Прочие документы
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ УЧАСТНИКОВ ВОЕННО-ПОИСКОВЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ
ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И
ИНСТРУКТОРОВ
О.В.ЛИШИН, ведущий сотрудник психологического института РАО, канд. психол. наук, руководитель поискового отряда «Дозор» ДЮЦ «Пресня», Москва А.К.ЛИШИНА, педагог дополнительного образования, руководитель поискового отряда «Дозор» ДЮЦ «Пресня», Москва
Цель военно-поисковых
экспедиций:
восстановление имен пропавших без вести и погибших бойцов и командиров Красной
Армии, достойное захоронение их останков; заполнение «белых пятен» в истории
Великой Отечественной войны; гражданское, нравственное и физическое воспитание
молодого поколения в ходе этой деятельности.
Задачи по обеспечению
деятельности военно-поисковых экспедиций:
Подготовка руководителей, инструкторов и участников экспедиций по программам:
туристской, военно-поисковой (специальной), военно-исторической, историко-архивной,
по технике безопасности, туристской и специальной.
Организация военно-поисковой экспедиции, включающей: предварительную подготовку, материально-техническое и финансовое обеспечение, разведку, связь с местной администрацией региона, проведение собственно поисковых работ на местности, организацию захоронения найденных останков, обработку полученных данных, материалов и оформление документации; подготовку отчетного выступления агитбригады объединения, в том числе перед местным населением; поиски родственников найденных военнослужащих и переписку с ними; по возможности выступление в прессе.
Организация туристско-поисковых слетов-соревнований поисковых отрядов в полевых условиях (учеба, обмен опытом и смотр готовности поисковых отрядов).
Учет и контроль проходимой за поисковый сезон работы различных объединений.
Пути решения поставленных задач:
1. Организация сборов-семинаров руководителей военно-поисковых отрядов и инструкторского состава, подготовка соответствующих программ.
2. Информация в прессе о работе поисковых объединений и вовлечение в деятельность военно-поисковых отрядов педагогов школ и внешкольных учреждений, ранее ею не занимавшихся.
3. Непосредственное участие руководителей различных программ АСПО и близких к нему организаций в военно-поисковых экспедициях подростково-юношеских объединений с целью изучения опыта этих объединений и уточнения действующих программ.
4. Подготовка и публикация рекомендаций и инструкций по проведению военно-поисковых работ.
Программа подготовки руководителей военно-поисковых
объединений подростков и старшеклассников
1. Военно-поисковая (специальная) программа.
- Правила техники безопасности при встрече со взрывоопасными предметами и оружием.
- Правила поведения, разбивки бивака, разведения костров на территории работ.
- Основные виды стрелкового оружия, снаряжения и боеприпасов, состоявших на вооружении Красной Армии и Вермахта 1941-45 гг.
- Основные типы фортификационных полевых сооружений на советско-германском фронте.
- Элементы военной археологии: типы залегания останков на местах боев. Санитарные захоронения, верховые залегания, размещение останков в окопах, блиндажах, траншеях, воронках, на поверхности почвы и др.
- Знание костей человеческого скелета.
- Техника работы с инструментами (щуп, лопата, раскопочный нож, миноискатель), способы сохранения находок - останков, личных вещей, медальонов. Рабочая документация, зарисовки, кино- и фотосъемка. Приемы раскопок в условиях высоких грунтовых вод, затопления воронок и траншей.
- Способы разведочных работ на местности (опрос населения, свободный поиск, шурфовка массовых санитарных захоронений и т. п.).
- Методика работы
с архивными материалами, выявление имен пропавших без вести
воинов, воссоздание событий боя. Использование для этой цели сведений, полученных из найденных медальонов, предметов быта, архивных списков и др. источников.
2. Формы работы с населением.
- Этика, техника и тактика опроса населения. Способы избежания критических ситуаций в работе с населением.
- Установление контакта с местными властями. Формы помощи населению, формы сотрудничества. Работа агитбригады и ее роль в установлении взаимоотношений с населением.
- Контакт и сотрудничество с местной прессой.
3. Программа психолого-педагогической
подготовки руководителей и инструкторов объединения.
- Понятие воспитания и его отличие от понятия обучения на основе развернутой характеристики личности как разноуровневой психологической самоуправляемой системы.
- Понятие деятельности как основного фактора преобразования личности. Принцип деятель-ностного опосредования. Роль общения в развитии деятельности.
- Механизм включения в деятельность и механизмы преобразования деятельности. Различные уровни активности: операциональный, уровень действия, смысловой уровень.
- Проблема ведущей деятельности. Ведущая деятельность подростка, ее психологические особенности. Ведущая деятельность старшеклассников. Категория педагогически организованной деятельности в младшем подростковом, старшем подростковом и младшем юношеском возрасте.
- Уровни кооперации педагогически организованной деятельности и эффективность их воздействия на личность.
- Постановка воспитательных задач применительно к педагогически организованной деятельности подросткового и юношеского периодов. Не «кем быть», а «каким быть», и уже «кем» - это следствие.
- Техника организации общественного мнения референтной подростковой группы. Самоуправление - высший класс педагогического руководства группой «КТД» (коллективные творческие дела), игровые формы деятельности. Этика отношений «взрослый - подросток».
- Типология личности (по А, А.Зворыкину) согласно типам мышления. Проблема акцентуаций.
- Проблема отклоняющегося поведения подростка (по М. А. Алемаскину) и тактика работы воспитателя с девиантными подростками. Развитие адекватного поведения - от операции к целевой установке.
- Проблема наказания в подростковом объединении.
- Проблема связи поколений в подростково-юношеской группе.
- Проблема риска и безопасности в экстремальной деятельности подростковой группы (мера ответственности, доверия и риска).
4. Программа военно-исторической
и историко-архивной подготовки руководителей и инструкторского
состава подростково-юношеских объединений.
- Знание истории военных действий в регионе работ военно-поискового объединения. Знание основных воинских частей и подразделений, принимавших участие в боях на этой территории, знание основных событий на театре военных действий, имеющих прямое отношение к поисковым работам (мест окружения, особенно кровопролитных боев, устойчивой на длительное время линии фронта и т. п.).
- Основные формы архивной
документации:
журналы боевых действий, списки безвозвратных потерь, донесения, оперативные карты. - Возможная тактика и стратегия военно-поисковой работы в регионе (от литературы к опросу, от опроса - к раскопкам, от раскопок - к архиву, к обобщенной информации и к переписке с родными, к выступлениям в печати и агитбригаде).