Имена из солдатских медальонов. 5 том. Авиация
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"
Ташлыков Николай Васильевич
Ташлыков Н.В.
Летчик 159-го истребительного авиаполка 275-й истребительной авиадивизии 13-й Воздушной армии Ленинградского фронта младший лейтенант ТАШЛЫКОВ Николай Васильевич, 1922 г.р., уроженец: РСФСР, Молотовская (в настоящее время Пермский край) область, Верхнемулинский (в настоящее время Пермский) район, Б. Савинский сельсовет, деревня Кет. Отец Ташлыков Василий, проживал: РСФСР, Молотовская область, село Верхние Муллы. Мобилизован Молотовским РВК в 1941 году.
На самолете Ла-5 (заводской номер 39211055) с мотором М-82 № 82111237 погиб в воздушном бою 26 июня 1944 года в районе оз. Смирновское (Репела-Ярви) Выборгского района Ленинградской области.
Место падения самолета Ла-5 обнаружено на глубине 3 метров в озере Смирновское (Репела-Ярви) в районе пос. Смирново - ст. Пальцево (Тали) Выборгского района Ленинградской области поисковым отрядом "Варяг-2" (братья Антон и Роман Красильниковы) в 2007 году. В период 23-26 июля 2007 года поисковыми отрядами "Варяг-2" и "Группа Безымянная" под руководством Германа Юрьевича Сакса проведены работы по подъему обломков самолета из озера. С глубины 3 метров удалось поднять сильно деформированные обломки самолета и мотор М-82. На моторе удалось обнаружить заводской номер: № 82111237. При подъеме обломков из озера были обнаружены останки пилота: голова без верхней челюсти (скорее всего, разбита при ударе при падении), позвоночник с ребрами, сильно раздробленные части рук и ног (одна рука в кожаной перчатке, сапоги, офицерский ремень). Среди останков пилота обнаружены куски шелка от парашюта, все элементы пристяжной системы парашюта (пряжки и карабины). Обнаружена сильно истлевшая брезентовая планшетка, в которой частично сохранилась полетная карта, линейка и угольник, на котором выцарапаны инициалы: "Г.В.Б." .
Озеро Смирновское, в которое упал самолет Н.В. Ташлыкова.
По данным Центрального архива Министерства обороны РФ стало известно, что обнаруженный мотор М-82 был установлен на самолет Ла-5 № 39211055 и относился к 159 ИАП 275 ИАД 13 ВА. По архивным сведениям данный самолет не вернулся с боевого задания 26 июня 1944 года. Летчиком самолета был, младший лейтенант Ташлыков Николай Васильевич, 1922 г.р., уроженец: РСФСР, Молотовская (сейчас Пермская) область, Пермский район. Мобилизован из села Верхние Муллы.
В книге Михаила Зефирова "Асы Второй мировой войны. Союзники Люфтваффе. Эстония. Латвия. Финляндия" упоминается, что 26 июня 1944 года победы над самолетами Ла-5 добились:
- лейтенант Олави Кауко Пуро, 1918 г.р., (всего за войну 36 побед) из 2/HLeLv 24 на Ме-109G № МТ-454 в районе Тали;
- капитан Ристо Олли Петер Пухакка, 1916 г.р., (всего за войну 42 побед) из HLeLv 34 на Ме-109.
8 сентября 2007 года останки Ташлыкова Николая Васильевича торжественно захоронены на воинском мемориале, который находится на 4 км Ленинградского шоссе (трасса Выборг - Санкт-Петербург).
Подъем самолета из озера Смирновское.
Для сведения: Из документов ЦАМО (акт составлен сразу на три самолета):
"...Акт расследования причин летных боевых потерь 159 ИАП 275 ИАД 13 ВА. Тип самолета - Ла-5, тип мотора - М-82-112.
Два самолета разбито, из экипажей: один убит, один легко ранен. Состояние одного экипажа и самолета неизвестно.
