Мы в соцсетях: Контакте

О нас



В походах за памятью




Строки из биографии.

 

Подходит время расставаться со студенческой скамьей, прощания с университетом, а значит, и со "Снежным десантом", десантниками, ставшими родными за эти годы. Оглядываясь назад, всегда вспоминаю те дни, когда образовался наш десант.

Первое собрание... Как робко держались все мы в аудитории, внимательно слушая слова командира, как присматривались друг к другу.

...Пролетели месяцы, наступило время подводить итоги предпоходного периода. Подводились итоги и "работы" каждого, выяснялось кто что из себя представляет, кто на какую работу способен. Запомнился на всю жизнь первый поход. Ребята работали здорово, полностью отдавая самих себя поиску. Инициативы было - хоть отбавляй.

...Диля и Рая должны были встретиться с очевидцами боев в д. Кресты и п. Боровки. Беседуя с женщинами, они узнали о двух сестрах - Федоровой Екатерине Дмитриевне и Рудаковой Лидии Дмитриевне. "Этим досталось, навидались на своем веку" - слова задели девушек за душу. "Идем в Мархлево" - решили они. Когда вечером усталые, с мокрыми ногами, но. счастливые вернулись в интернат, где мы разместились - надо было видеть их глаза, когда они передавали нам рассказы женщин. Даже расхотелось их ругать за самовольное принятие решения. Ведь им приходилось переходить реку в таком месте, где был тонкий лед, а на поверхности вода...

"Наш авангард" - говорили мы про Свету Аксенову и Рустама Сунгатуллина. Света отличный человек с твердым характером. На нее всегда можно положиться. Когда уходили "малые десанты", которыми руководила Света, все были спокойны.

В походе 1982 года мы чаще работали отдельными группами, вдали друг от друга, переживая за своих.

Марина работала в "малом десанте" с Самигом. Не ошибусь, если скажу, что с ними хотелось бы работать многим. Мне этого очень хотелось. Марина - спокойный, уравновешенный человек. Внимательно выслушает любого, даст хороший совет. О том какой человек Самиг можно говорить много. Запомнились слова Ирины Петровой: "Здорово с Самигом работать. Он с ветеранами общается просто, хорошо знает исторический материал по дивизии. И вообще отличный человек". Вместе они работали дружно, помогая и дополняя друг-друга. А наш "малый десант" - это Лена Степанова, Женя, Саша, Ринат и я. Все они в походе были впервые, но работать с ними было легко, я была уверена в них. Лена и Ринат быстро освоились в новой обстановке. Теперь я знаю, что они в походе (особенно вместе) незаменимые люди. Хорошо разбираются в исторических делах, серьезные, когда этого требует обстановка, но в то же время могут подбодрить, развеселить. Даже их присутствие, порой, снимало усталость.

Хорошая у нас смена появилась в десанте.

И вот я прощаюсь с десантом, но никогда не забуду это время, людей, которые стали моими друзьями. Спасибо всем большое.

Успехов в поиске, во всех новых делах.

Шулюмова А., нач.штаба "Снежного десанта" мехмата, 1982 г.

Сестренки "Снежного десанта".

 

О них нельзя говорить и писать отдельно. Они – это Роза' Гатауллина и Альмира Галявиева, две сестренки в бтряде. Повсюду их видят вместе; и если нет одной - скучает другая; и окружающим, которые их хорошо знают, тоже чего-то не достает.

Все студенческие годы эти девушки отдали "Снежному десанту". Многое было за эти пять лет: несколько походов за плечами, десятки писем и встреч с ветеранами. Смотришь на них и думаешь - как могли эти хрупкие на вид девушки выдюжить все трудности десантской жизни. Правда, когда надо, эти "хрупкие" могут быть твердыми, настойчивыми и даже упрямыми. И все главное в них - верность десанту и доброта.

1978 год. На первом курсе сразу пришли в десант. Альмира - первая, затем привела и свою подругу - Розу. Две скромные девушки с РТО, стеснительные и робкие. Но десантники после первых же порученных им дел оценили их качества - безотказность и исполнительность.

Наступило время первого для них похода, но так уж получилось, что место-то было одно на двоих. Решено было взять Альмиру. Это было тяжело и горько для обеих. И тогда Альмира предложила свое место в отряде Розе.

1980 год. На этот раз поход их не разлучил. И каждый, побывавший в том походе, увидел их ненавязчивую заботу друг о друге и окружающих.

