Всех назовем поименно: Биографический каталог военнослужащих Военно-воздушных сил ... 2-е изд.
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Сведения о похороненных в Татарстане воинах постоянно уточняются, за информацией обращайтесь в Всероссийский информационно-поисковый центр «Отечество» (г.Казань): телефон: +7-(843)-555-02-55, e-mail: mipc@mail.ru.
ИСАЕВ Виктор Викторович
1909 г.р. Уроженец: Краснодарский край, город Новороссийск. Адрес семьи: Татарская АССР, г.Казань.
Кадровый.
Член ВКП(б) с 1929 года. До прихода в авиацию работал учителем в школе. После окончания школы пилотов работал летчиком ГВФ на аэродроме Казань. Стаж работы пилотом 8 лет. С началом Великой Отечественной войны летчики ГВФ были мобилизованы в Красную Армию.
23 июня 1941 года Совнарком СССР утвердил «Положение о Главном управлении гражданского воздушного флота на военное время». На его основании был приведен в действие мобилизационный план. В оперативном отношении гражданский воздушный флот подчинили Наркомату обороны, хотя многие функции, присущие отрасли, сохранились за Главным управлением ГВФ.
4 сентября 1942 года Управление воздушной магистрали Москва – Иркутск было разделено на два самостоятельных управления ГВФ. Уральское управление Гражданского воздушного флота с центром в Свердловске обслуживало участок магистрали от Москвы до Омска, Западно-Сибирское управление ГВФ с базированием в Новосибирске работало на участке магистрали Омск – Красноярск. В состав Уральского управления были переданы подразделения ранее состоявшие в Уральской авиационной группе: 71-я, 72-я, 73-я, 74-я и 3-я учебные эскадрильи бывшего Управления воздушной магистрали Москва – Иркутск, а также 14-я, 15-я и 53-я эскадрильи бывшей Новосибирской авиационной группы ГВФ. В составе управления были также организованы 3-й транспортный авиаотряд специального применения с базированием в Свердловске и 32-й авиаотряд специального применения с местонахождением в Казани. Парк самолетов составляли К-5, ПС-6, ПС-40, «Сталь-3», У-2 и АНТ-9, многие из которых подлежали списанию еще в 1941 году. В состав управления вошли аэропорты: Свердловский (Уктус), Уфимский, Пермский, Казанский, Арзамасский, Янаульский, Челябинский, Магнитогорский, Чистопольский, Ижевский и Чкаловский.
После этих переформирований В.В. Исаев был переведен в экипаж самолета Ли-2 Свердловского аэропорта Уральской авиагруппы ГВФ, а семья (мать, жена и ребенок) остались проживать в Казани.
Пилот 2 класса, командир корабля Уральского управления ГВФ.
Погиб при катастрофе самолета 22 декабря 1942 года в районе аэродрома Янаул Башкирской АССР (в настоящее время – Республика Башкортостан).
В архивных документах Гражданского воздушного флота (ГВФ), которые в настоящее время хранятся в Российском государственном архиве экономики, удалось найти документы, которые рассказывают об этой катастрофе.
«…ПРИКАЗ № 026 от 19 февраля 1943 года Начальника ГУГВФ.
О катастрофе самолета Ли-2 Л-3903, пилотируемого командиром корабля пилотом Уральского управления ГВФ тов. Исаевым В.В., происшедшей 22 декабря 1942 года на аэродроме Янаул.
19 декабря 1942 года самолет Ли-2 Л-3903 с экипажем в составе командира корабля пилота II класса В.В.Исаева, второго пилота А.И.Валевича, бортмеханика Г.И.Кобылкина, бортрадиста Е.А.Слобоженко и пилота-инструктора Свердловского аэропорта Н.А.Королькова распоряжением ЦДС ГУГВФ был назначен в рейс по маршруту Москва – Свердловск.
После посадки самолета в Казани рейс был прерван до 22 декабря 1942 года из-за нелетной погоды.
22 декабря 1942 года командир корабля Исаев получил в Казанской авиаметеостанции прогноз погоды по маршруту Казань – Свердловск, составленный синоптиком Мишкаревым. В прогнозе указывалось снижение облачности в середине маршрута до 100-200 метров и наличие радиационного тумана в конце маршрута.
