Имена из солдатских медальонов. 5 том. Авиация
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"
Гестрин Прокофий Григорьевич
Носков Сергей Иванович
Максимов Алексей Егорович
Гестрин П.Г.
Старший летчик 1 АЭ 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС КБФ лейтенант ГЕСТРИН Прокофий Григорьевич, 1913 г.р., уроженец: УССР, Сталинская область, ст.Пятихатки, холост. Кадровый, в РККА с 8 июня 1931 года.
Младший летчик-наблюдатель 1 АЭ 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС КБФ младший лейтенант НОСКОВ Сергей Иванович, 1918 г.р., уроженец: Красноярский край, Канский округ, с. Спасовка. Мать Анна Филипповна, проживала: РСФСР, г. Иркутск, 3-я Красноармейская ул., д. 20, кв. 1. Кадровый, в РККА с 1938 года.
Стрелок-радист 1 АЭ 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС КБФ краснофлотец МАКСИМОВ Алексей Егорович, 1920 г.р., уроженец: РСФСР, Смоленская область, Кармановский район, ст. Трутня. Мать Ольга Дмитриевна. Мобилизован Кармановским РВК в 1940 году.
Самолет ДБ-3ф (заводской номер 390903) сбит истребителями противника 18 июля 1941 года в районе Копорье - Бегуницы Ленинградской области.
Место падения самолета ДБ-3 в треугольнике деревень Маклаково - Систа - Труново, район Копорье, на краю Карпинского болота по старой дороге от Маклаково на Труново (на границе Кингисеппского, Волосовского и Ломоносовского районов) Ленинградской области было обнаружено поисковым отрядом "Ораниенбаумский плацдарм" (руководитель Лев Николаевич Чуйков) поздней осенью 2007 года.
3 января 2008 года поисковыми отрядами "Ораниенбаумский плацдарм" (г. Сосновый Бор), "Форпост" (г. Кингисепп, руководитель Виктор Викторович Костюкович), "Рубин" (г. Санкт-Петербург, руководитель Николай Анатольевич Михайлов) было проведено первое обследование места падения самолета. На месте падения были обнаружены части центроплана, две стойки шасси, моторы (даже обломки) отсутствовали, что говорило о том, что, скорее всего, моторы были вывезены в металлолом целыми. Окрас дюраля на обломках был зеленый, на обломках киля самолета и крыла обнаружены остатки от нанесенных красных звезд с маленькой черной окантовкой. Был сделан вывод, о том, что самолет погиб летом 1941 года. Со слов местного лесника Алексея из деревни Ломаха, который нас выводил к месту падения, ранее на этом месте ему встречались среди обломков части пристяжной системы от парашюта. В 100 метрах от места падения была обнаружена неразорвавшаяся 100 кг авиабомба. На месте падения были обнаружены патроны от авиапулемета ШКАС 1936 и 1938 годов выпуска. Было видно, что самолет сильно горел, так как попадалось очень много кусков плавленого дюраля. В 25 метрах от места основных обломков самолета находились две небольшие воронки.
На обломках киля самолета и крыла обнаружены красные звезды с черной окантовкой.
Первоначально поисковиками ошибочно был сделан вывод о том, что это обломки самолета Пе-2, на это, скорее всего, повлияли имеющиеся легенды, которые будут приведены ниже. В общественном фонде поисковых отрядов Ленинградской области хранились записи-рапорта сделанные ранее от других поисковых отрядов:
- записи Королева Геннадия Юрьевича (п/о Память, г. Ленинград). Запись датирована 1989 годом: "...Информация от жителей п. Маклаково Григорьевых (отца и сына). В 4 км от поселка у мшаги (болота) находится наш сбитый самолет типа СБ. Из рассказа: "Было это осенью 1941 года. Самолет горящим шел над деревней, упал за ней. Примерно через неделю пришел туда отец. Летчики сидели в кабине. Потянул за лямки парашюта. От них шел уже запах. Кабина была зарыта по вровень с землей. Он с товарищами ушли. Пришли через некоторое время, стоял уже холмик и крест из палок, между второй и первой воронкой. По слухам двигатели якобы увозила воинская часть и хвост...". Группа Королева была на месте падения 9 сентября 1989 года. Королев нашел на месте падения кабины очень много стекла и дюрали 3 куска от кабины...";
- Акт обследования места падения неизвестного советского самолета: "... Место падения самолета (предположительно Пе-2), лесной массив в р-не д. Систа в 8 км от деревни. В 1989 году место падения обнаружено поисковым отрядом "Победа" (Андрей Евгеньевич Стеняев, г. Ленинград). При обследовании места падения обнаружены обломки самолета: стойки шасси, законцовка крыла с фрагментом звезды. Далее обследование не проводилось...".
