Имена из солдатских медальонов. 5 том. Авиация
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"
Захарченко Даниил Степанович
Захарченко Д.С.
Командир АЭ 160-го истребительного авиаполка 3-й Резервной авиагруппы старший лейтенант ЗАХАРЧЕНКО Даниил Степанович, 1918 г.р., уроженец: УССР, Харьковская область, Двуреченский район, село Михайловка. Мать Анастасия Илларионовна. Кадровый в РККА с 10 августа 1936 года, окончил Чугуевское ВАУ в 1940 году.
На самолете ЛаГГ-3 (заводской номер 31211342) с мотором М-105 № па 135-1679 не вернулся с боевого задания 7 декабря 1941 года по разведке отступающих войск противника из района Тихвин – Липная Горка Ленинградской области.
Обломки самолета ЛаГГ-3 в районе 400 м от окружной дороги города Тихвина, между деревнями Усть-Шомукша и Березовик Тихвинского района Ленинградской области были обнаружены в 2006 году руководителем поискового отряда «4-я армия» Николаем Андреевичем Бровциным. 14–15 апреля 2007 года на месте падения самолета работали поисковые отряды «Уголек» (г . Санкт-Петербург , руководитель Михаил Викторович Авдеев) и «4-я армия» (г . Тихвин, руководитель Николай Андреевич Бровцин). В результате подъема обломков самолета с глубины трех метров были извлечены: останки летчика (челюсть и часть теменной кости черепа), мотор самолета М-105 № ПА 135-1679 с редуктором и тремя лопастями (причем две лопасти загнуты, одна прямая), сильно деформированные патроны от авиационной пушки ШВАК 20 мм 1935 и 1937 годов выпуска. На карбюраторах были выбиты даты изготовления: апрель 1941 года и июнь 1941 года. По информации, полученной от местных жителей, стало известно, что в конце 1950-х годов при разминировании Тихвинского района к месту падения самолета приезжали военные саперы и пытались вытащить самолет. Оторвав хвост техникой (трактор, тягач) саперы заложили собранные в округе мины и снаряды на месте падения самолета и взорвали последние. При проведении работ на месте падения самолета рассказ местных жителей подтвердился, так как действительно самолет в районе кабины (где находились останки летчика) был сильно деформирован и разбит. В воронке были обнаружены осколки от минометных мин и артиллерийских снарядов. По проведенной работе было установлено, что скорее всего, летчик пытался посадить подбитый самолет (или посадка была необходима по причине ранения самого пилота), так как мотор был выключен, на что точно указывают обнаруженные лопа- сти винта самолета. При посадке самолет задел правом крылом деревья и свалился в болото, на что указывает расположение обломков самолета. Летчик при ударе об землю погиб.
Мотор самолета Д.С.Захарченко.
Первым предположением поисковиков было, то, что скорее всего погибший самолет и летчик могут относиться к следующим авиационным подразделениям, действующим на этом участке фронта в конце 1941: 160 ИАП 3 РАГ, 239 ИАП 3 РАГ, 523 ИАП 3 РАГ, 44 ИАП 7 ИАК ПВО.
По проведенной архивной исследовательской работе в Центральной архиве министерства обороны Виктором Коноровым было установлено, что мотор М-105 № ПА 135-1679 на 3 декабря 1941 года был исправен, и находился на учете в 160 ИАП 3 РАГ.
На основании вышеизложенного поисковики предположили, что обнаруженные обломки самолета и останки летчика могут относится к следующим потерям 160 ИАП 3 РАГ:
– Захарченко Даниил Степанович, старший лейтенант, командир АЭ, летчик, не вернулся с боевого задания 07.12.41 г ., в р-не Тихвин – Липная Горка Тихвинского района Ленинградской области на самолете ЛаГГ-3. 1918 г .р., уроженец: УССР, Харьковская область;
– Панюков Николай Федорович, капитан, заместитель командира полка, он же штурман полка, не вернулся с боевого задания 07.12.41 г ., в р-не Тихвин – Липная Горка Тихвинского района Ленинградской области на самолете ЛаГГ-3 (еще ранее, на основе архивных исследований было известно, что место падения самолета Панюкова было обнаружено сразу же после освобождения Тихвинского района от немцев в декабре 1941 года, и его останки были торжественно захоронены вместе с другими красноармейцами освобождавшими город Тихвин на площади Свободы города Тихвина). 1913 г .р., уроженец: РСФСР, город Москва.
