В походах за памятью
Подходит время расставаться со студенческой
скамьей, прощания с университетом, а значит, и со "Снежным десантом",
десантниками, ставшими родными за эти годы. Оглядываясь назад,
всегда вспоминаю
те дни, когда образовался наш десант.
Первое собрание... Как робко держались все мы в аудитории, внимательно слушая
слова командира, как присматривались друг к другу.
...Пролетели месяцы, наступило время подводить итоги предпоходного
периода. Подводились итоги и "работы" каждого, выяснялось кто
что из себя представляет, кто на какую работу способен. Запомнился
на всю жизнь первый поход. Ребята
работали здорово, полностью отдавая самих себя поиску. Инициативы было - хоть
отбавляй.
...Диля и Рая должны были встретиться с очевидцами боев в д.
Кресты и п. Боровки. Беседуя с женщинами, они узнали о двух сестрах
- Федоровой Екатерине Дмитриевне
и Рудаковой Лидии Дмитриевне. "Этим досталось, навидались на своем веку" -
слова задели девушек за душу. "Идем в Мархлево" - решили они. Когда вечером
усталые, с мокрыми ногами, но. счастливые вернулись в интернат, где мы разместились
- надо было видеть их глаза, когда они передавали нам рассказы женщин. Даже
расхотелось их ругать за самовольное принятие решения. Ведь им приходилось
переходить реку в таком месте, где был тонкий лед, а на поверхности вода...
"Наш авангард" - говорили мы про Свету Аксенову и Рустама Сунгатуллина. Света
отличный человек с твердым характером. На нее всегда можно положиться. Когда
уходили "малые десанты", которыми руководила Света, все были спокойны.
В походе 1982 года мы чаще работали отдельными группами, вдали друг от друга,
переживая за своих.
Марина работала в "малом десанте" с Самигом. Не ошибусь, если скажу, что с
ними хотелось бы работать многим. Мне этого очень хотелось. Марина - спокойный,
уравновешенный человек. Внимательно выслушает любого, даст хороший совет. О
том какой человек Самиг можно говорить много. Запомнились слова Ирины Петровой: "Здорово
с Самигом работать. Он с ветеранами общается просто, хорошо знает исторический
материал по дивизии. И вообще отличный человек". Вместе они работали дружно,
помогая и дополняя друг-друга. А наш "малый десант" - это Лена Степанова, Женя,
Саша, Ринат и я. Все они в походе были впервые, но работать с ними было легко,
я была уверена в них. Лена и Ринат быстро освоились в новой обстановке. Теперь
я знаю, что они в походе (особенно вместе) незаменимые люди. Хорошо разбираются
в исторических делах, серьезные, когда этого требует обстановка, но в то же
время могут подбодрить, развеселить. Даже их присутствие, порой, снимало усталость.
Хорошая у нас смена появилась в десанте.
И вот я прощаюсь с десантом, но никогда не забуду это время, людей, которые
стали моими друзьями. Спасибо всем большое.
Успехов в поиске, во всех новых делах.
Шулюмова А., нач.штаба "Снежного десанта" мехмата, 1982 г.
О них нельзя говорить и писать отдельно. Они – это Роза' Гатауллина
и Альмира Галявиева, две сестренки в бтряде. Повсюду их видят вместе;
и если нет одной - скучает другая; и окружающим, которые их хорошо
знают, тоже чего-то не достает.
Все студенческие годы эти девушки отдали "Снежному десанту". Многое было за
эти пять лет: несколько походов за плечами, десятки писем и встреч с ветеранами.
Смотришь на них и думаешь - как могли эти хрупкие на вид девушки выдюжить все
трудности десантской жизни. Правда, когда надо, эти "хрупкие" могут быть твердыми,
настойчивыми и даже упрямыми. И все главное в них - верность десанту и доброта.
1978 год. На первом курсе сразу пришли в десант. Альмира - первая, затем привела
и свою подругу - Розу. Две скромные девушки с РТО, стеснительные и робкие.
Но десантники после первых же порученных им дел оценили их качества - безотказность
и исполнительность.
Наступило время первого для них похода, но так уж получилось, что место-то
было одно на двоих. Решено было взять Альмиру. Это было тяжело и горько для
обеих. И тогда Альмира предложила свое место в отряде Розе.
