Мы в соцсетях: Контакте

Новости

1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024



Новости 2021 г.



ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕТА И СОСТАВЛЕНИЯ ПАСПОРТОВ
(УЧЕТНЫХ КАРТОЧЕК) ВОИНСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ
НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА ВОИНСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ


Проводя общественный мониторинг состояния воинских захоронений на территории Российской Федерации сотрудники ВИПЦ в том числе проверяют наличие и характер составления учетных документов (учетные карточки, или как их еще называют — паспорта воинских захоронений). Их форма утверждена Директивой Министерства обороны Российской Федерации 1990 года № Д-35.

Напомним, что паспорт воинского захоронения представляет собой учётную карточку с информацией о местонахождении, виде и состоянии захоронения, содержит план и фотографию кладбища. В него также вносится информация о количестве захороненных и их личные данные — фамилия, имя, отчество, воинское звание, год рождения и дата смерти. В случае, если количество захороненных превышает три-пять человек, в дополнение к учётной карточке составляется список захороненных с личными данными. Паспорт воинского захоронения составляется в трёх экземплярах. Один экземпляр остается у местных органов власти, второй — в органах военного управления (военкоматах), и третий направляется в Москву в Министерство обороны Российской Федерации.

Паспорта воинских захоронений проходят регистрацию в Управлении Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества, затем оцифровку и размещаются в интерактивном сервисе «Память народа» и ОБД «Мемориал», которыми ежедневно пользуются миллионы жителей России и других стран.

Как мы уже говорили ранее, согласно проведенному мониторингу, ежегодно в «тыловых» регионах нашей страны проходит как минимум около 100 торжественно-траурных церемоний захоронений погибших воинов, чьи останки удается найти и идентифицировать участникам поисковых отрядов в «боевых» регионах. Проведя розыскную работу удается найти их родных и близких, которые изъявляют желание захоронить останки близкого им человека на малой родине. В большинстве таких случаев церемонии захоронения проходят на гражданских (деревенских, сельских, поселковых, городских) кладбищах, рядом с могилами их родных, либо захоронение останков происходит в уже существующую могилу родственников. Данные церемонии проходят при обязательном согласии и с участием представителей органов местного самоуправления и военного управления территориального района определенного субъекта Российской Федерации.

После этого, вновь образованное воинское захоронение согласно ст. 5 Закона РФ от 14.01.1993 года № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», подлежит государственному учёту. На территории Российской Федерации данный учёт ведётся местными органами власти и управления. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

О проблеме отсутствия и своевременного оформления паспортов (учетных карточек) воинского захоронения, мы уже неоднократно рассказывали, в других материалах, подготовленных специалистами ВИПЦ. А сейчас разговор пойдет о другой проблеме, которая была выявлена во время проведения мониторинга наличия и информативности данных, занесенных в учетные карточки воинских захоронений.

Так, в последнее время, в некоторых субъектах Российской Федерации стали оформляться учетные карточки, в которых помимо похороненного военнослужащего, погибшего в годы Великой Отечественной войны (либо в других военных конфликтах), вносятся в графу «количество захороненных», данные о родственнике погибшего, в могилу которого (или которых) было проведено подзахоронение останков погибшего солдата. Тем самым, в такой учетной карточке воинского захоронения, кроме военнослужащего, учтенным получается и его родственник (или родственники).

Вот пример такой учетной карточки по периоду Великой Отечественной войны:

- воинское захоронение сержанта Овчинникова Василия Алексеевича на Кушвинском кладбище г.Кушва Свердловской области. Останки погибшего воина были обнаружены в Городищенском районе Волгоградской области и торжественно захоронены на малой родине 20 сентября 2019 года. В карточке отмечается, что останки были перезахоронены в могилу к родному брату Овчинникову А.А. В графе «количество захороненных» указаны двое, в том числе двое известных. Персональные данные указаны только одного — сержанта Овчинникова В.А. То есть подразумевается, что в данном захоронении похоронены двое военнослужащих, хотя по факту военнослужащим является только погибший Овчинников Василий Алексеевич.

Мониторинг воинских захоронений. Паспорт воинского захоронения сержанта Овчинникова Василия Алексеевича на Кушвинском кладбище г.Кушва Свердловской области.