По продолженной поисковой исследовательской работе Виктором Коноровым было установлено, что самолет ЛаГГ-3 № 31211342 с мотором М-105 па № 135-1679 из состава 160 иап 3 РАГ не вернулся с боевого задания 7 декабря 1941 года. Летчик самолета старший лейтенант Захарченко Даниил Степанович, техник самолета сержант Пикалов.
Останки старшего лейтенанта Захарченко Даниила Степановича были торжественно захоронены на воинском мемориале «Фишева Гора» в городе Тихвин Ленинградской области 22 июня 2007 года.
г.Тихвин. 22 июня 2007 г.
Документы Центрального архива Министерства обороны, фонд 20420 3 РАГ опись 1, дело 103: «Отчеты о работе матчасти и органов техническо-эксплуатационной службы с 01.01 по 05.04.42 г .»:
– 160 ИАП. Карточка учета происшествия: 7 декабря 1941 года ЛаГГ-3 № 31211342 мотор М-105ПА № 135-1679, летчик старший лейтенант Захарченко, техник самолета сержант Пикалов. Место происшествия неизвестно, не вернулся с боевого задания. Обстоятельства при выполнении боевого задания: на розыск своих войск в тылу противника и установления точного их нахождения в районе Тихвин – Липная Горка. Самолет в эксплуатации 17 часов 45 минут, 27 посадок. Полк предпринимал для розыска Захарченко разведку на самолетах У-2 и ЛаГГ-3, а также при помощи телефонной связи, но обнаружить местонахождение самолета и летчика не удалось. Учитывая давность происшествия (25 дней) самолет, мотор подлежат списанию. Командир полка майор Дрозд, военком батальонный комиссар Шейченко, инженер полка военинженер 3 ранга Губин.
Известный историк советской авиации Михаил Юрьевич Быков сообщил поисковикам следующие данные на старшего лейтенанта Даниила Захарченко:
«…Список воздушных побед:
17.09.41 1 Ме-109 район Волхов
21.09.41 1 Ме-110 район юго-западнее Мга
23.09.41 1/2 Ме-110 район западнее Мга
27.09.41 1 Ме-110 район Синявино
29.09.41 1 Ю-87 район Синявино
30.09.41 1/4 До-215 район западнее Мга
28.10.41 1/3 Ю-88 район Ругуй
28.10.41 1 Ю-88 район Крапивино–Ситомля
28.10.41 1 Ю-88 район Гать
29.10.41 1 Ю-88 район Ситомля–оз.Лебяжье 18.11.41 1 Ю-88 район Тихвин – Астрача
05.12.41 1 Хе-113 район Астрача – Мулево
Всего сбитых самолетов – 9 + 3
Источники (ЦАМО РФ):
ф.137 гиап оп.273752 д.3 Журнал учета сбитых самолетов противника /за 1941-45 гг ./;
ф.3 раг оп.1 д.9 Оперативные сводки авиагруппы /за 1941 г ./
ф.3 раг оп.1 д.? Приказы штаба авиагруппы /за 1941-42 гг ./
Между этими источниками есть следующие расхождения:
1) Ме-110 сбитый 27.09.41 фигурирует только в приказе по авиагруппе, но за него произведена выплата денежного вознаграждения, поэтому победу можно считать 100% подтвержденной;
2) Ю-87 сбитый 29.09.41 согласно приказу штаба группы, в ЖУСС значится сбитым 27 сентября, деньги за него также выплачены;
3) 28.10.41 звеном Захарченко, Ставицкий, Силантьев согласно ЖУСС и оперсводке РАГ сбито в групповом бою в р-не Крапивино – Ситомля 3 Ю-88, деньги выплачены каждому в сумме как за 1 лично сбитый бомбардировщик.
Так что в принципе, боевой счет летчика может быть представлен двояко: либо как 9+3, либо как 8+6, если учитывать эти 3 Ю-88 как групповые победы…».
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"