Имена из солдатских медальонов. 5 том. Авиация
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"
Бондаренко Василий Матвеевич
Бондаренко В.М.
Летчик 283-го истребительного авиаполка 3-й Резервной авиагруппы младший лейтенант БОНДАРЕНКО Василий Матвеевич, 1916 г.р., уроженец: УССР, Днепропетровская область, Павлоградский район, с. Васильево-Заметино. Жена Бондаренко М.В., проживала: РСФСР, Ивановская область, г.Малицын, ул.Комсомольская, д.25.
Кадровый, окончил Качинскую КВШЛ в 1939 году, в РККА с 10 декабря 1937 года.Погиб 19 сентября 1941 года на самолете МиГ-3 № 4162 с мотором АМ-35 № с291912. Сбит зенитной артиллерией противника в р-не Мало-Березовка, горящий врезался в противника в 6 км юго-восточнее ст. Малукса.
Место падения советского самолета МИГ-3 в районе 2,5 км восточнее деревни Ерзуново Тосненского района и 6 км от станции Малукса Кировского района Ленинградской области обнаружено в 2001 году поисковыми отрядами "Высота" (г. Санкт-Петербург, руководитель Виктор Николаевич Дудин) и "Пилот" (г. Тосно, руководитель Василий Иванович Груздов). При первичном обследовании места падения самолета, останков летчика и каких-либо номеров обнаружено не было.
В мае 2006 года представителями Общественного Фонда поисковых отрядов Ленинградской области и поискового отряда "Рубин" (г. Санкт-Петербург) были проведены дополнительные работы по обследованию места падения. На одном из дюралевых обломков обнаружен номер 4138. На различных навесных моторных агрегатах обнаружен номер мотора АМ-35: № 291912. Также на навесных приборах встречается еще один номер: 3819.
Работа на месте падения самолета.
По аналитической работе проведенной с доступными документами по истории применения авиации при защите Ленинграда появилось предположение, что возможно самолет относится к потере 283 (740) ИАП: "...19 сентября 1941 года, самолет МиГ-3, таран наземных целей противника в районе 6 км юго-восточнее ст. Малукса, младший лейтенант Бондаренко Василий Матвеевич...".
По проведенной исследовательской работе с документами Центрального архива Министерства обороны было установлено:
"... Сведения и донесения о самолетах и моторах 3 РАГ ВВС КА:
- 283 ИАП, летчик Бондаренко, 19 сентября 1941 года МиГ-3 № 4162 мотор АМ-35 № с 291912, сбит в районе Малуксы...".
Тем самым была доказана первичная гипотеза, о том, что поисковиками обнаружено место падения самолета младшего лейтенанта Бондаренко. Из открытых исторических источников было известно, что 19 сентября 1941 года младший лейтенант Василий Бондаренко на подбитом самолете совершил наземный таран, направив свой горящий самолет на скопление немцев. К слову сказать, воронка от падения самолета находилась буквально каких-то 10-15 метров от целого ряда недостроенных немецких блиндажей, которые, стрительство которых, скорее всего, было начато немцами рядом с большой и проезжей просекой. Можно предположить, что эта затея была брошена немцами, именно после того, как самолет Бондаренко горящим факелом свалился на это место. Судя по конфигурации воронки и сохранившимся обломкам самолета можно было предположить, что самолет упал не в отвесном, а в пологом пике и при взрыве бензобаков самолета поражение от обломков самолета и детонации топлива, было масштабным. И если представить, что во время падения самолета в этих местах действительно находились люди (так как строительство блиндажей шло полным ходом - причем это совпадает и по временным рамкам нахождения немцев на данной территории) и какой-либо транспорт противника (а это вполне вероятно, так как широкая просека вполне пригодная к передвижению транспорта, находилась сразу же за строящимися блиндажами), то достигнутый эффект от взрыва самолета, был не только моральный, но и вполне материальный.
