особенно кровопролитных боев, устойчивой на длительное время линии фронта и т. п.).
  • Основные формы архивной документации:
    журналы боевых действий, списки безвозвратных потерь, донесения, оперативные карты.
  • Возможная тактика и стратегия военно-поисковой работы в регионе (от литературы к опросу, от опроса - к раскопкам, от раскопок - к архиву, к обобщенной информации и к переписке с родными, к выступлениям в печати и агитбригаде).
                     
         
         
Примерная программа подготовки участников военно-поисковых экспедиций подростково-юношеских объединений, их руководителей и инструкторов.
 

Рекомендации Российской научно-практической конференции "Место боя как исторический памятник периода Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.

 

Инструкция по технике безопастности при проведении работ в зоне бывших военных действий.

  Мемориальная зона "Надежда". Методика проектирования и создания. (Извлечения из научного журнала "Вестник Евразийского университета" № 2, 1998 г., Акмала, ЕДУ им.Л.Н.Гумилева).