Имена из солдатских медальонов. 5 том. Авиация
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"
Болдырев Феофил Дмитриевич
Калинин Михаил Александрович
Спиривак Петр Гаврилович
Командир звена 1 АЭ 73-го скоростного бомбардировочного авиаполка ВВС КБФ старший лейтенант БОЛДЫРЕВ Феофил Дмитриевич, 1910 г.р.
Воздушный стрелок-бомбардир звена 1 АЭ 73-го скоростного бомбардировочного авиаполка ВВС КБФ старший сержант КАЛИНИН Михаил Александрович, 1916 г.р.
Погибли в воздушном бою 15 января 1943 года.
Воздушный стрелок-радист сержант СПИРИВАК Петр Гаврилович выпрыгнул с парашютом.
Место падения самолета Пе-2 на границе Колпинского района города Санкт-Петербурга и двух границ Тосненского и Кировского районов Ленинградской области, недалеко от поселка Саперный обнаружено поисковым отрядом "МИФ" (г. Санкт-Петербург, руководитель Игорь Сергеевич Вепрев) в 2002 году.
Обломки самолета.
Первоначально обнаруженные обломки были приняты за обломки самолета МиГ-3, так как место падения было разграблено на металлолом и подорвано местными жителями еще в 60-е годы. При обследовании места падения самолета было установлено, что воронка, которая образовалась на месте падения, пуста. В ней поисковиками были обнаружены незначительные обломки самолета. Вокруг воронки поиски не проводились. В 2003 году специалистами Фонда поисковых отрядов Ленинградской области было проведено повторное обследование, в результате которого был установлен тип самолета (Пе-2) и номер одного из двигателей: М-105 РА № 23-1215. На одном из кусков дюраля был обнаружен технологический номер: 1052-03.
По проведенной исследовательской работе с документами Центрального военно-морского архива (г. Гатчина) было установлено, что мотор М-105ра № к 23-1215 был установлен на самолет Пе-2 № 18/118 (второй мотор М-105ра № к 23-1229) и согласно учетной ведомости на 01 января 1943 года был в составе 73-го СБАП ВВС КБФ. Согласно учетной ведомости на 01 февраля 1943 года самолет на учете в полку отсутствует. Согласно реестра самолетов ВВС КБФ установлено, что самолет Пе-2 № 18/118 из состава 73 СБАП ВВС КБФ значится списанным как боевая потеря 15 января 1943 года. Более подробных данных, кто же погиб на данном самолете в архиве не обнаружено.
В компьютерной базе потерь личного состава ВВС, составленной в Фонде поисковых отрядов Ленинградской области, за 15 января 1943 года из состава 73 СБАП ВВС КБФ имелась информация о сбитых двух самолетах Пе-2:
1-й самолет Пе-2 с моторами М-105РА сбит ИА противника в районе 8-й ГЭС (Кировский район Ленинградской области), пытался сесть на вынужденную, но не дотянул до выбранной площадки, врезался в лес. Экипаж:
- летчик 1 АЭ старший сержант Кондратенко Петр Васильевич, 1918 г.р.;
- воздушный стрелок-бомбардир 1 АЭ старший сержант Волконский Виктор Сергеевич, 1919 г.р. (в Книге Памяти Ленинградской области учтен похороненным в д. Шепелево, Ломоносовский р-н);
- воздушный стрелок-радист 1 АЭ младший сержант Абдулов Абдурахман Джембекович, 1922 г.р. (в Книге Памяти Ленинградской области учтен как Абрахман, похоронен в д. Шепелево, Ломоносовский р-н);
2-й самолет Пе-2 с моторами М-105РА сбит ИА противника в р-не ст. Ново-Лисино (Тосненский район Ленинградской области), упал в районе на юг от Колпино (граница города Ленинграда и Ленинградской области). Экипаж:
- командир звена 1 АЭ старший лейтенант Болдырев Феофил Дмитриевич, 1910 г.р.;
- воздушный стрелок-бомбардир звена 1 АЭ старший сержант Калинин Михаил Александрович, 1916 г.р.;
- воздушный стрелок-радист сержант Спиривак Петр Гаврилович - выпрыгнул с парашютом.
