Мы в соцсетях: Контакте

В походах за памятью

По земле священной

(зарисовки о походе)

Позади тщательная подготовка к походу. Экзаменационная сессия...

И вот долгожданный день - 23 января. Мы отправляемся в свой второй поход. Провожать нас пришли ребята из комитета комсомола, друзья. Пришел и Иван Михайлович Ионенко, ветеран 334 Витебской ордена Суворова II степени стрелковой дивизии и наш вдохновитель.

6 часов 35 минут. Уплывает в минуту Казанский вокзал... Скучать не пришлось. Волнение и радость предстоящего похода и... еще одно событие. В этот вечер мы поздравили нашего командира Анатолия Александровича с днем рождения.

На Московском вокзале нас уже ждали ветераны 334 дивизии В.П.Коровин и А.В.Бродский.

Едем на Красную площадь. У могилы Неизвестного солдата мы принимаем торжественную клятву верности подвигу отцов.

Быстро пролетало время, и наш поезд опять в пути. Ночью пересекли границу Белоруссии. За окнами - земля, обильно политая кровью, многострадальная.

В 12 часов ночи мы были в Витебске. На вокзале нас встретил Владимир Павлович Трошин, секретарь горкома ЛКСМБ. Он уже заказал места в гостинице "Двина" и повел нас туда.

А утром, ознакомившись с этим белорусским городом, поехали в деревню Гнездиловичи, где летом 1944 года, переправившись через Западную Двину, части 39 армии соединились с 43 армией. Сейчас на этом месте воздвигнут обелиск.

На следующий день одна группа поехала в Бешенковичи, где похоронены Герои Советского Союза, офицеры 1124 полка Шварцман и Луговской. Здесь есть Курган Славы, воздвигнутый руками молодежи Белоруссии. Есть братская могила, за которой очень внимательно ухаживают ученики средней школы.

Продолжаем знакомство с Витебском. Это старинный город: в 1974 году ему исполнится 1000 лет. Многое повидал он на своем веку, свидетелем многих событий был. На крутом берегу Западной Двины стоит памятник героям Отечественной войны 1812 года. Он чудом уцелел во время фашистского нашествия. В период оккупации немцы превратили город в крепость, уничтожая мирное население. Здесь была замучена славная дочь белорусского народа Вера Хоружая. Но ни на день, ни на час не прекращалась сопротивление врагам. Были организованы подпольные группы, партизанское отряды. Одним из крупных отрядов командовал Герой Советского Союза М.В.Шмырев (Батька Минай). В городе есть его музей.

Сейчас Витебск приобретает новое лицо. Он является крупным промышленным центром Белоруссии.

Дальнейший наш путь лежал в Визды (северо-восток Витебской области), где дивизия вела тяжелые бои. Здесь тоже встретили нас очень тепло. Пригласили в школу. Отвечать приходилось на множество вопросов. Сергей Ионенко выступил перед школьниками с докладом о боевом пути дивизии, а Игорь Цыганков рассказал о нашем университете. Потом в спортзале организовали концерт. Ученики долго аплодировали Коле Игнатьеву и Виктору Бормотову. Так мы, наряду с изучением боевого пути, начали культурно-агитационную работу.

Вечером выступали в клубе перед жителями поселка.

А утром, возложив венок к памятнику павших воинов, уехали в Дукштас. Это была уже территория Литовской ССР. Нам показали школьный музей, где фашисты задержали героиню литовского народа Марию Мельникайте. Когда мы зашли в книжный магазин, где когда-то была штаб-квартира гестапо, старик-продавец поинтересовался, откуда мы, что за форма необычная. Мы объяснили. Он рассказал нам о многих событиях военных лет, свидетелем которых был сам.

Вечером мы были уже в Латвии. После Риги нас ждала Елгава. Отсюда мы разошлись в трех направлениях. Валерий Телишев поехал со своей группой в Ауце и Мажекай, Геннадий Ивлев - в Добеле, а основная группа направилась в Шауляй.

Особых успехов достигла группа Телишева. Ребята побывали в школьном музее, где расписались в книге почетных гостей. Перед строем учащихся директор прочитал стихотворение, посвященное нашим десантникам. Потом группа посетила братскую могилу, где похоронены 1600 бойцов. Возложили венок.

