Мы в соцсетях: Контакте

Газета "Отечество"

№4 (18) Октябрь 1997.


Солдатский медальон.

Е.Кожевникова

До того, как я поехала в долину в первый раз, я представляла себе медальон - как медаль. У дедушки их много, все разного цвета с преобладанием красного - таким я представляла и медальон.

Что же это оказалось? Покрытые землей, граненые вещицы, похожие на мундштуки. По цвету от земли очень трудно отличить, так трудно, что я даже немного не поверила в то, что их вообще можно найти: как иголку в стоге сена.

И до сих пор, хотя,  не так уж много времени прошло, я не представляю, как это - найти медальон. То есть, как находят, я, конечно, видела, и видела находивших - но в голове до сих пор не укладывается.

Не раз, наверное, возникал вопрос о ценности медальона: насколько важно то, чтобы его прочитали, насколько важно то, что его просто нашли. То, что его прочитали, конечно, важно. А если нет?

Однозначного ответа на этот вопрос, по-моему, нет и быть не может. Может и затасканная эта фраза, но люди-то все разные и по-разному воспринимают то, что происходит.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно каждому для себя решить, что именно для него этот самый медальон значит. Кого-то очень волнует, кто конкретно найдет этот медальон: он или его сосед на раскопе, его отряд или соседний, а кому-то вообще все равно, был бы медальон. Кто-то обнаружив, что медальон пустой страшно расстроится, а кто-то вздохнет, скажет - ну, что же делать - и пойдет дальше. И тут не решишь, какая позиция лучше, какая хуже: обе они такие разные, несравнимые.

Да это, наверное, и не важно, кто как воспринимает медальон. Он найден, и это уже хорошо. Люди продолжают работать вне зависимости от того, нашли они медальон или нет, пустой он оказался или нет. И не стоит, наверное, судить за отношение к медальону, за реакцию на крик: “Медальон нашли!”

Помню, как я в первой долине насупилась на Садыкова: “Да вы чего! Человек медальон нашел, а вы сидите, как будто ничего не случилось!” Садыков пожал плечами и сказал: ”Я рад, что ты!” “Не видно”. “Ну не плясать же мне!”

У каждого, мне кажется, есть право вести себя так, как он себя чувствует, при крике “медальон”, или когда сам его находит. Если человек рад - хорошо, а не рад - так ведь не заставишь.

Помню, что спорила я как-то с другом моего старшего брата. Я - как всегда, кровь из носа, - доказывала, что он не прав, и как он вообще может судить, если в долине не был, и что работа в долине важна - в общем громко и возмущенно верещала, чтобы убедить. Но он почему-то не убеждался, а, напротив, находил контраргументы. Все не помню, помню один, который своей простотой привел меня в изумление:
- А кому это нужно?
- Родственникам.
- Три четверти родственников умерло, а остальные - забыли давно, а если не забыли - то это шизофрения какая-то, а не память. Нужны им ваши медальоны! Скажите лучше, что вам это нужно! Вам, чтобы, найдя этот медальон, чувствовать себя людьми!
- Но ведь и людям от этого польза!
- Так ведь не для людей вы делаете это. Для того, чтобы себя людьми чувствовать.
- Чем же это плохо?
- Ничем. Не кидаться высокими словами о супернеобходимости того, что вы делаете. Не надо - что для людей. Я вот человек, и у меня дядя двоюродный пропал без вести, и я не знаю, где он похоронен, так что же! Могила - это же не самое важное! Мне про него рассказывали, и я знаю, что он был, понимаешь? А костям уже его все равно, абсолютно. Я ничего не говорю - делаете, и молодцы, хорошо. Но сверхважных целей не придумывайте. Не знаю, гложет вас совесть, если они еще не похоронены? Так они не вами - войной похоронены. Медальоны их только вам теперь и нужны...

Дедушка у меня воевал и никогда об этом никому не рассказывал. “Это мое, и не трогайте”. Я его тоже пыталась убедить, говорила про медальоны.
- Ты же сам воевал, неужели тебе надо объяснять?
- Я воевал, да. В отличии от вас. И объяснять мне не надо. То, что вы делаете, не имеет смысла. Только для вас, потому что это вы сами себе придумали. Медальон - это бумажка, призрак.