На основании вышеизложенного, что один самолет был сбит в районе 8-й ГЭС, а второй в районе Колпино, там, где и были обнаружены обломки самолета - был сделан вывод, что, скорее всего, найденное место падения самолета относится к потере экипажа Болдырева-Калинина. По этим двум экипажам в ЦВМА также удалось найти акты расследований:
1-й самолет: "...- 1 АЭ 73 БАП, самолет Пе-2. Экипаж:
- летчик старший сержант Кондратенко Петр Васильевич, пилот с 07.42 г., ВМАУ им. Леваневского в 1942 г., 1 вылет;
- штурман старший сержант Волконский Виктор Сергеевич, воздушный стрелок-бомбардир с 07.1942 г., ВМАУ им. Леваневского в 1942 г.;
- воздушный стрелок-радист младший сержант Абдулов Абдурахман Джембекович, ШМАС в 1942г.
Цель: БШУ с пикирования по зданию 8-й ГЭС. 15 января 1943 года в 10.52 в районе 8-й ГЭС на высоте 2000 метров в районе цели был атакован ИА противника. Сразу пошел со снижением на посадку, шасси выпустил, но не дотянул до выбранной площадки и врезался в лес. Вывод командования: подбит ИА противника, в результате неправильного использования, и как фотографа при малой группе Пе-2, запрещено фотографировать при выполнении задания звеном. Виновник: истребители прикрытия И-16 из 4-го гв. ИАП ведущий гвардии капитан Голубев, связались боем и фотограф остался не прикрытым...".
2-й самолет: "...- 1 АЭ 73 БАП, самолет Пе-2 (самолет разбит, экипаж: 2 убиты, 1 - ранен). Экипаж:
- летчик ст. лейтенант Болдырев Феофил Дмитриевич, командир звена с 10.1942 г., 1-й ВАШ г. Севастополь, 1930 г., 29 боевых вылетов;
- штурман старший сержант Калинин Михаил Александрович, воздушный стрелок-бомбардир звена с 10.1942 г., ВМАУ им. Леваневского в 1941 г.;
- возд. стрелок-радист сержант Спиривак Петр Гаврилович, ШМАС в 1940 г.
15 января 1943 года в 15.36, в районе ст. Ново-Лисино, на высоте 1600 метров при выходе из пикирования атакован 4-мя Ме-109ф. Истребители противника произвели до 8 атак парами снизу, сверху, сзади. Самолет Пе-2 загорелся, горящим врезался в землю в районе на юг от Колпино. Стрелок-радист выпрыгнул с парашютом, летчик и штурман погибли...".
Карточка из картотеки безвозвратных потерь ЦВМА.
На основании актов списания самолетов Пе-2 потерянных в ходе боевых действий из состава 73-го СБАП ВВС КБФ за 15 января 1943 года, где говорится:
"...- Пе-2 № 11/118 с моторами М-105 №№ к 23-1215, к 23-1229 - не вернулся с боевого задания, сгорел подбитый ИА противника;
- Пе-2 № 3/119 с моторами М-105 №№ к 23-1184, к 23-1225 - не вернулся с боевого задания, полнейшая негодность к дальнейшей эксплуатации..." и на основании журнала безвозвратных потерь полка, в котором говорится, что погибший экипаж Кондратенко значится похороненным в районе Шлиссельбурга, а экипаж Болдырева в районе Колпино, поисковики пришли к выводу, что обнаружено место падения самолета экипажа Болдырева и Калинина.
В 2008 году силами поискового отряда "Мужество, Героизм и Воля" (г. Новосибирск, руководитель Наталья Изотовна Некрасова) на месте падения была проведена экспедиция. Были обследованы все отвалы воронки от падения самолета и прилегающая к воронке территория. Останки погибших обнаружены не были. Что говорит о том, что, предположительно, погибшие были захоронены наземными войсками еще в годы войны. Место падения самолета на январь 1943 года как раз выходит на ближние позиции советских войск 55-й армии Ленинградского фронта. Работа по установлению места захоронения погибших летчиков будет продолжена.
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"