Мы в соцсетях: Контакте

Газета "Отечество"

№1 (80) Февраль 2013




АЭРОКЛУБЫ - ФРОНТУ


В годы Великой Отечественной войны Татарстан принял и разместил большое количество эвакуированных предприятий и учреждений из западных областей СССР. Были среди них и аэроклубы, которые стали готовить летное пополнение на базе аэроклубов ОСОАВИАХИМ ТАССР. Этой темой мы заинтересовались, изучая воинские захоронения на территории республики с целью установления имен похороненных воинов. Удивило наличие большого числа могил летчиков. Откуда они? Только ли это летчики запасных полков, проходивших обучение на самолетах Пе-2 казанского авиационного завода? Откуда тогда на бугульминском кладбище, вдали от Казани, могилы с надписями на плитах «Экипаж летчиков военного самолета. Имена их неизвестны, подвиг бессмертен», «Здесь похоронен неизвестный летчик»?

По документам ЦАМО РФ, ЦГА ИПД РТ, воспоминаний военных летчиков следовало, что в 1941 году в Бугульме на базе эвакуированной из г.Орел тренировочной эскадрильи Гражданского воздушного флота (ГВФ) была сформирована 104-я учебная авиаэскадрилия ГВФ первоначальной подготовки пилотов для ВВС Красной Армии. Погибшие в Бугульме летчики могли быть из состава этой эскадрилии.

Интересно, что еще 21 января 1941 года Уральская авиагруппа спецприменений местных воздушных сообщений ГВФ сообщала Командующему ВВС Уральского военного округа: «В текущем году «Аэрофлот» получил специальное Правительственное задание по подготовке летных кадров для передачи их к 1-му октября 1941 г. в авиаучилища ВВС КА. Для выполнения этого задания Коллегия ГУГВФ своим специальным постановлением от 10.12.1940 г. решила организовать специальные учебные эскадрилии».

Начальник Генерального штаба РККА - Командующему войсками Уральского ВО и Начальнику ГУ ГВФ: «Согласно постановления СНК СССР от 5.11.1940 года за № 2263-976сс, ГУ ГВФ дано задание произвести первоначальное обучение молодежи на самолете У-2 для дальнейшего направления их в учебные заведения ВВС КА».

Начальник ГУ ВВС КА и председатель ЦС ОСОАВИАХИМА СССР подписывают распоряжение «О порядке передачи аэроклубов от ОСОАВИАХИМА в ведение НКО СССР (ГУ ВВС КА) согласно постановления Совнаркома СССР от 25.II.41 г. № 368-167сс».

В своей книге воспоминаний «После заката - взлет» (Смоленск, 1988) Герой Советского Союза заслуженный пилот СССР Павел Михайлович Михайлов пишет: «После окончания Тамбовской летной школы я получил назначение на работу инструктором тренировочной эскадрильи Гражданского воздушного флота в город Орел.

Первые месяцы войны мы оставались в Орле. Занятия в эскадрилье продолжались, но теперь мы жили в постоянном напряжении. Все чаще налетали гитлеровские бомбардировщики и нацеливались на наши аэродромы. Учебные полеты приходилось вести в промежутках между воздушными тревогами.

В октябре 1941 года наша эскадрилья была эвакуирована в районный центр Татарской АССР город Бугульму. Учебные занятия вели здесь усиленными темпами. Я понимал, как важно в военной обстановке готовить кадры летчиков. И все же меня тянуло к другому. Хотелось быть там, где наши воины стойко и мужественно сражались с захватчиками - фашистами.

Я продолжал писать заявление за заявлением о переводе в действующие воздушные части, но всегда получал один и тот же ответ: готовить летные пополнения не менее важно, чем бомбить вражеские тылы и сражаться в воздухе с фашистскими истребителями.

Только к осени 1942 года желание мое было удовлетворено. Мы уже подготовили не один десяток пилотов, теперь было кому заменить нас на инструкторской работе».


Воспоминания бывших военных летчиков Владимира Ивановича Воронова, Анатолия Ивановича Лашкевича, Петра Сергеевича Новикова подтверждают размещение в Казани и Чепчугах эвакуированных двух Ленинградских, Боровичского, Новгородского и Псковского аэроклубов. Каждый аэроклуб имел богатую довоенную историю и тысячи подготовленных к полетам летчиков и авиационных специалистов. Например, 1-й Ленинградский городской аэроклуб - это было прославленное учебное заведение: преемник первого русского аэроклуба, созданного еще в 1908 году. К началу Первой мировой войны аэроклуб подготовил 70 пилотов-авиаторов, а в 1929 году в Ленинграде была организована авиационная школа ОСОАВИАХИМа, ставшая первым аэроклубом СССР. В 1928-1930 годах здесь работал В.П.Чкалов, начинал свою деятельность создатель самолетов «Ан» О.К.Антонов. До начала Великой Отечественной войны аэроклуб подготовил несколько тысяч летчиков, парашютистов и авиатехников.

В книге «Морские истребители» (Москва, ДОСААФ, 1986) автор - бывший морской летчик-истребитель 6-го гвардейского истребительного авиаполка Владимир Иванович Воронов рассказывает:

«Познав радость полета впервые на самолете У-2 в мае 1941 года в Ленинградском аэроклубе на аэродроме Горская, пройдя испытания голодом и холодом зимой 1941-1942 годов в деревне Чепчуги под Казанью, куда был эвакуирован аэроклуб, почувствовав и полюбив самолет-истребитель во время учебы в запасном авиаполку, я и не мыслил судьбы другой, без полетов. Весь, своим разумом и всеми чувствами, был предан авиации. Мечтал о тех днях, когда закончу училище и попаду на фронт, мечтал отомстить ненавистным фашистам за смерть отца, за тяжкие муки матери и невесты в блокадном Ленинграде, за слезы, горе и кровь советских людей».

Так, на базе аэроклубов ОСОАВИАХИМа ТАССР, в небе Татарстана, вставали на крыло будущие защитники неба Отечества, герои Великой Отечественной войны.


Рафик Салахиев, ВИПЦ «Отечество».



Поздравляем с праздником защитников Отечества!
К 70-летию Победы.
События.
70 лет и одни сутки.
Пока огонь в душе храним.
Отважный снайпер.
Аэроклубы - фронту. (Рафик Салахиев)
Знак "Инструктор-парашютист" I категории №37. (Рафик Салахиев)
"Казанский обвод". (Рафик Салахиев)
Генерал Клишев. (Рафик Салахиев)
Сталинграду посвящаем. (Дмитрий Юдин)
Зимние молодежные походы.
Их ждал Ленинград... (Илья Прокофьев)
Открывая тайны Аджимушкая.