Ведь, если подумать, правду они говорят? Или нет? Нужен ли медальон кому-то, кроме нас? Если медальон и не нужен, то уже полуистлевшие останки вместе с местом их захоронения?.. Чего ради тогда и ездить, и делать? Если напрячь голову и подумать?

Голова пока пусть думает, а руки - пусть все равно делают. Потому что для кого-то, для чего-то это все равно: нужны эти граненые грязные вещицы, похожие на мундштуки - медальоны. Вы согласны?




* * *

Вечные ценности вечны.

Солдатский медальон лежит в траве годами,
Ржавеет в забытьи невзорванный снаряд.
Сюда никто не приходил с цветами,
Здесь обелиски павшим не стоят.
Н.И.Орлов

С.Крымов

Кому это нужно? Такой вопрос сейчас с одинаковым успехом может задать себе и рабочий завода, который исправно работает и выпускает продукцию, и крестьянин, вырастивший урожай, и даже "новый русский", получивший из ничего целое состояние. Думается мне, что вопрос не в том, что ты делаешь конкретно, а в состоянии общества. Оно сейчас стоит на позициях нигилизма, отрицая даже очевидные человеческие ценности. Возможно, это - реакция на вдруг "дарованную" свободу слова, когда сказать особо нечего.

Помнится, в самом начале перестройки, когда стало возможным не только говорить о непохороненных солдатах, но и начать их хоронить, телевидение и газеты взахлеб рассказывали о трагедии 2 Ударной. Никто не сомневался тогда , что надо исправлять ошибки прошлого. Что это было? Где они теперь, когда их поддержка так необходима?

Странно, что некоторые люди воспринимают поиск в "Долине" как самореализацию тех, кто этим поиском занимается. В этой жизни, особенно теперь, есть много возможностей "чувствовать себя человеком". Для этого не нужен многочасовой поиск в заболоченных лесах, копание в холодной и противной грязи, просеивание каждого клочка земли, дабы не упустить тот самый медальон. Романтика походной жизни, конечно, привлекает. Жизнь в дали от городской цивилизации, общение с друзьями, песни у ночного костра - это ли не повод идти в поход? Но все это можно получить, согласитесь, не выезжая за тысячу километров от дома. Почему бы не поверить, что есть какие-то другие, неведомые никому причины того, что поисковое движение еще существует в нашей стране.

Чтобы узнать, нужен кому медальон или нет, не надо ехать в "Долину". Достаточно встретиться с теми, чьи мужья и сыновья были найдены с медальонами за эти годы, или на худой конец почитать их письма. Посчитаться с тем, что многие вдовы в результате этого получили, наконец, положенную пенсию по потере кормильца на фронте. Чтобы не быть голословным, привожу коротенькую выдержку из такого письма. А их у меня предостаточно, чтобы верить в то, что кому-то это действительно нужно.

* * *

Здравствуйте!

Получили Ваше письмо о судьбе, смерти моего родного отца и его товарищей, спасибо Вам большое. Мы, дети и его внуки, благодаря Вам, узнали через много лет трагедию наших близких.

Высылаю Вам фотографию отца и номер газеты "Орский рабочий" за 22 сентября 1990 года, которая помогла нам узнать судьбу и место гибели отца.

Медальон моего отца пока не высылайте, я так боюсь, что еще придется потерять единственную дорогую память. У нас большое желание посетить могилу отца в День Победы, мы решили с сестрой приехать.

Еще Вам сообщаю, что теперь фамилия папы будет занесена в Книгу Памяти, и будет выбита на мемориальной плите у Вечного огня в нашем городе.

Роза Яковлевна Кичкина, 16 октября 1990 года


Что же это был за поход?..
Берлин, 22 июня 1941 г.
Поисковая работа - лучшая школа жизни.
Солдатский медальон.
Мы ищем на земле ровесников следы...
Клубу "Дзержинец" - 10 лет.
На войне суровые законы.
Молодежь и армия.
Архивно-исторический кружок при клубе "Долина".
Матрос с крейсера "Память Азова".
Книга фронтовых писем.