Имена из солдатских медальонов. 5 том. Авиация
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"
Чирков Андрей Васильевич
Чирков А.В.
Командир звена 154-го истребительного авиаполка ВВС Ленинградского фронта Герой Советского Союза лейтенант ЧИРКОВ Андрей Васильевич, 1917 г.р., уроженец: УССР, город Днепропетровск. Кадровый, в Красной Армии с 1937 года. Окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков в 1938 году.
20 января 1942 года на самолете американского производства Р-40 "Томагаук" (заводской номер АК 111) не вернулся с боевого задания. Таранил самолет противника в районе станции Погостье Мгинского (в настоящее время Кировского) района Ленинградской области. Выпрыгнул с парашютом над территорией, занятой противником. Через несколько дней вернулся в полк.
Место падения самолета Р-40 "Томагаук" в районе болота Малуксинский Мох Кировского района Ленинградской области обнаружено охотниками из поселка Малукса.
1 июня 2007 года оно было показано жителями Малуксы Валентином Лемешевым и Владимиром Родионовым представителям Фонда поисковых отрядов Ленинградской области. Самолет упал на открытый участок болота, воронка полностью затянута мхом. В предыдущие годы, со слов охотников, самолет пытались поднимать. Багром и крючьями из болота извлечены и находятся на поверхности обломки крыльев, хвостового оперения самолета, масляный радиатор. Окрас дюраля: во многих местах проступает первоначальный окрас самолета - пустынно-желтый, поверх него окрас самолета - темно-зеленый, перкаль серебристая, нижние части окрашены в голубой, а поверх - белый цвет. Возможно, что окрас самолета был "зимний". Обнаружены две бирки: одна на обломках хвоста: (фирма изготовитель самолета стерта!) Н-81-А1 № 294 L, 05-001, вторая бирка - на посадочном щитке: (фирма изготовитель стерта!) Н-81-А № 272 R, 03-260.
На месте падения самолета.
10-12 июня 2007 года поисковыми отрядами "Высота" (г. Санкт-Петербург, руководитель Виктор Николаевич Дудин) и "Рубин" (г. Санкт-Петербург, руководитель Николай Анатольевич Михайлов), совместно с местными поисковиками (Лемешев Валентин Иванович) проведены работы на месте падения самолета. При вскрытии места падения было установлено, что самолет ушел в болото на большую глубину (около 5 метров). За время проведенной экспедиции удалось проложить дорогу по болоту для подъезда к месту работ, установить треногу. Сняли моховую подушку на участке 2х2 метра и глубиной более метра. После изъятия мха из воронки стало выдавливать торф с водой из самой воронки, которая образовалась от падения самолета. За два дня выкачали из воронки более кубометра торфа, но остались на том же уровне глубины - идет постоянное выталкивание торфа и воды из глубины. При выталкивании торфа на поверхность также были подняты различные обломки самолета, в основном - части одного из крыльев самолета, поднят полный ящик с патронами к авиационному пулемету "кольт-браунинг" 7,7 мм. Патроны датированы 1941 годом. На ящике обнаружена бирка со следующей информацией: для самолета Н 81 А, номер партии 81-69-254. Попадались различные обломки от поддона, редуктора и блока мотора, что говорит о том, что двигатель самолета сильно разбит от удара. На одном из дюралевых обломков обнаружена надпись черной краской через трафарет: фирменная эмблема марки "Кертисс" 1940 год и номера: 87-34-004. Еще на одном обломке дюраля читается нанесенный черной краской, через трафарет номер: 006 (или 900). Еще на одном металлическом обломке номер: 87-29 0 3.
17-18 августа 2007 года сводной экспедицией поисковых отрядов "Высота" (г. Санкт-Петербург, руководитель Виктор Дудин), "Иван Сусанин" (г. Колпино, руководитель Константин Москвин), "Рубин" (г. Санкт-Петербург, руководитель Николай Михайлов) и местных поисковиков под руководством Валентина Лемешева проведены работы на месте падения самолета. В результате экспедиции с глубины около трех метров подняты различные обломки самолета и мотора. На обломках киля самолета обнаружен нанесенный черной краской (кисточкой, без использования трафарета) номер самолета АК 111.
Номер самолета на обломке киля: АК 111.
По документам Центрального архива Министерства обороны РФ, установлено, что самолет Р-40 "Томагаук" № АК 111 относился к 154 ИАП ВВС Ленинградского фронта и 20 января 1941 года не вернулся с боевого задания из района станции Погостье. Летчик самолета, лейтенант Чирков жив, вернулся в полк: "...20 января 1942 г. в бою над станцией Погостье в лобовой атаке лейтенант Чирков ударом крыла отбил плоскость неприятельского истребителя и выбросился с парашютом из потерявшей управление машины...".
Герой Советского Союза
Чирков Андрей Васильевич, 1917 г.р.
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов.
На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Боевой счёт открыл 23 июня, сбив в районе Пскова бомбардировщик He-111. Лётчик 154-го истребительного авиационного полка (7-й истребительный авиационный корпус, Ленинградская зона ПВО) лейтенант Чирков А.В. 21 января 1942 года в воздушном бою у села Погостье Ленинградской области на самолёте Р-40 в лобовой атаке таранил фашистский бомбардировщик. Приземлился на парашюте на территории, занятой врагом. Перешёл линию фронта и вернулся в свой полк.
Помощник командира 29-го гвардейского истребительного полка по воздушно-стрелковой службе (275-я истребительная авиационная дивизия, 13-я воздушная армия, Ленинградский фронт) гвардии майор Чирков А.В. к июню 1943 года совершил 389 боевых вылетов, в 60 воздушных боях сбил лично 18 и в группе 9 самолётов противника.
4 февраля 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Всего во время войны совершил 420 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 29 самолётов лично и 9 - в групповом бою.
После войны продолжал службу в ВВС. С 1949 года - в запасе. Жил в Ленинграде, почётный гражданин города. Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, медалями. Умер 10 сентября 1956 года. Его имя носит улица в Днепропетровске. В депо трамвайного парка №1 города Днепропетровска установлен бюст Героя.
Продолжение: Самолет знаменитого ленинградского аса
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"