Всех назовем поименно: Биографический каталог военнослужащих Военно-воздушных сил ... 2-е изд.
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Сведения о похороненных в Татарстане воинах постоянно уточняются, за информацией обращайтесь в Всероссийский информационно-поисковый центр «Отечество» (г.Казань): телефон: +7-(843)-555-02-55, e-mail: mipc@mail.ru.
ОТ АВТОРА
Перед вами книга-реквием. Дань памяти людям, которые отдали самое дорогое, что было у них – свои жизни во исполнение воинского долга перед Родиной и народом. В этой книге – имена и судьбы людей, посвятивших свою жизнь авиации: летчиков, штурманов, воздушных стрелков-радистов, авиаспециалистов наземных служб и подразделений, преподавателей авиационных учебных заведений, жизненный путь которых оборвался на территории Республики Татарстан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В самый тяжелый период в истории нашей Родины они встали на защиту Отечества. Они погибли и умерли далеко от фронта, но все их помыслы и дела были направлены на достижение одной цели, единой для родной страны – нашей Победы.
В 1994 году Региональная общественная молодежная организация «Объединение «Отечество» Республики Татарстан начала комплексную работу по восстановлению полного списка воинов, захороненных на территории Татарстана, по поиску сохранившихся могил и надгробий, составлению схем их расположения с целью благоустройства и охраны воинских захоронений. Была проведена огромная поисковая работа: полевые выезды на места расположения воинских захоронений в районах республики, архивно-исследовательские поиски по документам различных архивов Москвы, Санкт-Петербурга и Республики Татарстан. Результатом многолетних работ стало издание в 2009 году Каталога воинских захоронений Республики Татарстан «Я вечно помнить призываю…», в который вошли сведения о 17 кладбищах в 13 населенных пунктах республики, список 6020 воинов, умерших в госпиталях, погибших при исполнении воинского долга в годы Великой Отечественной войны и похороненных на территории Республики Татарстан.
В ходе работ по подготовке Каталога дополнительно были выявлены ранее неизвестные воинские захоронения в шести населенных пунктах республики. Дополнительно установлены имена более сотни солдат и офицеров Красной Армии, похороненных на территории Республики Татарстан. Данная работа продолжается и сейчас.
С 2012 года одним из новых направлений деятельности Региональной Общественной Молодежной Организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан стала подготовка к изданию этой книги, посвященной авиаторам, погибшим на территории Республики Татарстан.
Татарская АССР в годы Великой Отечественной войны – тыловой регион. Фронт находился в сотнях километрах от Казани. И, казалось бы, откуда на территории Татарстана такое большое количество воинских захоронений и погибших воинов? Объяснимо существование госпитальных захоронений – в тылах СССР было развернуто большинство санитарных учреждений армии, куда стекались массы раненых на фронтах Отечественной войны солдат и командиров Красной Армии, некоторые из них умирали от ран и увечий. Но на территории Татарстана вместе с госпитальными захоронениями имеются захоронения летчиков, погибших в небе при исполнении воинского долга.
Татарская АССР и город Казань в годы войны 1941-1945 годов стали одним из центров сосредоточения авиационных служб и специалистов.
В годы Великой Отечественной войны в Казань были эвакуированы и проводили огромную работу Главное управление гражданского воздушного флота (ГВФ) и Главное управление формирования и комплектования ВВС Красной Армии.
В Казани развернулись эвакуированные авиационные и моторостроительные заводы. Выпускал свою продукцию 22-й московский завод, слившийся с казанским 124-м заводом (самолеты бомбардировщики Пе-8 и Пе-2). В Адмиралтейской слободе на базе завода №169, производившего лыжи и деревянные детали для самолетов, развернули эвакуированный из Ленинграда 387-й авиационный завод (выпускал самолеты У-2). На границе Татарской АССР и Марийской АССР в городе Волжске (в 40 км западнее Казани) разместился эвакуированный из города Рязани авиационный завод № 168 (собирал самолеты Ут-2).
