Мы в соцсетях: Контакте

Новости

1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024



Новости 2021 г.



ВИПЦ ПРОДОЛЖАЕТ ПОДГОТОВКУ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
ПО ВОЕННО-МЕМОРИАЛЬНОЙ РАБОТЕ


В рамках проводимой работы по мониторингу сохранности воинских захоронений на территории Российской Федерации специалисты ВИПЦ выявляют многочисленные факты незнания основополагающих положений Законов Российской Федерации в деле содержания воинских захоронений, постановке на учет вновь выявленных воинских захоронений, и вопросов увековечения имен павших воинов на мемориальные плиты.

В настоящее время специалистами ВИПЦ подготовлены ряд материалов, рассказывающих о таких проблемах. В скором времени эти исследования будут опубликованы на сайте Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России».

Но в преддверии данных материалов, необходимо еще раз вернутся к разработанным методическим рекомендациям по постановке на учет, содержанию воинских захоронений и увековечению имен погибших воинов на мемориальных плитах воинских захоронений.

Данные рекомендации были подготовлены с учетом положений Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» и Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на основе военно-мемориальной работы, которая проводилась в прошлые годы в Курской и Ленинградской областях и Республике Карелия.

Мониторинг воинских захоронений.

Раздел 1. Ведение государственного учета воинских захоронений.

В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт (учетная карточка). Данные нормы федерального законодательства распространяются на всю территорию Российской Федерации не зависимо от категории земель, собственника территории, на которой расположено захоронение, наличия (отсутствия) охранных зон и зон охраняемого природного ландшафта, а также на территории закрытых воинских гарнизонов. Воинскими захоронениями считаются не только захоронения бойцов и командиров Красной армии, погибших в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, а все захоронения погибших при защите Отечества, включая захоронения периода Первой мировой, Гражданской, Советско-финляндской войн и могилы военнослужащих Советской и Российской армий, погибших при исполнении служебного долга, как за пределами Отечества, так и в антитеррористических операциях на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», при обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений, органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших. Основанием для постановки на государственный учет ранее неизвестных воинских захоронений могут быть как сведения государственных и военных архивов, так и акты (протоколы) обследования неучтенных воинских захоронений. Обследование воинских захоронений проводится общественными поисковыми объединениями, уполномоченными на проведение поисковой работы согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. № 845 «Об утверждении Порядка организации и проведения поисковой работы общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, осуществляемой в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти». Акт составляется в произвольной форме. К акту прилагается протокол обследования по форме № 1 (приложение 1) (ссылка для скачивания: https://v-ipc.org/metod_rek_vz ).

Перезахоронение останков погибших при защите Отечества из неучтенных воинских захоронений производится на основании пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», и рекомендуется осуществлять в следующих случаях:

- когда обнаружены останки небольшого количества погибших;

- когда в доступности (поблизости) имеется действующее воинское захоронение, куда возможно перезахоронить останки;

- нахождение неучтенных воинских захоронений на земельных участках предназначенных для возведения объектов капитального строительства федерального значения (линейных объектов);

- в случае если захоронение уже подвергалось частичному переносу или разграблению.

Отказ от переноса останков из неучтенных воинских захоронений производится на основании пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и рекомендуется осуществлять в следующих случаях:

- когда обнаружены останки большого количества погибших;

- когда выявленное захоронение было ранее благоустроено и сведения о нем содержатся на топографических картах;

- когда в доступности от места обнаружения нет воинских захоронений, куда можно перезахоронить все обнаруженные останки;

- другие случаи, в том числе состояние останков.

В случае отказа (нецелесообразности) переноса останков погибших, место их обнаружения подлежит благоустройству и регистрации как воинское захоронение.

Во всех указанных случаях все найденные воинские захоронения обозначаются на местности и берутся под охрану органами местного самоуправления до вынесения решения об их дальнейшей судьбе.

При проведении работ по перезахоронению останков необходимо учитывать, что данную работу надо производить согласно письменному распоряжению администрации муниципального образования, на территории которого находится захоронение, с указанием места последующего перезахоронения и обязательным уведомлением родственников погибших, поиск которых осуществляют территориальные органы военного управления. Следует также учитывать положения статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8- ФЗ «О погребении и похоронном деле», устанавливающей санитарные нормы и запрещающей в течение 20 лет любые виды хозяйственной деятельности на территориях, где располагались захоронения.

Таким образом, государственный учет воинских захоронений во всех случаях ведется органами местного самоуправления. Централизованный учет воинских захоронений осуществляет в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации № 4292-1 уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в данном случае Министерство обороны Российской Федерации.

Мониторинг воинских захоронений.

Раздел 2. Содержание воинских захоронений.

Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов — на начальников этих гарнизонов.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В целях благоустройства и содержания воинских захоронений в надлежащем состоянии, воинские захоронения и мемориальные сооружения на них подлежат постановке на баланс органами местного самоуправления (за исключением ряда памятников федерального значения, балансодержателем которых является субъект Российской Федерации).

Процедура постановки на государственной и кадастровый учет заключается в:

- обозначении на местности воинского захоронения (вновь обнаруженные или не обозначенные ранее);

- составлении учетной карточки воинского захоронения, если таковой не имеется;

- проведении кадастровой съемки участка и составление кадастрового паспорта территории воинского захоронения;

- издании решения о принятии на балансовый учет воинского захоронения в целях обеспечения его содержания;

- организации свободного доступа граждан к воинскому захоронению;

- установки памятного знака.

В случаях, когда воинское захоронение находится на землях федеральной собственности (Лесной фонд), собственность на которые не разграничена, принадлежащих юридическим и физическим лицам земельные участки, на которых расположены воинские захоронения рекомендуется включить в границы населенных пунктов, путем внесения соответствующих изменений в генеральные планы поселений (городского округа), либо организовывать перевод земельных участков в категорию земель «Земли особо охраняемых территорий и объектов» (земли историко-культурного назначения) согласно пункту 1 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136 ФЗ.