1980 год. На этот раз поход их не разлучил. И каждый, побывавший в том походе,
увидел их ненавязчивую заботу друг о друге и окружающих.
Альмира была в первый раз в походе, вокруг было столько нового
и интересного, что глаза от страха и радости широко раскрывались.
И отправляя ее с Ваней Лебедевым
к ветерану, командир строго наказывал: "Смотри, держи ее за руку, чтоб не потерялась".
Но Альмира не могла потеряться, а лишь с каждым годом находила в десанте все
новых и новых друзей.
1983 год, зима. Тяжелый курс, на носу государственные экзамены,
но обеим очень хочется сходить в свой, быть может, последний
поход. И никакие преграды здесь
уже не имеют значения. И это не потерявшие голову взбалмошные девчонки, а растворившие
в десанте свои сердца любимые наши "сестренки".
А ведь у каждой из них есть еще помимо десанта много работы.
Роза - депутат районного Совета, Альмира не мыслит себя без шефского "десанта".
О них нельзя говорить и писать отдельно, потому что у них много
общего. Обе любят "снежный десант", его песни, любят детей и
свою будущую профессию преподавателя. Обе не терпят ханжества
и лицемерия, предательства и грубости. Все это станет
ясно, если сходишь с ними в походы, увидишь из в деле, когда тебе будете трудно.
Ведь когда услышишь заливистый смех Альмиры и увидишь улыбку Розы, то сразу
становится легче. Ведь ря дом они, друзья! Они никогда не уйдут из твоей жизни,
как и сейчас не уходят из десанта, а лишь расстаются с ним ненадолго, чтобы
ежедневно вспоминать о нем.
Счастья вам большого-большого, "сестренки"!
В.Беспалов,1983г.
Самым ярким моим впечатлением в этом походе были дети, слушатели
наших лекций. Читать лекции приходилось и раньше, но то были встречи
со старшеклассниками. На сей раз моей аудиторией были малыши.
Сначала я даже боялась. Как рассказать о Казани, об университете
так, чтобы было понятно первышам? Но с первых же минут поняла,
что понимают они все отлично.
Начали спрашивать не только о башне Сююмбеки, Иване Грозном, но и о нашем " Снежном
десанте". Выслушав мой рассказ, охотно делились своими знаниями о своих бабушках
и дедушках, которые прошли войну. Оказывается, они интересуются этим не меньше
нас. Понимают многое во взрослой жизни. Потом дети начали говорить мне о том,
что запомнили из моего рассказа. Вот тут моему удивлению не было предела. Запомнили
каждую деталь, даже сходку студентов пересказали в подробностях.
А какие вопросы задавали!
- Какие были тетради, когда Ленин учился в гимназии?
- А в университете такие же оценки, как и в школе?
- Была ли в Казани война?
Во время такой лекции слушатели заставляют задуматься самого рассказчика о
многом. Вот почему потом я старалась попасть именно в младшие классы. Нет,
конечно, со старшеклассниками тоже интересно общаться, вспомнить себя в их
возрасте, сравнить их точку зрения со своей. И все же общение с ними - дело
более привычное. читать лекцию малышам, мне кажется, сложнее. Десятиклассники
могут простить какие-то твои ошибки, смущение, видят, что ты сама вчера еще
сидела за партой. А вот для малышей ты уже взрослая тетя, должна знать все.
Потому разочаровывать их ответом "не знаю" - последнее дело.
А в общем-то, какими бы они ни были - наши слушатели - они нас многому учат.
Ведь их реакция - это отклик на наш рассказ. По тому, как они откликаются на
наши лекции, можно судить о смысле нашей работы. Встречаясь с людьми на лекции,
убеждаешься, что такая работа очень нужна в походе. Есть возможность рассказать
о нашем поиске сразу, не дожидаясь возможности где-то опубликовать интересные
материалы. Да и воспринимаются они на слух, в общении гораздо лучше. Особенно,
когда речь идет о молодых слушателях.
Словом, работа в лекторской группе полезна и для тех, кто слушает, и для нас
самих. После таких встреч хочется еще активнее вести поиск, еще больше рассказывать
людям о нашем деле. Уверена, что благодаря нашим слушателям мы и стали таким,
какие мы есть.
С.Старостина, 1984г., ВМК
Нам жить и помнить