За продукцией указанных авиационных заводов прибывали с фронтов группы фронтовых перегонщиков, эскадрильи, а зачастую и целые полки. Была сформирована и активно работала 1-я авиационная эскадрилья по перегонке самолетов ВВС Красной Армии при заводе № 22 (в 1944 году переформирована в 211-й авиаполк по перегонке самолетов). При заводах были сформированы отдельные авиационные отряды, летчики-испытатели которых занимались облетом новых самолетов. В этих вылетах принимали непосредственное участие военные представители (военпреды) ВВС Красной Армии на заводах.
С 1941 года на территории Республики Татарстан дислоцировался 9-й запасной авиационный полк, через который прошло несколько десятков маршевых полков бомбардировочной авиации и отдельные экипажи. С лета 1942 года в Татарской АССР была развернута 8-я запасная авиационная бригада, штаб которой вместе с вошедшим в нее 9-м запасным авиационным полком базировался в самой Казани. 18-й запасной авиационный полк, вошедший в бригаду, прибыл в город Чистополь. 3-й запасной авиационный полк стал базироваться в городе Йошкар-Ола. Количество прибывающих авиационных полков с фронтов для переформирования и получения новой авиационной техники значительно возросло. За годы войны в бригаде прошли переобучение на самолет Пе-2 69 маршевых полков, 7 маршевых эскадрилий, 1201 отдельный экипаж.
В городе Бугульме была развернута 104-я учебная авиационная эскадрилья Гражданского воздушного флота (ГВФ) первоначальной подготовки пилотов для ВВС Красной Армии.
На территорию Татарской АССР были эвакуированы ряд аэроклубов, которые, влившись с состав местных аэроклубов, продолжили вести работу по первичной подготовке летного состава.
Как известно, в годы Великой Отечественной войны через территорию Республики Татарстан пролегали «воздушные пути» перегонки американских самолетов на фронт. Причем, если о значении и истории перегоночной Красноярской трассы «Аляска – Сибирь» («АлСиб») известно в настоящее время очень много, по этой теме написаны многочисленные книги и публикации, то об истории дальнейшей перегонки самолетов от Красноярска, где заканчивались трасса «АлСиба», до места конечного пути на фронт известно крайне мало.
А именно на этом пути следования самолетов на фронт находилась Казань. Приказом Народного Комиссариата Обороны (НКО) от 15 июня 1943 года аэродром Казань был включен в состав воздушной магистрали Москва – Уэлькаль. Он использовался как базовый аэродром перегонщиков из Красноярска далее на фронт. При сформированной в Казани 118-й авиационной комендатуре, которая регулировала все авиационные перелеты в небе Татарстана, существовал свой авиаотряд.
Помимо 9-го перегоночного авиационного полка в перелете самолетов по маршруту из Красноярска на фронт (через Свердловск и Казань) принимали участие другие различные авиаподразделения, например, такие как 17-я отдельная перегоночная авиаэскадрилья. На этих маршрутах действовала 12-я особая авиагруппа (ОАГ) Гражданского воздушного флота (ГВФ), которая была сформирована 15 марта 1942 года (в мае 1943 года переформирована в 73-ю вспомогательную авиационную дивизию Авиации дальнего действия (АДД), в составе 104-го и 105-го вспомогательных авиаполков).
При такой огромной концентрации авиасоединений и постоянной активности авиационных перелетов, к сожалению, не обходилось без происшествий. Причинами этого были многие факторы: плохие метеоусловия, отказы техники, ошибки пилотирования при тренировочных полетах и прочее. Для штабов маршевых полков, которые направляли на переучивание свои экипажи, эти летчики числились в командировке на выполнении служебного задания, и в случае катастроф там часто не знали о месте их гибели и захоронения и считали пропавшими без вести. Это документально подтверждается проведенными исследовательскими работами.
