Мы в соцсетях: Контакте

Нормативные акты



Документы Министерства Образования Российской Федерации




ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ на 1999-2001 гг.

(извлечения)

 

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ

 

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

 

Государство и его институты являются важнейшими субъектами воспитания детей и молодежи, осуществляют воспитательные функции в социально значимых сферах их жизнедеятельности, создают условия для функционирования неправительственных воспитательных организаций.

 

Национальная стратегия в области воспитания определяется законодательством, признается вариативность и разнообразие воспитательных систем, организаций и технологий.

 

Инновационным ресурсом развития системы воспитания является современное философское, гуманитарное, социально-научное знание.

 

Дети и молодежь являются равноправными субъектами процесса воспитания, саморазвития, социокультурного самоопределения. Государством должны быть обеспечены целостность, последовательность и преемственность содержания и организационных форм воспитания на различных уровнях образования; развитие вариативных систем воспитания с учетом специфики образовательных учреждений, их традиций, кадрового потенциала, социальных запросов. Стержнем воспитания является формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, гражданской позиции обучающихся.

 

Особое значение в современном обществе приобретают психолого-педагогическая помощь учащейся молодежи в процессе включения ее в активную жизнь, формирования социальной ответственности.

 

Воспитанию детей и учащейся сельской молодежи уделяется особое внимание как приоритетному направлению государственной, социальной и аграрной политики, способствующей приобщению растущего поколения к культурно-историческим традициям, формированию чувства настоящего хозяина земли.

 

Сохранение и укрепление здоровья учащихся во всех образовательных учреждениях и соответственно роль и актуальность физического воспитания являются бесспорными, поскольку физическое здоровье является одной из основных предпосылок формирования здорового образа жизни.

 

Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.

 

Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъектных отношениях.

 

Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся воспитывают сообразно их полу и возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения.

 

Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

 

Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом - формирует навыки социальной адаптации, самореализации.

 

Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.

                     
1 I 2 I 3 I 4 I 5 I 6 I 7
         
         
  Приказ Минобразования России от 18 октября 1999 г. О реализации решения коллегии от 28.09.99 № 19.
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг.
 

Приказ Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности.

  Инструктивное письмо № 06-9ин/28-06 от 25.10.99. О военно-патриотическом воспитании молодежи.
  Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий.
  Письмо Минобразования России от 9 июня 1994 г. 59-М. Об организации туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися.
  Письмо министерства общего и профессионального образования Российской Федерации № 653/19-15 от 7 декабря 1998 г. О программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отечество".
  Письмо Госкоммолодежи России, Минобразования России, Госкомспорта и туризма России от 12 марта 1996 г. О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан.
 

Письмо минобороны России, минобразования России, госкоммолодежи России, ГКФТ России N9 01Р/249 от 23 июня 1997г. Примерное положение об оборонно-спортивном оздоровительном лагере для молодежи.

  Примерное положение об оборонно-спортивном оздоровительном лагере для молодежи.
  Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отечество".
 

Примерное положение о профильном лагере (школе) учащихся. Приложение к приказу Госкомобразования СССР от 14 мая 1991 г. № 226.

  Положение о значке "Юный турист".
  Приказ Минобразования России от 28 апреля 1995 г. № 223. Об активизации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися и подготовке летнего отдыха.
  Письмо Минобразования России от 30.08.96 г. № 15-т. По системе оплаты труда руководителей детских объединений.