Имена из солдатских медальонов. 5 том. Авиация
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"
Додонов Александр Иванович
Диков Павел ФедоровичКомандир АЭ 448-го штурмового авиаполка 281-й штурмовой авиадивизии 14-й Воздушной армии старший лейтенант ДОДОНОВ Александр Иванович, 1917 г.р., уроженец: УССР, город Ворошиловоград, ул.Серова, д. 20, отец Додонов И. Ф.
Мобилизован Ворошиловоградским ГВК.Воздушный стрелок 448-го штурмового авиаполка 281-й штурмовой авиадивизии 14-й Воздушной армии старшина (в других документах - старший сержант) ДИКОВ Павел Федорович, 1917 г.р., уроженец: РСФСР, Куйбышевская область, Лунинский район, село Еланка, отец Диков Ф.А. Мобилизован Астраханским ГВК.
Экипаж самолета Ил-2 (заводской номер 7238) сбит истребителями противника в районе Зенино 17 февраля 1943 года. Их имена были увековечены в 1970-е годы в г. Любань, на мемориале "Березовая Аллея".
Место падения самолета Ил-2 в районе урочища Кородыня было обнаружено в июле 2007 года местными жителями. Они сообщили о находке поисковому отряду "Любань" (руководитель Игорь Суров). На месте падения была обнаружена воронка, рядом с которой были разбросаны небольшие фрагменты и обломки самолета. При первом обследовании был сделан вывод, что воронка не тронута, и разграблению не подвергалась. Рядом с воронкой были обнаружены гильзы от крупнокалиберной авиационной пушки ВЯ-23 1941 и 1942 годов выпуска, гильзы от авиапулемета пулемета ШКАС 1941 года выпуска и гильзы от авиапулемета пулемета УБ 1942 года выпуска, что говорило о том, что данный самолет является двухместной модификацией. На одном из обломков брони была обнаружена сильно сгнившая бирка, на которой удалось прочесть последние две цифры: 39.
Авиабомба, обнаруженная рядом с местом падения самолета.
В августе 2007 года поисковым отрядом "Любань" было проведено дополнительное обследование места падения. В результате проведенных работ были обнаружены части шлемофона с одним наушником, кожаный ремешок от наручных часов, остатки петлиц, относящиеся к знакам различия младшего начальствующего состава, веденные приказам НКО СССР № 391 от 2 ноября 1940 года. Рядом с воронкой были обнаружены два не разорвавшихся РС-82 и 100-килограммовая авиабомба.
1-2 сентября 2007 года поисковым отрядом "Любань" были проведены дополнительные работы на месте падения самолета. В ходе работ, был полностью отработан отвал, по ходу падения самолета. В результате в отвале обнаружена офицерская пряжка со звездой. А в воронке, которая оказалась глубиной около двух метров, были обнаружены остатки бензобака и куски слоеной фанеры.
14 октября 2007 года поисковым отрядом "Любань" было проведено дополнительное обследование места падения и воронки от самолета. В результате работ на краю воронки обнаружены останки экипажа: части человеческой кожи - органика, части черепа с волосами. Из личных вещей обнаружена одна меховая перчатка и часть шлемофона. Среди обломков обнаружен фанерный фрагмент обшивки самолета, на котором черной краской через трафарет нанесен заводской номер самолета: 7238.
По данным Центрального архива Министерства обороны было установлено, что на самолете Ил-2 № 7238 из состава 448 штурмового авиаполка 281 ШАД 14 ВА не вернулся с боевого задания 17 февраля 1943 года экипаж в составе:
- командира АЭ старшего лейтенанта Додонова Александра Ивановича, 1917 г.р.;
- воздушного стрелка старшины (по другим данным старший сержант) Дикова Павла Федоровича, 1917 г.р.
В архивных документах говорилось: "...погибли 17.02.43 г., самолет сбит истребителями противника в районе Зенино северо-восточнее несколько км, похоронены 4 км юго-западнее д. Зенино, документы погибших находятся в авиаотделе 54 армии, похоронен наземными войсками...". По документам Тосненского РВК, погибшие значились перезахоронеными в г. Любань.
Это был один из лучших экипажей 281-й штурмовой дивизии. Старший лейтенант Александр Додонов был одним из первых летчиков, кто освоил ночные полеты на Ил-2 осенью 1942 года. Павел Диков был в списке первых воздушных стрелков - добровольцев. Когда в дивизии были впервые переоборудованы несколько Ил-2 из одноместных машин в двухместные, понадобились воздушные стрелки, которые смогли бы прикрывать самолет с задней полусферы. Механики и оружейники были первыми, кто изъявил желание летать в качестве воздушных стрелков. Это было еще в августе 1942 года.
Останки погибших были торжественно захоронены 9 мая 2008 года в городе Любань, на мемориале "Березовая Аллея".
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"