Мониторинг воинских захоронений.

Раздел 3. Увековечение имен погибших воинов на мемориальных плитах воинских захоронений.

Увековечение имен погибших воинов на мемориальных плитах воинских захоронений является частью работы по содержанию воинских захоронений.

Увековечение имен погибших воинов на мемориальных плитах воинских захоронений проводится органами местного самоуправления.

Основанием для увековечения имен погибших воинов на мемориальных плитах воинских захоронений согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» может быть:

- наличие в учетной карточке воинского захоронения данных о захороненных в нем воинах;

- акт захоронения (перезахоронения) останков советских воинов, найденных в ходе поисковых работ или проведения мероприятий по укрупнению захоронений;

- сведения государственных и военных архивов Российской Федерации и стран зарубежья;

- обращения юридических и физических лиц, подтвержденные документами (копиями документов) о гибели и захоронении воинов.

Перед принятием решения о нанесении на мемориальные плиты воинских захоронений имен захороненных (увековеченных) воинов, необходимо провести проверку их именных данных, а также факта возможного захоронения этих воинов на данном воинском захоронении. Проверку достоверности данных проводят органы местного самоуправления с возможным привлечением некоммерческих общественных организаций, проводящих поисковые работы посредством общедоступных баз данных, книг Памяти и запросов в государственные и военные архивы. Нанесение имен на мемориальные плиты согласуется с территориальными органами военного управления.

Решение об увековечении имен погибших воинов на мемориальных плитах воинских захоронений должно основываться на веском документальном подтверждении архивными документами или актами захоронения (перезахоронения).

При проведении церемоний захоронения (перезахоронения) останков погибших воинов, органами местного самоуправления вносятся изменения в учетную карточку воинского захоронения, согласно акту захоронения. При этом учитывается количество воинов как, чьи имена удалось установить, так и безымянные воины.

В случае нанесения имен погибших воинов на мемориальных плитах воинских захоронений без подтверждения их захоронения на данном воинском захоронении, в случае их нанесения ранее, наличия на мемориальных плитах имен воинов, захороненных в других местах, следует отнести данных воинов как увековеченных, но не захороненных на данном захоронении, что отражается в учетной карточке воинского захоронения.

При оформлении (переоформлении) учетных карточек воинских захоронений рекомендуем использовать новую форму приложения к учетной карточке (приложение 2) (ссылка для скачивания: https://v-ipc.org/metod_rek_vz ).

Установка новых мемориальных плит, изменения, вносимые в уже существующие мемориальные плиты и памятные знаки воинских захоронений - объектов культурного наследия Федерального и регионального уровня (меняющие композиционные решения и внешний облик объекта), согласуются с подведомственными учреждениями культуры субъекта Российской Федерации.

В целях разработки экспертных оценок при возникновении спорных ситуаций, возникающих при обнаружении вновь выявленных воинских захоронений, уточнения границ и другой информации по уже выявленным захоронениям, координации взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, территориальных органов военного управления и общественных организаций в вопросах учета паспортизации, благоустройства воинских захоронений на территории субъекта Российской Федерации целесообразно создать Экспертный совет по вопросам паспортизации и благоустройства вновь выявленных и существующих воинских захоронений на территории субъекта Российской Федерации.



ПУБЛИКАЦИИ ВИПЦ ПО МОНИТОРИНГУ ВОИНСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ:

Специалисты ВИПЦ совместно с представителями региональных представительств ООД «Поисковое движение России» продолжают проводить общественный мониторинг воинских захоронений по выявлению в «тыловых» регионах Российской Федерации вновь образованных воинских захоронений (могил воинов, личности которых установлены поисковиками и похороненных на малой Родине).

*

Рассмотрим образец взаимодействия поисковых формирований, органов местной власти и специалистов ВИПЦ в решении вопросов увековечения имен воинов на воинских захоронениях на примере Невельского района Псковской области.

*

ВИПЦ продолжает подготовку нормативных документов по военно-мемориальной работе. Напомним о методических рекомендациях по постановке на учет и содержанию воинских захоронений.

*

Об ошибке оформления в учетных карточках, в которых помимо похороненного военнослужащего вносятся данные о его родственнике, в могилу которого было проведено подзахоронение останков погибшего солдата.

*

Еще один проблемный вопрос из мониторинга воинских захоронений: погребение на малой Родине вместе с останками установленного бойца останков неизвестного воина.

*

Проблема утраченных воинских захоронений.

*

Результаты мониторинга состояния и порядка оформления учетных документов воинских захоронений, где ежегодно проводятся захоронения останков погибших воинов, найденных поисковыми формированиями (анализ по Центральному федеральному округу).

*

Результаты мониторинга состояния и порядка оформления учетных документов воинских захоронений, где ежегодно проводятся захоронения останков погибших воинов, найденных поисковыми формированиями (анализ по Южному федеральному округу).

*

Результаты мониторинга состояния и порядка оформления учетных документов воинских захоронений, где ежегодно проводятся захоронения останков погибших воинов, найденных поисковыми формированиями (анализ по Дальневосточному федеральному округу).

*

Результаты мониторинга состояния и порядка оформления учетных документов воинских захоронений, где ежегодно проводятся захоронения останков погибших воинов, найденных поисковыми формированиями (анализ по Республике Крым и городу Севастополь).

*

Результаты мониторинга состояния и порядка оформления учетных документов воинских захоронений, где ежегодно проводятся захоронения останков погибших воинов, найденных поисковыми формированиями (анализ по Северо-Западному федеральному округу).




Наверх