Дежурный диспетчер Казанского аэропорта С. Федуненко, ознакомившись с бюллетенем погоды, дал пилоту Исаеву разрешение на вылет. При этом тов. Федуненко записал в бюллетень: «При встрече плохой погоды – посадку произвести в Янаул».
На борту самолета находилось 7 человек пассажиров и 1075 кг груза. Общий полетный вес самолета составил 11 400 кг.
Вылетев из Казани 22 декабря 1942 года в 9 час. 10 мин. пилот Исаев через 1 час 26 минут полета, подлетая к аэропорту Янаул, запросил по радио погоду на Свердловск. Дежурный по аэропорту Янаул тов. Варварин дал пилоту Исаеву разрешение на пролет до Свердловска, так как посадка Исаева в Янауле по графику не была намечена, а в Свердловске была хорошая погода. В 11 часов аэропорт Янаул получил с борта сообщение, что самолет идет в облаках на высоте 400 м и испытывает обледенение. После 20 минут полета в облаках экипаж принял решение – из-за большого обледенения вернуться на аэродром Янаул, и сообщил об этом по радио Янаульскому аэропорту.
В 11 час. 35 мин. самолет подошел к аэродрому Янаул на высоте 250-300 метров. С правым разворотом пилот пошел на посадку с выпущенным шасси, но ошибся в расчете и пролетел аэродром на высоте 50-70 метров. Уходя на второй круг, пилот развернул самолет на высоте 40-50 м влево, в сторону строений. На развороте самолет потерял высоту и, чтобы избежать столкновения с постройками, пилот резко увеличил крен для ускорения разворота. Вследствие большого крена самолет скользнул на крыло, ударился крылом о землю и перевернулся. Протащившись 30 метров на верхней части фюзеляжа, самолет врезался в забор и разбился.
Фото самолета Ли-2 после катастрофы. Башкирская АССР, г.Янаул. 22.12.1942 г.
При катастрофе самолета Ли-2 Л-3903 погибли: экипаж в составе пилотов В.В.Исаева, А.И. Валевича, А.А.Королькова, бортмеханика Г.И.Кобылкина и бортрадиста Е.А.Слобоженко, а также 5 пассажиров.
Основной причиной катастрофы явилось интенсивное обледенение самолета, покрывшегося слоем льда толщиной до 30 мм, что утяжелило вес конструкции самолета и снизило его аэродинамические качества…».
«…Самолет Ли-2 Л-3903, принадлежащий Свердловскому аэропорту Уральского управления ГВФ, 4 ноября 1942 года вылетел по маршруту Свердловск – Москва и выполнял задания в различных направлениях без захода на базу. 19 декабря 1942 г. вылетел из Москвы в Свердловск, но 19 декабря самолет задержался погодой в Казани до 22 декабря. 22 декабря в 9.10 самолет вылетел из Казани.
На борту находилось: 7 пассажиров,
груз – 1.075 кг,
авиамасла – 180 кг,
экипаж – 5 чел.,
авиагорючего – 1.485 кг,
вес вооружения – 200 кг,
вес конструкции – 7.500 кг
ИТОГО – 11.400 кг
Полный вес – 11.500 кг
Недогруз – 100 кг
Прогноз погоды, выданный экипажу казанской метеостанцией, соответствовал требованиям для выпуска самолета типа Ли-2. На пути от Казани до Янаула экипаж держал связь до 9.40 с радиостанцией Казанского аэропорта и до 10.23 с р/пеленгатором Казанского аэропорта. Подходя к аэропорту Янаул, экипаж связался в 10.36 с радиостанцией Янаул. Запросил погоду на Свердловск. Аэропорт Янаул дал разрешение на полет. В 11.00 экипаж сообщил, что на высоте 400 м в облаках испытывает обледенение. В 11.20 экипаж сообщил, что возвращается в Янаул. В 11.35 подошел со стороны Свердловска к аэропорту Янаул на высоте 250-300 м. Прошел над аэропортом с правым разворотом и ушел на второй круг. Вторично прошел над аэропортом на высоте 50-70 м с выпущенными шасси вдоль посадочной полосы с небольшим снижением. Не доходя территории мясокомбината, расположенного в 1 км от аэродрома, самолет на высоте 40-50 м сделал левый разворот, потеряв при этом высоту. После разворота самолет оказался в непосредственной близости от зданий мясокомбината и, чтобы избежать столкновения с последними, резко увеличил левый крен, зацепив левым крылом за землю, перевернулся через левое крыло на спину и, протащившись на спине 30 м носовой частью, врезался в забор. Самолет разбит на 100%. При этом весь экипаж погиб. Пассажиры ВАКС, АЛУФ и ШПАК убиты на месте, т.т. ФРОЛОВ и БУЛЫГИН тяжело раненые – скончались в больнице, т.т. Лазуков (правильное написание фамилии – ЛОЗУКОВ смотри список раненых) с тяжелым ранением находится в больнице и т. Анисимов получил легкие ушибы. Груз: секретная почта направлена немедленно по железной дороге в Свердловск, спецгруз упаковывается и направляется по назначению…».