На другой день группа выехала в Мажекай. В военкомате ребята узнали, что дивизия действительно проходила по этому маршруту. Здесь похоронен сержант Александр Будылин из 1122 полка, уроженец Актанышского района. Он погиб 9 октября 1944 года.

Группа Ивлева в Добеле задержалась недолго. Она побыла в военкомате и ознакомилась со списками погибших земляков, узнала адреса их родных. В этом районе 26 братских могил. Здесь погибло 18759 солдат и офицеров.

Поздно ночью мы уезжали в Калининград. Здесь нас заинтересовали "Памятник 1200", где покоятся гвардейцы 11 армии, чьи имена высечены на мраморных плитах, и блиндаж генерал Ляша, последний оплот немцев. Подземный штаб имеет 17 комнат. В 15-й комнате хранятся кресла и диван, а также два телефона генерала. Здесь, за этим столом дрожащими руками Ляш подписал приказ о капитуляции. Но, не смотря на приказ о прекращении огня, еще до 10 апреля 5-й форт оказывался сопротивление. Рядовой Зайнуллин водрузил пионерское знамя на бункер у входа в форт. За взятие этого форта 13-ти бойцам было присвоено звание Героя Советского Союза. 11 из них и поныне живут и трудятся. Мы долго осматривали казематы, подземные ходы этого форта.

3 февраля поехали в Зеленоградск. Нас встретили школьники. У них есть очень интересный музей боевой славы. Ребята разыскивают семьи погибших, ведут большую переписку. Нас, конечно интересовало все, относящееся к 334 дивизии. Вот документы начальника политотдела дивизии Ф.Л.Уварова и Героя Советского Союза подполковника Н.К.Ковалева.

Могила Уварова находится в городе, на перекрестке трех улиц. А Ковалев похоронен в местечке Багратионовское.

Мы вышли к берегу моря. Оно спокойное и на фоне безоблачного неба кажется зеркальным. Вот она какая, Балтика!..

В течение семи веков Калининград был военным городом, а вот больше четверти века живет он мирной жизнью. Здесь, в Калининграде, заканчивался основной этап похода - изучение боевого пути 334 ордена Суворова Витебской дивизии.

Теперь нам предстояла поездка в Брест. Сюда мы везли ампулу с татарской нефтью.

Путь в Брест пролегал через Минск. Зашли в университет. Здесь обучается около 20 тысяч студентов. Потом были в музее Отечественной войны. Музей оставил сильное впечатление. Там есть зал, где на мраморных плитах высечены имена Героев Советского Союза. Нам было приятно увидеть фамилию нашего земляка Валея Хазеева, ветерана нашей дивизии. В этом музее - вся история белорусского народа.

После полуночи мы отправились в Брест, а утром были уже там. С волнением приближаемся к цитадели. Над входом из бетона отлита звезда. Проходим на территорию музея. В центре крепости стоит 104-метровый штык-обелиск, символ непобедимого русского оружия. Рядом 400 тысячная бетонная глыба, на которой высечена голова солдата.

В музее хранятся документы о Петре Гаврилове - нашем земляке. Вот фотография генерала Чанышева, участника освобождения Бреста. Все мы читали, смотрели фильмы о героизме защитников Брестской крепости. А вот сегодня мы стоим у ее легендарных стен.

Брест... На всех языках мира это слово звучит как символ стойкости советского солдата. Сюда, к алтарю мужества, в крепость-герой, идут и идут люди. Подвиг бессмертного гарнизона, в рядах которого сражались сыны тридцати национальностей, будет жить в веках. Сюда приезжали гости из 78 стран мира.

Мы вручили ампулу с татарской нефтью директору музея, наш подарок занял почетное место в одном из залов. Теперь дорога домой. Снова Москва, прощальная встреча с ветеранами. И вот уже поезд несет нас по родным полям Татарии.

" Равняйсь! Смирно! Равнение на середину!"- командир "Снежного десанта" докладывает секретарю комитета комсомола о выполненном задании.

Т.Вовченко, 1972 г.

1 I 2 I 3 I 4 I 5 I 6 I 7 I 8 I 9 I 10 I 11 I 12 I 13 I 14 I 15 I 16 I 17 I 18 I 19 I 20