Перед поисковиками, теперь ставилась нелегкая задача - на месте падения и после взрыва самолета найти на местности останки Василия Матвеевича Бондаренко. Его тело вполне могло быть разорвано на множество частиц при взрыве самолета, могло по инерции выбросить из кабины самолета по ходу падения самолета, его могли еще в далеком 1941 году похоронить немцы или местное население, а вполне возможно, что и в послевоенное время, его останки могли предать земле сердобольные люди...
В воронке обнаружен мотор самолета.
3 мая 2008 года поисковыми отрядами "Мужество, Героизм и Воля" Сибирского кадетского корпуса (г. Новосибирск, руководитель Некрасова Наталья Изотовна) и "Рубин" (г. Санкт-Петербург, руководитель Михайлов Николай Анатольевич) проведено дополнительное обследование места падения самолета. Обнаружен технологический лючок с выбитым заводским номером самолета: 4162 и нанесенными номерами карандашом 4649, внизу 48. В воронке на месте, где были обнаружены обломки редуктора, найдена бирка с номером мотора: 291912. Останков летчика не обнаружено.
Руководитель поискового отряда "МГиВ" Некрасова Наталья Изотовна показывает бирку с номером мотора самолета.
Параллельно полевому поиску на месте падения самолета поисковики проводили исследовательские работы с документами Центрального архива Министерства обороны:
ЦАМО РФ, фонд 283 ИАП, опись 107344, дело 2.
"Оперсводки 283 ИАП. (10.9.41-10.1.42)"
лист 43:
19 сентября 1941 г. (к 22-00) № 23
1. Полк во второй половине дня тремя боевыми вылетами сопровождал группы бомбардировщиков в районы: Вороново, Поречье, Синявино, ст. Малукса, Лодва, Березовка.
2. 1 авиаэскадрилья во второй половине дня тремя боевыми вылетами сопровождала в
11-55 - 13-10 8 самолетов СБ
14-45 - 15-55 5 самолетов СБ
17-00 - 18-05 3 самолета СБ.
Задача выполнена. Сержант Натоптанный, вылетевший в период 14-45 - 15-55 в район Вороново, Славянка, Синявино с боевого задания не возвратился. Лейтенант Бондаренко, вылетевший на сопровождение СБ в 17-00, в районе ст. Малукса сбит огнем зенитной артиллерии, по наблюдению горящий самолет упал 6 км юго-восточнее ст. Малукса.
3. 2 авиаэскадрилья во второй половине дня тремя боевыми вылетами в период 11-55 - 13-10, 14-45 - 15-55, 17-00 - 18-05 сопровождала бомбардировщиков СБ в район Вороново, Славянка, Синявино и ст. Малукса, Лодва, Березовка, задача выполнена.
4. Погода в районе цели.
Сплошная облачность, временами дождь, высота 1500-300 м, видимость 3-5 км и к вечеру до 12 км.
лист 54:
19 сентября 1941 г. (18-10) Боевое донесение № 6.
... ...
2. Из района ст. Малукса, Березовка, Лодва обстреляны сильным огнем зенитной артиллерии, в результате чего один самолет, пилотируемый младшим лейтенантом Бондаренко, сбит и по наблюдению упал 6 км юго-восточнее ст. Малукса.
3. Задача выполнена. Посадка на своем аэродроме 4 самолетов благополучно.
ЦАМО РФ, фонд 33, опись 682524, дело 91, лист 12.
НАГРАДНОЙ ЛИСТ
Бондаренко Василий Матвеевич.
Младший лейтенант.
Адъютант 1-ой авиаэскадрильи 283 истребительного авиационного полка.
Год рождения - 1916.
Украинец.
В Красной Армии с 1937 г.
Член ВЛКСМ.
Участник войны с белофиннами в 1939-1940 гг.
Погиб.
Наград не имеет.
Призван Запорожским РВК УССР.
1. Краткое конкретное изложение личного боевого подвига или заслуги.
