О нас



В походах за памятью




Мы уходим в "Снежный десант"

 

"И не смыть никакой водой
Горечь памяти, тяжесть утрат.
И поэтому каждой зимой
Мы уходим в "Снежный десант".
(Из гимна десантников КГУ).

Без малого двадцать лет прошло с того дня, как отправились в свой первый поход бойцы "Снежного десанта" Казанского университета. Первыми, кто решил повторить боевой путь дивизий, сформированных в Татарии, были студенты географического факультета. Встретившись с ветеранами, они решили пройти на лыжах по тем дорогам и полям, где шли бои, посетить братские могилы дедов и отцов. Потому и решили назвать свой отряд "Снежным десантом".

Поначалу походы ничем не отличались от туристических, во многом были похожи на марш-броски казанских студентов в тридцатых годах по следам революционных событий. И все же январь 1968 года считается днем рождения десантского движения в университете.

Постепенно походы стали принимать агитационный характер. Участники "десанта" выступали перед школьниками, местными жителями, рассказывал о Казани, университете, студенческой сходке, в которой участвовал Володя Ульянов. Традиция лекторских групп и агитбригад стала одной из основных в походах десантов. До сегодняшнего дня, непреложным правилом остались и пешие переходы по местам боев, минуты молчания у братских могил, расположенных в поле или у обочины дороги. Но цель походов несколько изменилась. Сейчас перед бойцами "Снежного десанта" университета стоит задача не просто повторить боевой путь того или иного формирования, а восстановить исторические события, на основе воспоминаний ветеранов, местных жителей, документов и материалов городских и школьных музеев написать летопись подвига.

Эту кропотливую, но благодарную работу постепенно начали вести студенты всех факультетов. Один за другим отряды десанта создавались на истфилфаке, физфаке, мехмате, юрфаке. И каждый из них выбрал свою тему поиска. Будущие юристы и биологии прошли по местам революционной славы Татарии и Поволжья. Причем студенты юрфака собрали немало ценных материалов по истории милиции. Геологи и химики взялись за изучение трудового подвига современников, выпускников университета, принимавших участие в строительстве трансконтинентальных нефте- и газопроводов.

Но основной темой для большинства бойцов-десантников осталась Великая Отечественная. За годы работы отряды "Снежного десанта" КГУ прошли по следам более чем двадцати формирований, созданных в годы войны на территории республики. На основе фактического и документального материала написаны рефераты по истории дивизии и корпусов. В 1980 году, с рождением десанта филологического факультета, появилось еще одно направление поиска: изучение биографии фронтовых, армейских и дивизионных газет. Газеты фронтов нередко имели татарскую редакцию и выпускалась на национальных языках. О семи из них уже удалось собрать интересные факты.

Со временем поиск десантников принял научный характер. На основе своих находок студенты начали писать курсовые и дипломные работы, делать газетные и журнальные публикации.

Среди форм поисковой работы "Снежного десанта" КГУ - операция "Письмо" (или "Районная газета"). Цель ее - оповестить земляков о местах захоронений солдат в далекой Белоруссии или Прибалтике, на Украине или в центре России. С этой работой тесно связана шефская деятельность бойцов в десанте: как в домах ветеранов так и в школах. Новой страницей десантского движения стали специальные строительные отряды, в которых студенты зарабатывают средства на внеочередные летние походы.

Да, "Снежный десант" вот уже семь лет ходит в летние походы. Цель их несколько иная, чем у зимних. Большинство десантников университета в конце лета ходит теперь в Долину смерти, что под Новгородом. В этих заболоченных местах студенты делают главное дело всей деятельности десанта: находят останки советских бойцов, возвращают некоторым из них имена и с почестями совершают их захоронение. За шесть подобных походов бойцы десанта захоронили более 250 солдат 2 ударной армии, считавшихся "пропавшими без вести".

Именно эта работа, а также создание своего музея "Снежных десантов" КГУ, позволила объединить усилия всех факультетских отрядов. С 1984 года в Долину смерти ходит объединенный отряд "Снежный десант" КГУ. Его главная цель - совместными усилиями ликвидировать "белые пятна" в истории 2 ударной армии, всей Любаньской операции.

Главным результатом последнего похода в Долину стала встреча с родственниками погибшего в 42-ом году Яковлева Никифора Филимоновича. Имя его удалось узнать из солдатского медальона.

 

1.