Летчики:
- старший лейтенант Серов Владимир Георгиевич, заместитель командира АЭ с 17.07.43 г., окончил Краснодарскую ВШЛ в 1941 году, 16 ЗАП в 1941 году, 283 боевых вылетов с налетом 288 часов 40 минут, ночью не летал. Провел 104 воздушных боя, в которых сбил лично 38 самолетов противника, и в группе 6. Сам сбит не был;
- младший лейтенант Ташлыков Николай Васильевич, летчик с 4 января 1944 года, окончил Руставскую ВАШ 07.10.42 г., 2 ЗАП в мае 1943 года, 15 ОУТАП 31.12.43 г., 50 боевых вылетов, с налетом 53 часа 30 мин., ночью не летал. Провел 26 воздушных боев, в которых сбил лично 1 самолет противника. Сам сбитым не был;
- младший лейтенант Головачев Владимир Борисович, старший летчик с 08.05.44 г., окончил Борисоглебскую ВШЛ 12.02.43 г., 2 ЗАП 10.06.43 г., 76 боевых вылетов, с налетом ... (не читается) часов 10 минут, ночью не летал. Провел 35 воздушных боев, в которых сбил лично ... (не читается) самолетов противника. Сам был сбит, спасся на парашюте.
Из озера поднят мотор самолета.
Боевую задачу ставил командир полка. Содержание: вылет по сигналу с КП командира дивизии на прикрытие наземных войск в районе Тали - Кавтюля - ... (не читается) составом 4 Ла-5 (ведущий старший лейтенант Серов).
Вести бой в группе, взаимодействия в парах и парами не отрываться от группы.
Выполнять задачу, производя противозенитный маневр, изменением высоты и направления полета.
При ухудшении погоды на высоте 200 метров видимости менее 3 км с задания возвратиться.
Посадка на запасных аэродромах Хумалиоки, Бабошино, после получения команды по радио.
Взаимодействующих групп в данном полете не было.
Следовать с курсом на юг.
Опыт в выполнении данной боевой задачи у экипажей имеется достаточный. Старший лейтенант Серов на прикрытие наземных войск произвел 95 вылетов, младший лейтенант Ташлыков - 32, младший лейтенант Головачев - 45. Слетанность группы была хорошей.
Уровень летной и специальной подготовки для выполнения данного задания у экипажей вполне соответствовал.
Боевую задачу экипажи знали накануне. До вылета находились в готовности № 1.
26 июня 1944 года в период с 14:10-15:05- при патрулировании в районе Хейниоки на высоте 600 метров, группа встретила 4 Ме-109. Противник шел на встречных курсах с набором высоты. Старший лейтенант Серов принял решение атаковать противника и пошел в лобовую. При выходе из атаки группа Ла-5 была атакована сзади сверху из-за облаков и снизу второй четверкой Ме-109, в результате чего группа Ла-5 была рассеяна.
А) облачность 8-10 баллов, высота 600-700 метров, видимость 10-15 км. Группа Ла-5 при патрулировании ходила под нижней кромкой облачности;
Б) экипажи шли в строю фронта;
В) при встрече с противником старший лейтенант Серов пошел в лобовую, Ме-109 атаки не приняли, отвернули вправо. Серов с переворота зашел в хвост Ме-109 и в пике поджег его. Серова прикрывал младший лейтенант Головачев, младший лейтенант Ташлыков оторвался от группы при первой атаке, его действия в бою неизвестны. При выходе из атаки старший лейтенант Серов и младший лейтенант Головачев, были атакованы сверху и снизу 2 парами Ме-109, в результате атаки верхней пары Ме-109, Головачев был подбит, вышел из боя резким снижением. По донесению наземных войск Ла-5 (предположительно старший лейтенант Серов) вел бой с 4 Ме-109, в результате которого Ла-5 сбил один самолет противника, но и сам был сбит атакой 3-х Ме-109 с разных сторон.
Г) Противник произвел умелое наращивание сил, в результате чего наши экипажи, отвлеченные боем с первой четверкой, не заметили подхода второй четверки, которая используя облачность, произвела одновременную атаку с разных сторон, в результате чего рассеяли группу и часть вывели из строя (подбит Головачев, в этот же момент, предположительно, сбит младший лейтенант Ташлыков).
Д) младший лейтенант Ташлыков упал в озеро Нюлюян-ярви (предположительно убит в воздухе). Младший лейтенант Головачев на сильно поврежденном самолете дотянул до аэродрома, где при посадке потерпел аварию, самолет списан, летчик получил легкое ранение. Старший лейтенант Серов не вернулся с боевого задания. По донесению наземных войск в районе боя наблюдался один парашютист, который тянул на нашу территорию, но ветром был отнесен в расположение войск противника.
При встрече с противником ведущий подал команду "Иду в атаку, прикройте". В дальнейшем бой шел одиночными самолетами. Команд не подавалось.
Причиной потери является численное превосходство противника, его выгодное исходное положение (группа Ла-5 была ограничена высотой), а также недостаточно четкое взаимодействие экипажей в бою...".
Письмо родителям Н.В. Ташлыкова о его гибели.
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"