Альмира была в первый раз в походе, вокруг было столько нового и интересного, что глаза от страха и радости широко раскрывались. И отправляя ее с Ваней Лебедевым к ветерану, командир строго наказывал: "Смотри, держи ее за руку, чтоб не потерялась". Но Альмира не могла потеряться, а лишь с каждым годом находила в десанте все новых и новых друзей.

1983 год, зима. Тяжелый курс, на носу государственные экзамены, но обеим очень хочется сходить в свой, быть может, последний поход. И никакие преграды здесь уже не имеют значения. И это не потерявшие голову взбалмошные девчонки, а растворившие в десанте свои сердца любимые наши "сестренки".

А ведь у каждой из них есть еще помимо десанта много работы. Роза - депутат районного Совета, Альмира не мыслит себя без шефского "десанта".

О них нельзя говорить и писать отдельно, потому что у них много общего. Обе любят "снежный десант", его песни, любят детей и свою будущую профессию преподавателя. Обе не терпят ханжества и лицемерия, предательства и грубости. Все это станет ясно, если сходишь с ними в походы, увидишь из в деле, когда тебе будете трудно.

Ведь когда услышишь заливистый смех Альмиры и увидишь улыбку Розы, то сразу становится легче. Ведь ря дом они, друзья! Они никогда не уйдут из твоей жизни, как и сейчас не уходят из десанта, а лишь расстаются с ним ненадолго, чтобы ежедневно вспоминать о нем.

Счастья вам большого-большого, "сестренки"!

В.Беспалов,1983г.

Исповедь лектора.

 

Самым ярким моим впечатлением в этом походе были дети, слушатели наших лекций. Читать лекции приходилось и раньше, но то были встречи со старшеклассниками. На сей раз моей аудиторией были малыши.

Сначала я даже боялась. Как рассказать о Казани, об университете так, чтобы было понятно первышам? Но с первых же минут поняла, что понимают они все отлично. Начали спрашивать не только о башне Сююмбеки, Иване Грозном, но и о нашем " Снежном десанте". Выслушав мой рассказ, охотно делились своими знаниями о своих бабушках и дедушках, которые прошли войну. Оказывается, они интересуются этим не меньше нас. Понимают многое во взрослой жизни. Потом дети начали говорить мне о том, что запомнили из моего рассказа. Вот тут моему удивлению не было предела. Запомнили каждую деталь, даже сходку студентов пересказали в подробностях.

А какие вопросы задавали!
- Какие были тетради, когда Ленин учился в гимназии?
- А в университете такие же оценки, как и в школе?
- Была ли в Казани война?

Во время такой лекции слушатели заставляют задуматься самого рассказчика о многом. Вот почему потом я старалась попасть именно в младшие классы. Нет, конечно, со старшеклассниками тоже интересно общаться, вспомнить себя в их возрасте, сравнить их точку зрения со своей. И все же общение с ними - дело более привычное. читать лекцию малышам, мне кажется, сложнее. Десятиклассники могут простить какие-то твои ошибки, смущение, видят, что ты сама вчера еще сидела за партой. А вот для малышей ты уже взрослая тетя, должна знать все. Потому разочаровывать их ответом "не знаю" - последнее дело.

А в общем-то, какими бы они ни были - наши слушатели - они нас многому учат. Ведь их реакция - это отклик на наш рассказ. По тому, как они откликаются на наши лекции, можно судить о смысле нашей работы. Встречаясь с людьми на лекции, убеждаешься, что такая работа очень нужна в походе. Есть возможность рассказать о нашем поиске сразу, не дожидаясь возможности где-то опубликовать интересные материалы. Да и воспринимаются они на слух, в общении гораздо лучше. Особенно, когда речь идет о молодых слушателях.

Словом, работа в лекторской группе полезна и для тех, кто слушает, и для нас самих. После таких встреч хочется еще активнее вести поиск, еще больше рассказывать людям о нашем деле. Уверена, что благодаря нашим слушателям мы и стали таким, какие мы есть.

С.Старостина, 1984г., ВМК

         
1 I 2 I 3 I 4 I 5 I 6 I 7 I 8 I 9
         

 

         
         

От составителей

Вместо справки

Нам жить и помнить

Ходили мы походами

Этих писем дорогие строки
Поэтические зарисовки десантников