Так, на сегодняшний день, из установленных и перечисленных в настоящей книге данных на 218 членов летно-подъемного состава, погибших и похороненных на территории республики, 40 человек до сих пор значатся по документам Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации пропавшими без вести, а 60 человек вообще не учтены в Обобщенном банке данных Министерства обороны РФ (ОБД «Мемориал»), то есть количество пропавших без вести увеличивается до 100 человек.
Могилы авиаторов расположены в городе Казань на Арском, Архангельском, Окольном кладбищах, в Арском, Бугульминском, Верхнеуслонском, Высокогорском, Зеленодольском, Пестречинском, Спасском, Чистопольском районах. Тем самым война оставила неизгладимый след на территории Республики Татарстан.
Нам еще не известны имена похороненных на кладбище села Кощаково Пестречинского района трех членов экипажей двух самолетов Пе-2 из состава 72-го бомбардировочного авиационного полка, разбившихся 3 марта 1942 года. Мы еще не знаем фамилий и имен погибших в 1942 году летчиков, захороненных на старом кладбище в городе Бугульме, на их могилах до сих пор высечены слова «Неизвестный летчик». В результате проводимых в последнее время поисково-разведывательных полевых работ на территории Республики Татарстан выявлены захоронения безымянных летчиков в Нижнекамском и Рыбно-Слободском районах. Имена и обстоятельства их гибели еще предстоит выяснить. Неизвестны обстоятельства гибели и полные данные захороненного около бывшего аэродрома 18-го запасного авиационного полка в районе города Чистополя лейтенанта Н.Максимова (его останки были перезахоронены в мае 2011 года в городе Чистополе)… Так что впереди еще огромный пласт неизученных документов различных архивов, не один десяток километров лесных и сельских дорог, множество встреч с местными жителями, в рассказах которых звучат легенды о той далекой войне…
Настоящие издание – это начало большого исследования авиационной военной истории Татарстана в годы Великой Отечественной войны. И если сейчас мы приводим только социально-демографические данные погибших и умерших авиаторов, рассказываем об их службе в Красной Армии, даем краткое описание обстоятельств их гибели и мест захоронения, то в дальнейшем, в продолжении этой книги будут раскрыты и развернуты все имеющиеся исторические материалы и сведения об использовании военной и гражданской авиации в годы Великой Отечественной войны на территории нашей республики.
В новой книге будут представлены материалы о создании и расширении аэродромной сети Татарской АССР, противовоздушной обороне, работе аэроклубов, как местных, так и эвакуированных на территорию Татарстана. Будет описана история формирования и работа 8-й запасной авиационной бригады, всех штатных полков бригады (9 ЗАП, 18 ЗАП, 3 ЗАП), а также маршевых бомбардировочных полков, которые прошли обучение в составе запасной авиационной бригады за все годы войны. Отдельное направление будет посвящено авиационным заводам (самолетостроительным и моторостроительным), которые находились на территории республики, работе заводских летчиков-испытателей и военных представителей (военпредов) ВВС Красной Армии на этих заводах. Мы подробнее остановимся на вопросах перегонки на фронт самолетов, сделанных в Казани, а также тысячи единиц техники, перегоняемой через территорию Татарстана по поставкам ленд-лиза по знаменитой авиационной трассе из Аляски (США).
И это еще раз говорит об исключительности данной исследовательской работы. Наверное, впервые в современной истории России так подробно и правдиво рассматриваются все трагические события, которые привели к безвозвратным потерям личного состава ВВС Красной Армии в тылу страны.
Впереди нас еще ждут летчики, имена которых мы обязаны вернуть из небытия… Вернуть их родным и близким, вернуть ПАМЯТЬ о них…
И.Прокофьев.
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Сведения о похороненных в Татарстане воинах постоянно уточняются, за информацией обращайтесь в Всероссийский информационно-поисковый центр «Отечество» (г.Казань): телефон: +7-(843)-555-02-55, e-mail: mipc@mail.ru.