Новгородчина... О чем вы подумали, прочитав это слово? Наверное, о старине, о древних храмах с Иконами Рублева, об Александре Невском и Чудском озере.

Эта неброская северная сторонка - колыбель нашей истории, своеобразное духовное поле, в котором рождалось и рождается красота, доброта, сила. Вслушайтесь как звучат названия здешних речушек и деревень: Спасская Полисть, Любань, Подберезье, Кересть. Так их называли наши далекие предки.

И никто не знал, что в наше время у этих мест будет еще одно название. "Долиной смерти" назовут его солдаты, вышедшие отсюда с боями в 1942. "Долиной мужества" - ветераны ВОВ уже в 80-ые. "Долиной забвения" - мы, внуки тех солдат.

 

2.

...20 миллионов павших. Нет счета скорбнее. Он принадлежит поколению героев. Он обращен к потомкам. Счет этот в наших заботах и буднях не дает забывать о том, кто мы такие и для чего живем.

Печальный парадокс. Если бы не война, не было бы и "Снежных десантов", за 20 лет приобщивших тысячи молодых к поиску, к истории подвига, мужества, боли нашего народа.

Сколько неизвестных страниц истории ВОВ, сколько имен героев восстановлено за эти годы бойцами "Снежных десантов" университета. Сколько еще предстоит?

Поэтому каждый год мы отправляемся в прошлое, "идем искать ровесников следы, тех самых, что на четверть века старше нас." С нами идет Память.

 

3.

...Долина смерти. Как бы не сложилась судьба этих мест, название вряд ли исчезнет. Смерть здесь осталась. В 42 г. - она унесла тысячи жизней, разит она и сейчас. Дед, сидевший рядом в местном автобусе, узнав, откуда мы едем, вздохнул: "Слава богу, в этом году Долина никого не прибрала. А то каждый год". Здесь война еще не кончилась. Не только потому, что гибнут люди.

Лежащие в болоте солдаты - это втоптанные в грязь наша совесть, патриотизм. В таких местах выбивается из под ног опора, именуемая чувством национальной гордости, исторической памяти, нравственными идеалами.

Случайно ли, что именно в Долине юные мерзавцы расстреливают из найденного в болотах оружия скромные солдатские обелиски. Не здесь ли начинается омертвение души?!

 

4.

... В истории нашего Отечества, нашего народа не раз вставали вопросы: "Что делать?" и "Кто виноват?" Люди мучились над их решением, диалектика истории расставляла все на свои места.

И сегодня нам как' никогда нужно историческое зрение. Помнить - тоже нужно учиться. Поэтому опять встает вопрос - "кто виноват?"

Нельзя сказать, что под Мясным Бором все осталось, как 40 лет назад. Усилиями новгородских поисковиков ведутся отдельные захоронения. Всего за послевоенные годы найдено и захоронено более 10 тысяч останков солдат. Но это лишь малая часть той работы, которую необходимо провести в указанной местности. Систематические же поиски вообще никем не ведутся.

Хочется отметить, что эта Долина смерти находится в каких-то 4-5 километрах от населенного пункта Мясной Бор, местные жители ходят туда за грибами и ягодами, ходят буквально по останкам, не обращая на них никакого внимания, потому что общепризнано, что там сражалась "власовская" армия.

Ответьте нам, пожалуйста, о каких предателях идет речь, если многие сотни останков солдат лежат с трехлинейками и автоматами ППШ, со звездочками и красноармейскими книжками, с медальонами, по которым можно установить адрес жены или детей? Правда, медальоны - редкая находка. За шесть лет поисков нам удалось установить таким образом имена лишь пяти воинов армии. Вдовы Михайлова и Яковлева ждали мужей до того дня, когда получили наше известие (см. "Известия", 18 октября 1986 г.)

Мы, конечно, делаем все, что в наших силах. Но неужели сделанные нами братские могилы на берегу лесной речушки - это все, что мы можем сделать мы, современники для увековечения памяти тысяч погибших на фронте под Мясным Бором?

Пока они лежат в своих окопах, разве может быть спокойной наша совесть? Чего стоят тогда наши слова о том, что никто не забыт?

М.Черепанов
         
1 I 2 I 3 I 4 I 5 I 6 I 7 I 8 I 9 I 10 I 11 I 12 I 13 I 14 I 15 I 16 I 17 I 18 I 19 I 20