То же самое касается учетных карточек на воинские захоронения погибших солдат и офицеров Советской и Российской армий, погибших в период Афганской и Чеченской войн. Так, например, в Челябинской области выявлены 9 таких захоронений, где кроме военнослужащего учтены в количестве захороненных их родственники. В Курганской области выявлено одно такое захоронение. В Свердловской области 17 таких захоронений.

В подобных карточках, что захоронение семейное, в котором всего захоронено столько-то человек, логичней было бы указывать в примечаниях, а не в количественном показателе захороненных военнослужащих.

Для исключения впредь подобных неточностей в деле учета воинских захоронений и количества захороненных воинов, целесообразно уполномоченному органу исполнительной власти в лице Управления Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества направить разъяснительную записку и обозначить позицию министерства в органы исполнительной власти и органы военного управления субъектов Российской Федерации для оповещения органов местного самоуправления, которые согласно Закона проводят паспортизацию воинских захоронений. А получаемые карточки, оформленные подобным ошибочным образом, возвращать в адрес отправителя для их переоформления и ликвидации неточностей.

В качестве положительного примера оформления паспорта воинского захоронения (учетной карточки) можно привести оформленный документ на воинское захоронение заместителя командира 3-го гвардейского истребительного авиационного полка ВВС КБФ гвардии майора Мясникова Александра Федоровича на гражданском кладбище в д.Никифорово Мошенского района Новгородской области. Останки летчика были обнаружены на месте падения его самолета «Харрикейн» в 2002 году, а 1 августа 2003 года прах погибшего был торжественно захоронен рядом с могилой его супруги — Матрены Макаровны.

Мониторинг воинских захоронений. Паспорт воинского захоронения гвардии майора Мясникова Александра Федоровича на гражданском кладбище в д.Никифорово Мошенского района Новгородской области.



ПУБЛИКАЦИИ ВИПЦ ПО МОНИТОРИНГУ ВОИНСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ:

Специалисты ВИПЦ совместно с представителями региональных представительств ООД «Поисковое движение России» продолжают проводить общественный мониторинг воинских захоронений по выявлению в «тыловых» регионах Российской Федерации вновь образованных воинских захоронений (могил воинов, личности которых установлены поисковиками и похороненных на малой Родине).

*

Рассмотрим образец взаимодействия поисковых формирований, органов местной власти и специалистов ВИПЦ в решении вопросов увековечения имен воинов на воинских захоронениях на примере Невельского района Псковской области.

*

ВИПЦ продолжает подготовку нормативных документов по военно-мемориальной работе. Напомним о методических рекомендациях по постановке на учет и содержанию воинских захоронений.

*

Об ошибке оформления в учетных карточках, в которых помимо похороненного военнослужащего вносятся данные о его родственнике, в могилу которого было проведено подзахоронение останков погибшего солдата.

*

Еще один проблемный вопрос из мониторинга воинских захоронений: погребение на малой Родине вместе с останками установленного бойца останков неизвестного воина.

*

Проблема утраченных воинских захоронений.

*

Результаты мониторинга состояния и порядка оформления учетных документов воинских захоронений, где ежегодно проводятся захоронения останков погибших воинов, найденных поисковыми формированиями (анализ по Центральному федеральному округу).

*

Результаты мониторинга состояния и порядка оформления учетных документов воинских захоронений, где ежегодно проводятся захоронения останков погибших воинов, найденных поисковыми формированиями (анализ по Южному федеральному округу).

*

Результаты мониторинга состояния и порядка оформления учетных документов воинских захоронений, где ежегодно проводятся захоронения останков погибших воинов, найденных поисковыми формированиями (анализ по Дальневосточному федеральному округу).

*

Результаты мониторинга состояния и порядка оформления учетных документов воинских захоронений, где ежегодно проводятся захоронения останков погибших воинов, найденных поисковыми формированиями (анализ по Республике Крым и городу Севастополь).

*

Результаты мониторинга состояния и порядка оформления учетных документов воинских захоронений, где ежегодно проводятся захоронения останков погибших воинов, найденных поисковыми формированиями (анализ по Северо-Западному федеральному округу).




Наверх