Документы Министерства Образования Российской Федерации
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ на 1999-2001 гг.
(извлечения)
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНОГО ТИПА
4.3. Развитие воспитания в учреждениях дополнительного образования детей.
Значительные возможности для современного решения задач воспитания
предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная
на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных
программ. Стратегия интеграции основного общего и дополнительного
образования - реальный путь утверждения вариативности в системе
образования. Цель дополнительного образования - развитие мотивации
детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному
самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном
обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Дополнительное образование организуется учреждениями, которые удовлетворяют постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей, создают условия для их творческой самореализации.
Дополнительное образование в соответствии со своей спецификой стремится к органичному сочетанию видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. Учитывая, что период детства в целом характеризуется активностью и любознательностью, поддержка и развитие творчества детей является одной из приоритетных задач дополнительного образования.
Дополнительное образование способствует установлению реального взаимодействия культур - русской и культуры народа, на территории которого находится образовательное учреждение. Это свойство дополнительного образования обеспечивает ему важное место в региональном компоненте государственного образовательного стандарта.
Одной из сущностных характеристик дополнительного образования является взаимодействие полипрофессиональных и поливозрастных общностей. Институт дополнительного образования предполагает взаимодействие общеобразовательного учреждения с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер и тем самым становится по-настоящему открытой системой и субъектом образовательной политики в регионе.
Дальнейшее развитие воспитательных функций системы дополнительного образования детей определяется реализацией приоритетных задач, в их числе:
-
сохранение и рост сети учреждений дополнительного образования детей, отвечающих интересам и запросам обучающихся, их родителей, социальным потребностям;
-
обоснованное принятие управленческих решений, обеспечивающих сбалансированное и устойчивое развитие сферы дополнительного образования детей;
-
упорядочение и укрепление кадровой, материально-технической базы дополнительного образования детей;
-
обновление программно-методического содержания;
-
создание федеральной системы подготовки и повышения квалификации специалистов системы дополнительного образования детей в образовательных учреждениях всех типов;
-
обобщение опыта педагогической и экономической деятельности учреждений дополнительного образования детей;
-
научное обоснование выдвигаемых практикой показателей эффективности дополнительного образования и проверка их значимости для развития личности каждого ребенка;
-
расширение числа субъектов дополнительного образования, персонификация их ответственности, определение полномочий, предоставление необходимых льгот.