За время нахождения в 283 ИАП с 6 по 19 сентября 1941 г. имел 24 боевых вылета. 19 сентября при сопровождении бомбардировщиков в район станции Малукса был подбит зенитной артиллерией противника. В начале тов. Бондаренко развернулся в сторону фронта, до которого нужно было пролететь 25-30 км, но в этот момент с левой стороны самолета показалось пламя, и самолет стал гореть. Дальнейший полет в сторону своей территории был невозможен, воспользоваться парашютом означало сдаться в плен, так как район является сосредоточением фашистских войск. Тов. Бондаренко сделал крутой разворот в сторону врага и, перейдя в пикирование, направил самолет на место скопления фашистских войск. Самолет в воздухе разгорелся, но не терял управления и летчик не менял решения.
В момент удара произошел взрыв большой силы. Летчик тов. Бондаренко, героически и громя врага, в последний момент при безвыходном положении, презирая смерть и выполняя честно и самоотверженно свой долг перед Родиной, горящим самолетом уничтожил врага.
Ранее все задания командования тов. Бондаренко выполнял честно и героически, как верный сын Ленинского комсомола и Социалистической Родины.
На основании вышеизложенного представляем посмертно тов. Бондаренко В.М. к высшей Правительственной награде.
Командир 283 ИАП капитан Мальцев. 12 октября 1941 г.
Комиссар 283 ИАП старший политрук Тарасов.
2. Заключение вышестоящих начальников.
Достоин посмертно награждения высшей правительственной наградой.
Командующий 3 РАГ полковник Холзаков.
Военный комиссар 3 РАГ полковой комиссар Бакин.
3. Заключение Военного Совета Армии.
Достоин ...
Командующий 54 Армией Герой Советского Союза генерал-майор Федюнинский.
4 ноября 1941 г.
Член Военного Совета 54 Армии бригадный комиссар Бумагин.
4. Заключение военного Совета фронта.
Достоин награждения.
ЦАМО, Фонд № 33, опись 682524, дело 91, лист 5.
ПРИКАЗ
войскам Ленинградского фронта
№ 0732/н
Действующая Армия. 1 апреля 1942 г.
От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество НАГРАЖДАЮ:
Орденом Ленина
1. Младшего лейтенанта Бондаренко Василия Матвеевича адъютанта 1-ой авиаэскадрильи 283 истребительного авиационного полка 3-ей Резервной авиагруппы.
... ...
Командующий Ленинградским фронтом
Генерал-лейтенант Хозин
Члены военного Совета Ленинградского фронта:
Секретарь ЦК ВКП(б) Жданов
Дивизионный комиссар Кузнецов
Начальник штаба Ленинградского фронта
Генерал-майор Гусев.
Проведя большую исследовательскую работу, удалось выяснить, что в советское время подвиг Василия Матвеевича Бондаренко широко освещался. В первую очередь поисковики ознакомились с хранящимся в Фонде поисковых отрядов Ленинградской области архивом инспектора Ленинградской областной инспекции памятников В.И. Громова. В этих документах удалось найти переписку 1980-х годов с сыном Героя Советского Союза Алексея Николаевича Годовикова (летчик 283-го ИАП, однополчанин Бондаренко) - Леонидом Алексеевичем Годовиковым, который проживал в Москве. В завязавшейся переписке с ним, поисковики очень много узнали о той работе, которая была проведена ветеранами полка, в деле увековечении памяти погибших однополчан. А самое главное Леонид Алексеевич сообщил адрес родной сестры Василия Матвеевича - Марии Матвеевны Бондаренко, которая проживала в городе Запорожье на Украине. Также выяснилось, что на заводе "Запорожсталь", где до войны работал В.М. Бондаренко, была установлена памятная плита с его именем.
В 1985 году на воинском мемориале Новая Малукса Кировского района Ленинградской области была установлена памятная плита в память героического подвига летчика 283-го истребительного авиаполка 3-й Резервной авиагруппы младшего лейтенанта Бонадренко Василия Матвеевича.
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"