Всех назовем поименно: Биографический каталог военнослужащих Военно-воздушных сил ... 2-е изд.
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Сведения о похороненных в Татарстане воинах постоянно уточняются, за информацией обращайтесь в Всероссийский информационно-поисковый центр «Отечество» (г.Казань): телефон: +7-(843)-555-02-55, e-mail: mipc@mail.ru.
ШУСТВАЛЬ Григорий Петрович
1902 г.р. Уроженец: Украинская ССР, Полтавская область, Полтавский р-н, с.Руновщина. Жена Шустваль Наталья Кузьминична, проживала: г.Москва, п.Фили, ул.Воровского, д.19, кв.47 (по другим сведениям: г.Москва-79, ул.Красноармейская, д.12/2, кв.464).
Кадровый, в РККА с 1924 года.
Член ВКП(б) с февраля 1925 года.
В 1913 году окончил три класса начальной школы, а к 1918 году еще пять классов реального училища в г.Полтаве. В учетно-послужной карточке записано: «…проживал на территории занятой Деникиным и Петлюрой 1918-1919 гг., г.Полтава, работал чернорабочим на железнодорожной станции и сельхозрабочим в селе Димитровка Константиноградского района Полтавской области…».
В марте 1924 года вступил в Красную Армию красноармейцем 1-го кавалерийского полка 1-й кавалерийской дивизии Киевского военного округа, и до марта 1927 года его военная служба была связана с этой дивизией: с октября 1925-го на должности лектора полковой школы во 2-м кавалерийском полку, с октября 1926-го на должности ответственного организатора ВЛКСМ 3-го кавалерийского полка.
В марте 1927 года зачислен курсантом Ленинградской военно-теоретической школы ВВС. В январе 1928-го Г.П.Шустваль уже курсант 3-й военной школы летчиков в г.Оренбург, которую окончил в июле 1929 г.
До сентября 1932 года служил в строевых частях 11-й авиабригады ВВС Московского военного округа в городе Воронеж:
– с июля 1929 года – младший летчик 54-й авиационной эскадрильи;
– с апреля 1931 года – старший летчик 42-й авиационной эскадрильи;
– с мая 1931 года – командир корабля в 53-й авиационной эскадрилье;
– с октября 1931 года – командир корабля в 79-й авиационной эскадрилье.
С сентября 1932 года слушатель ВВА РККА. В 1937-м окончил инженерный факультет Военно-воздушной инженерной академии им.Н.Е.Жуковского, после чего продолжил службу на должности летчика-испытателя военной приемки 1-го отдела УМТС ВВС РККА. Присвоено воинское звание капитан.
С апреля 1939 года – летчик-испытатель авиационного завода № 22 (г.Москва, с 1941-го – г.Казань). Испытывал серийные самолеты СБ (1940-1941), Ар-2 (1941-1942), Пе-2 (1941-1942) и их модификации.
Капитан, летчик-испытатель 3 класса авиатранспортного отряда авиационного завода № 22 Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП) (г.Казань).
Погиб 13 января 1942 года при катастрофе самолета Ар-2 (заводской номер 17/519) при перелете Казань – Молотов (в настоящее время – Пермь) в районе д.Большие Ключи Юдинского (в настоящее время – Зеленодольского) района Татарской АССР, 35 км северо-западнее г.Казани.
В Российском государственном архиве экономики хранится акт расследования данной катастрофы, в котором говорится: самолет Ар-2 № 17-519, принадлежавший транспортной группе завода № 22, вылетел в 12.25 с аэродрома завода № 22 (Казань) в г. Молотов. Самолет появился над деревней Большие Ключи на высоте 150-200 метров и пролетел в сторону ветряных мельниц, находившихся в полукилометре от деревни. Пролетев около полутора километров от деревни, самолет сделал крен на левое крыло, после чего, как говорится в акте, «ударился о землю с большим грохотом». В акте сказано, что «из-за тумана и низкой облачности на маршруте летчик принял решение вернуться обратно в Казань, но потерял ориентировку в тумане, чем может объясняться, что он оказался в 35 км на северо-запад от Казани. Летчик собирался сделать вираж, но так как снежный покров полностью сливался с горизонтом, а по высотомеру в этом месте в сравнении с аэродромом завода № 22 дается показание 150 метров (этот факт проверен на нескольких других самолетах), в начале виража самолет врезался левой консолью крыла в землю, после чего началось общее разрушение самолета». В акте дополнительно отмечается, что в таких условиях «на глаз высоту до снега определить абсолютно невозможно при отсутствии на нем следов, кустарника или деревьев».
В составе экипажа погибли: летчик военинженер 2 ранга Шустваль Г.П., штурман Егоров И.С., бортмеханик Карандеев М.М., моторист Гусев А.П., агент ОСПК завода № 22 Сергеев Н.Я.
Похоронен: г. Казань, Арское кладбище. Увековечен: стела № 438.
Основание: ЦАМО РФ: УПК, фонд 33, оп.563784, д.42. РГАЭ, фонд 8044, оп.1, д.4589.
Фотографии из акта расследования катастрофы самолета Ар-2 Шустваля Г.П.
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Сведения о похороненных в Татарстане воинах постоянно уточняются, за информацией обращайтесь в Всероссийский информационно-поисковый центр «Отечество» (г.Казань): телефон: +7-(843)-555-02-55, e-mail: mipc@mail.ru.