Мы в соцсетях: Контакте

О нас

В походах за памятью

Ходили мы походами.

В последнее время в стране широко развернулось военно-патриотическое движение "Снежный десант", маршруты батальонов которого исчертили всю карту нашей Родины вдоль и поперек. Батальон, укомплектованный в основном студентами геогрофака, был одним из первых в Татарии. Свой поход студенты посвятили 50-летию Советской Армии и комсомола.

Из Казани мы выходили двумя группами. Первой (командир Н.Леонов) предстояло пройти 200 км по нефтяным районам Татарии. Немного длиннее был маршрут второй группы (С.Шляпин) - по трем республикам Поволжья.

Здесь речь пойдет о группе Н.Леонова.

...Последние наставления секретаря комитета комсомола Бориса Емельянова позади, и наш поезд "Казань-Березняки" трогается. На улице мороз, а нам кажется, что мы по меньшей мере едем на южный полюс. Так весело в вагоне.

Первая высадка в Можге. Здесь нас встречала наша "географиня" Нина Молодцова, гостеприимству семьи которой мы очень благодарны. Но скорее в Елабугу - там начало нашего маршрута. Ехали на автобусе, но так проклинали эту дорогу, что если бы автобус внял нашим проклятиям, то, наверное сгорел бы от стыда за тех, кто отвечает за трассу.

Говорят, что все познается в сравнении, так и наш университет, о котором мы с особой теплотой вспоминали в Елабужском вузе. Мы все понимающе переглянулись, когда Юра Обрезков сказал: "Университет есть университет".

Берем курс на город Нижнекамск. Компас не нужен, так как дымящаяся многометровая труба Нижнекамской ТЭЦ служит прекрасным ориентиром. Наконец-то мы на лыжах, и сразу становится ясно, кто на что способен. Идущий впереди Олег Петухов прокладывает наикратчайший путь. Но, как ни хитри, предстоит пройти 27 км. После 20-го км многим было не смеха. Кто-то проклинал взятую "Спидолу", кто-то клялся и божился больше не брать эту чертову вспышку, кто-то вообще проклинал рюкзак. Но стоило немного отдохнуть, выпить горячего кофе, и... откуда берутся силы! Даже лыжа, сломанная Машей Албузовой в 5 км от Нижнекамска не омрачила нашего настроения.

Хороший город - Нижнекамск, но Казань лучше. Ремонтируем лыжи и опять вперед. На это раз держим путь на родину нашего командира, в деревню Федотове, которая насчитывает 18 дворов и 65 человек. Приходим поздно вечером, мечтаем о еде. А после ужина опять песня; Наконец, свободные часы. Кто пишет дневник, кто готовит программу концерта, а Нина Немаева и Витя Вяткин записывают воспоминания старого большевика А.И.Андрианова. А вечером, при свете керосиновых ламп (находясь в 20 км от Заинской ГРЭС, Федотове не имеет электричества), даем первый получасовой концерт, который прошел с большим успехом. Мы рады, колхозники - тоже. А завтра снова в путь.

И опять десант в дороге. Считаем километры, пройденные и оставшиеся. Неожиданно среди зимы мы увидели лето: перед нами раскинулось Заинское море.

Прошли Заинек. Замечательный памятник, построенный павшим героям. Молодцы, заинцы!

А вот и "Светлое озеро"- небольшая деревенька Альметьевского района. Не успели въехать в деревню, как нас окружило огромное количество мальчишек, которые спрашивают, где наш самолет - принимают за настоящих десантников.

Выступили в местной школе, рассказали о нашем университете. Ночевали в клубе. До позднего вечера светились его окна - пели песни по заявкам местных ребят.

И опять лыжня распарывает целину: Русский - Акташ - Ямаш - Альметьевск. А утром держим курс на деревню Васильевки, где прочли несколько лекций, встретились с интересными людьми, дали концерт. Зал ломился от зрителей. В связи с концертом был отменен киносеанс. И мы не разочаровали зрителей. Наибольший успех выпал на долю нашего певца и гитариста Фарида Халитова. Великолепно справился с обязанностями конферансье Юра Обрезков.

