Нормативные акты



Документы Министерства Образования Российской Федерации




ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ на 1999-2001 гг.

(извлечения)

 

1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Воспитание детей и молодежи в современное российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия.

 

Эти изменения отрицательно сказались на российской семье. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей, Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы. Происходит дальнейшая дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтное отношение между супругами, родителями и детьми.

 

Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей, Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, а с другой стороны - чрезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях, неблагоприятные семейные отношения обусловливают отчужденность детей, проявления жестокости и насилия по отношению к ним, рост социального сиротства, влекут за собой резкие формы асоциального поведения.

 

Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Ухудшается состояние здоровья детей и молодежи; получают распространение болезни, имеющие социальную обусловленность(туберкулез, сифилис, ВИЧ-инфекция); учащаются стрессы, неврозы, проявления агрессивности. Угрожающие масштабы приобрела безнадзорность, беспризорность детей. Быстро растет число необучающихся и неработающих подростков. Увеличивается доля детей младшего возраста и девочек-подростков среди несовершеннолетних правонарушителей. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепления ее связей с организованной преступностью. Особую тревогу вызывает распространение наркомании среди учащейся молодежи. Высокий уровень социальной патологии в детской и молодежной среде является мощным дестабилизирующим фактором длительного действия, угрожает социальной безопасности.

 

Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, Интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию, секс.

 

В общественном развитии существенно возросла роль этнического фактора. С одной стороны, это выявляет социализирующий потенциал этнической среды, но с другой - порождает усиление межнациональной напряженности. В то же время эти тенденции недостаточно учитываются в психолого-педагогической практике.

 

В обществе сформировалась новая религиозная ситуация: произошла переоценка роли религии в истории развития России. Признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Религиозным организациям предоставлена возможность обучать детей религии вне рамок образовательных программ.

 

Новые черты приобрело и участие молодежных и детских общественных объединений в воспитательном процессе. Если в прошлом пионерская и комсомольская организации в образовательных учреждениях были частью единой системы воспитания, то в начале 90-х гг. многочисленные молодежные и детские объединения, как правило, в основном действуют за пределами учреждений образования, их социально-педагогический потенциал не востребован государством в полном объеме. В то же время существование детских общественных объединений и организаций, как одного из важнейших факторов социализации ребенка, является мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, закладывать основы развития демократического государства в новом тысячелетии.

 

В этих сложных условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, особенно в сельской местности. Большинство образовательных учреждений стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования - развития физически, нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала.

 

Существенно ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений хроническое отставание их материально-технической базы от современных запросов; научно-методическая необеспеченность; отсутствие необходимых финансовых средств на организацию деятельности; неустроенность и нахождение за чертой бедности большинства членов педагогического коллектива. Огромный ущерб нанесен социальной инфраструктуре для детей. Резко уменьшилась доступность культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструктура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения.

 

Недостаточный объем производства и издания современной научно-методической литературы, посвященной проблемам воспитания, во многом связан с сокращением соответствующего бюджетного финансирования.

 

Периодические журналы, освещающие проблемы воспитания и образования, оказались практически недоступными для образовательных учреждений. Крайне ограничены возможности обеспечения современной научно-методической базы воспитательного процесса и у органов управления образованием.

 

В 90-е гг. в законодательстве страны произошло обновление многих правовых норм образования, что выразилось в признании вариативности, многообразия систем и участников воспитательного процесса.

 

Наметилась тенденция создания современных отечественных концепций воспитания подрастающих поколений.

 

В них выделены ценности активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, семьи, ответственности перед собой и другими. Формируются новые культурные основания воспитания - плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственность государства за воспитание детей и молодежи.

 

Но главной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи, что становится существенным сдерживающим фактором в развитии наметившихся положительных тенденций. Государство несет ответственность за состояние воспитания детей так же, как и за реализацию прав человека и гражданина, а это предполагает необходимость разработки и реализации государственной политики в области воспитания подрастающих поколений.

 

Государственная политика в сфере воспитания должна включать в себя цели и задачи воспитания, стратегии их решения, разработку законодательства, государственных программ, выделение ресурсов, поддержку социально значимых воспитательных проектов, определение механизмов контроля. В совокупности все это должно способствовать созданию необходимых условий для формирования системы воспитания подрастающих поколений в соответствии с их потребностями и общественными запросами. Гражданское, патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании современных динамических методов воспитательной работы с учетом целей и задач образовательных учреждений различных типов и видов.

 

Предлагаемый проект Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг. следует рассматривать как шаг на пути к разработке и реализации государственной политики в сфере воспитания подрастающих поколений.

                     
1 I 2 I 3 I 4 I 5 I 6 I 7
         
         
  Приказ Минобразования России от 18 октября 1999 г. О реализации решения коллегии от 28.09.99 № 19.
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг.
 

Приказ Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности.

  Инструктивное письмо № 06-9ин/28-06 от 25.10.99. О военно-патриотическом воспитании молодежи.
  Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий.
  Письмо Минобразования России от 9 июня 1994 г. 59-М. Об организации туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися.
  Письмо министерства общего и профессионального образования Российской Федерации № 653/19-15 от 7 декабря 1998 г. О программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отечество".
  Письмо Госкоммолодежи России, Минобразования России, Госкомспорта и туризма России от 12 марта 1996 г. О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан.
 

Письмо минобороны России, минобразования России, госкоммолодежи России, ГКФТ России N9 01Р/249 от 23 июня 1997г. Примерное положение об оборонно-спортивном оздоровительном лагере для молодежи.

  Примерное положение об оборонно-спортивном оздоровительном лагере для молодежи.
  Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отечество".
 

Примерное положение о профильном лагере (школе) учащихся. Приложение к приказу Госкомобразования СССР от 14 мая 1991 г. № 226.

  Положение о значке "Юный турист".
  Приказ Минобразования России от 28 апреля 1995 г. № 223. Об активизации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися и подготовке летнего отдыха.
  Письмо Минобразования России от 30.08.96 г. № 15-т. По системе оплаты труда руководителей детских объединений.