АВАРИЙНЫЙ АКТ:
Экипаж:
– командир корабля, пилот II класса Исаев Виктор Викторович,
– пилот-инструктор Корольков Николай Львович,
– II пилот Валевич Александр Иосифович,
– бортмеханик Кобылкин Георгий Иванович,
– бортрадист Слобоженко Екатерина Афанасьевна.
Пассажиры:
1. Вакс Шумель Шлемович
2. Алуф Семен Николаевич
3. Шпак Антон Иларионович
4. Булыгин Глеб Дмитриевич
5. Фролов Алексей Васильевич
6. Лазуков Иван Никитович
7. Анисимов Владимир Семенович
Самолет Ли-2 заводской № 505, бортовой номер Л-3903 вышел с завода в январе 1941 г., наработал 1954 ч. 45 мин. Ремонтов не имел. 20 авг. 42 г. обслужен по форме № 5 Новосибирскими авиаремонтными мастерскими. Полет по расписанию ЦДС.
Место происшествия: г.Янаул, в полутора километрах от Янаульского аэропорта.
ПРИЛОЖЕНИЕ К АВАРИЙНОМУ АКТУ, СПИСОК ПОГИБШИХ:
1. Исаев Виктор Викторович, рожд. 1909 г., русский, член ВКП(б) с 1929 г., ур. Новороссийска
2. Валевич Александр Иосифович, рожд. 1911 г. в г. Ромодане, Полтавской области, поляк, беспартийный. Награжден орденом Красной Звезды.
3. Корольков Николай Львович, рожд. 1911 г., г.Пенза, русский, пилот-инструктор.
4. Кобылкин Георгий Иванович, рожд. 1906 г., Памятненск с/с, Ялуторского района Омской области, русский, член ВКП(б) с 1932 г., бортмеханик.
5. Денисова-Слобоженко Екатерина Афанасьевна, рожд. 1911 г., урож. г.Киев, украинка, член ВКП(б) с 1942 г., бортрадист, награждена орденом «Знак Почета».
6. Вакс Шумель Шлемович, рожд. 1912 г., урож. с. Волковинцы Волковинцевского района Каменец-Подольской области, еврей. Начальник транспортного отдела Наркомата боеприпасов. Награжден орденом «Знак Почета».
7. Алуф Семен Николаевич, рожд. 1904 г., г.Одесса, кандидат ВКП(б). Инженер Института наркомата минометной промышленности.
8. Шпак Антон Илларионович, капитан. Помощник начальника оперативного отдела штаба Северо-Западного фронта.
9. Булыгин Глеб Дмитриевич, старший сержант, шофер административно-хозяйственного отдела Полевого управления штаба Северо-Западного фронта.
10. Фролов Алексей Васильевич, рожд. 1896 г., г.Свердловск, русский, беспартийный, шофёр Свердловского аэропорта.
Подписал Начальник штаба эскадрильи 71 Раппопорт
СПИСОК РАНЕНЫХ:
1. Лозуков Иван Никитович, рожд. 1910 г., ур. Смоленской обл. Издешковского района, д. Рогозная, русский, беспартийный. Фельдъегерь спецсвязи НКС.
2. Анисимов Владимир Семенович, начальник транспортного отдела Казанского аэропорта.