Да, мы провели каникулы в походе и очень довольны. Впереди Казань, и мы поем понравившуюся всем песню Высоцкого:

В суету городов
И в потоки машин
Возвращаемся мы,
Просто некуда деться.
И спускаемся мы
с покоренных вершин,
Оставляя в горах,
оставляя в горах свое сердце.

Десантники географака, 1968г.

Достойны памяти отцов

Молодежи присуща романтика дальних дорог, и "Снежный десант" как-то сразу стал формой Всесоюзного похода, которую ждали сотни юношей и девушек. Правда, первоначально предполагалось, что "Снежный десант" будет комплексом военно-спортивных соревнований. Однако, жизнь внесла свои коррективы, и уже в процессе организации батальонов их деятельность приобрела несколько иные формы.

В первый же год десятки батальонов прошли по местам боев Азинской дивизии, дорогами бессмертия Новгородской области, дорогами боевой славы соратников Ильича.

9 мая 1969 года в актовом зале университета состоялся первый слет победителей "Снежного десанта". Родилась новая форма участия молодежи во Всесоюзном походе по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа; Сегодня можно смело говорить о традиции. У десантников есть свой гимн, знамя и клятва, вместе с ветеранами дивизии перед походом они проводили урок мужества, а когда возвратились после дальней дороги, то обрабатывали собранный материал, выпускали газету, оформляли альбомы, выступали перед студентами и школьниками.

В этом году батальон "Снежного десанта" историко-филологического факультета совершил еще один поход по боевому пути 334 Витебской, ордена Суворова II степени стрелковой дивизии. И сегодня мне хотелось бы рассказать, как готовился этот поход.

Идею изучения боевого пути 334 стрелковой дивизии подсказал ее ветеран, профессор И.М. Ионенко. Он прочитал цикл лекций по этой теме, помог тщательно разработать маршрут, комсомольское бюро факультета персонально обсудило каждого кандидата, считая, что в поиск имеет право пойти тот, кто хорошо успевает, активно участвует в общественной жизни факультета и аккуратно посещает занятия по теоретической подготовке десантников.

22 января у памятника молодому Владимиру Ульянову десант провожали в поход. Последние напутствия и в дорогу...

Через два дня мы в Витебске. Всем побыстрее не терпелось побывать в тех местах, где наши земляки вели упорные бои с фашистами. Район Гнездиловичей. Здесь бойцы 334 дивизии форсировали Двину. С волнением смотрели ребята на оплывшие от времени окопы, а мысли всех возвращались к тем двумстам метрам чистого поля от леса до реки, по которым под ураганным огнем противника прорывались к Двине наши отцы.

И везде, где бы мы ни побывали, мы искали документы о 334 стрелковой дивизии. В Зеленоградске, например, Л.Жихарева, А.Салагаев и В.Савельев просмотрели в военкомате пять тысяч карточек погибших воинов. 120 из них числились в нашей дивизии. В Ауце ребята посетили местный краеведческий музей, встречались с местными жителями. В итоге - новые сведения, новые данные.

Вот что говорит о "Снежном десанте" участник похода Р.Аминов: "Участвуя в десанте второй год, встречаясь с участниками боев, побывав в местах, где проходили ожесточенные сражения, я как бы снова родился, да, без волнения невозможно слушать эти рассказы. Только здесь понимаешь, какие тяжелые испытания выпали на долю наших отцов, матерей, сестер."

Закончился еще один мирный поход по дорогам войны, но не закончилась работа. Теперь наш поход воплотится в курсовые и дипломные работы, во встречи с молодежью Казани и республики. А впереди - снова походы, снова поиск.

А.Иванов, 1972г.

1 I 2 I 3 I 4 I 5 I 6 I 7 I 8 I 9 I 10 I 11 I 12 I 13 I 14 I 15 I 16 I 17 I 18 I 19 I 20