Подписал Начальник штаба эскадрильи 71 Раппопорт.
Согласно Акта 26 декабря 1942 г. на кладбище р.п. Янаул Башкирской АССР похоронены тела восьми пассажиров и членов экипажа: Валевич, Кобылкин, Денисова-Слобоженко, Вакс, Алуф, Шпак, Булыгин, Фролов.
Тела Исаева и Королькова отправлены в двух гробах 26 декабря 1942 г. в Казань поездом № 917 Казанской ж.д. в сопровождении курсанта учебной эскадрильи № 71 Данбулатова и стрелка охраны Янаульского аэропорта Беляева…».
Акт смерти зафиксирован Казанским городским отделом ЗАГС Татарской АССР 22 декабря 1942 года. Справка о смерти выдана 25 декабря 1942 года – санитарная часть Аэропорта.
Похоронен: г.Казань, Арское кладбище, могила № 446.
Основание: РГАЭ, фонд 9527, оп.4, д.38; архив ЗАГС Республики Татарстан; Книга регистрации умерших Треста похоронного обслуживания Управления благоустройства г.Казань.
Для сведения: данные на погибшего на интернет-портале Министерства обороны Российской Федерации (Обобщенная база данных «Мемориал») отсутствуют.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Могила летчиков Виктора Исаева и Николая Королькова была установлена сотрудниками Всероссийского информационно-поискового центра «Отечество» Рафиком и Марией Салахиевыми в октябре 2016 года во время проведения мероприятий по мониторингу сохранности воинских захоронений на территории Арского кладбища города Казани. На памятнике из мраморной крошки значится: «Любимым мужьям и отцам, летчикам Исаеву В.В., Королькову Н.Л., погибшим при авиакатастрофе 22 декабря 1942 года. От жен, детей, матери, сестер и брата». Для установления обстоятельств гибели указанных летчиков и их полных данных поисковики отработали большой массив информации и документов, начиная с книг регистрации захоронений, хранящихся в конторе Арского кладбища, архива ЗАГСа Республики Татарстан и завершая архивными документами Российского государственного архива экономики. Результатом этой работы стало определение всех недостающих данных о погибших, установление обстоятельств катастрофы и полного списка экипажа и пассажиров самолета, которые погибли и получили ранения при катастрофе.
Поисковикам удалось разыскать сына одного из похороненных в Казани летчиков – Николая Королькова – Валерия Николаевича Королькова, который основательно пополнил сведения об этой истории. Используя открытые базы данных Министерства обороны Российской Федерации «ОБД Мемориал» и «Подвиг Народа» удалось найти сведения о могиле погибших и похороненных в самом Янауле, на месте, где произошла катастрофа. Удалось проследить их судьбы. К сожалению, большая часть погибших и похороненных военнослужащих в документах до сих пор числятся пропавшими без вести.
Кроме этого, при исследовательской работе с документами было установлено, что в составе экипажа на должности бортового радиста, в звании воентехник 2 ранга летала одна из прославленных советских летчиц периода 30-х годов – Екатерина Афанасьевна Денисова-Слобоженко.
Екатерина Слобоженко была участницей нескольких новых рекордов, которые были достигнуты в тогда еще молодой советской авиации. В октябре 1937 года Екатерина Слобоженко в экипаже прославленной летчицы Валентины Гризодубовой (Герой Советского Союза, 1938 г., Герой Социалистического труда, 1986 г.) совершила скоростной полет на самолете Ут-2. Екатерина Афанасьевна в то время была молодой летчицей, но уже настоящим профессионалом. Она могла в полете, кроме самого пилотирования самолета, выполнять обязанности бортмеханика, бортрадиста и штурмана самолета. 19 декабря 1937 года Постановлением Исполнительного комитета СССР за отличное овладение авиационной техникой Е.А. Слобоженко была награждена орденом «Знак Почета». В это время Екатерина работала в должности бортмеханика в составе знаменитой Агитэскадрильи имени Максима Горького.
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Сведения о похороненных в Татарстане воинах постоянно уточняются, за информацией обращайтесь в Всероссийский информационно-поисковый центр «Отечество» (г.Казань): телефон: +7-(843)-555-02-55, e-mail: mipc@mail.ru.