Основываясь на первичном обследовании места падения и имеющихся вышеприведенных материалах от других поисковых отрядов, был сделан предварительный вывод о том, что возможно поисковики обнаружили место гибели самолета Пе-2 (заводской номер 390920) с моторами М-105Р (№№ Б12-178; Б11-135) из состава 57-го смешанного бомбардировочного авиаполка ВВС КБФ, который 11 августа 1941 года был подбит и горящим упал в районе Копорья. В состав самолета входили: командир 2 АЭ капитан Хотько Леонид Николаевич, 1912 г.р., штурман звена 2 АЭ старший лейтенант Морозов Михаил Васильевич, 1912 г.р., воздушный стрелок-радист 2 АЭ старший сержант Шишкин Петр Елизарович, 1914 г.р. По документам Центрального военно-морского архива было известно, что экипаж самолета еще в годы войны был похоронен внутри Копорской крепости в пос. Копорье Ломоносовского района Ленинградской области.
31 мая 2008 года поисковым отрядом "Форпост" проводились дополнительные работы по обследованию места падения самолета. При детальном изучении обломков самолета было установлено, что обломки принадлежат самолету ДБ-3ф. При обследовании (было прокопано несколько шурфов) пространства между двумя воронками, в районе падения самолета, там, где по легенде стояли кресты поисковики ничего не обнаружили. В результате проверки воронок, в первой воронке были обнаружены останки экипажа. При эксгумации были найдены останки всех трех членов экипажа. Останки были сильно раздроблены, видимо при падении самолета и сильно обожжены. Из амуниции были обнаружены остатки от унт, морских форменных ботинок, шлемофоны, полностью извлечен рукав летного реглана, на котором сохранились знаки различия лейтенанта морской авиации. Части пристяжной системы от парашютов обнаружены в районе расположения обломков самолета. Данные находки четко показывали, что это не мог быть экипаж 57 СБАП, погибший 11 августа 1941 года (Хотько-Морозов-Шишкин), а это другой экипаж из состава 57 СБАП или 1 МТАП ВВС КБФ, погибший на самолете ДБ-3ф. А при обнаружении одной головки блока было окончательно определено, что первоначально был сделан ошибочный вывод, о том, что это обломки самолета Пе-2. Головка блока была от звездообразного мотора М-87 или М-88, что говорило о том, что обнаружены обломки самолета ДБ-3ф.
Проведя аналитическую работу, и проверив все потери самолетов ДБ-3 и ДБ-3ф из состава ВВС КБФ, поисковики пришли к выводу, что, обнаружены обломки самолета и останки экипажа самолета ДБ-3ф № 390903 из состава 1 МТАП ВВС КБФ, который был сбит истребителями противника в районе Копорье - Бегуницы, в составе:
- Гестрин Прокофий Григорьевич, лейтенант, младший летчик 1 АЭ;
- Носков Сергей Иванович, младший лейтенант, младший летчик-наблюдатель 1 АЭ;
- Максимов Алексей Егорович, краснофлотец, стрелок-радист 1 АЭ.
Что интересно, в документах Архивного Отдела ЦВМА (г. Москва) в оперативных документах ВВС КБФ в этом экипаже также значился еще воздушный стрелок Никандров, но фамилии Никандров в списках безвозвратных потерь полка не было. По архивным документам указывалось, что самолет был сбит огнем истребителей противника в районе дер. Бегуницы, экипаж погиб.
Выписка из боевого донесения № 25 за 18.07.41 года: "...На 18.07.1941 г. 1-й МТАП имел задачу разведку Рижского залива и бомбардировочный удар по транспортам противника в Рижском заливе. 1 АЭ в составе пяти самолетов ДБ-3 в 11.00 произвела вылет с аэродрома Клопицы. В 13.08 по 13.25 просмотрела район от мыса Колка до маяка Мерсрагс, не заметив кораблей и транспортов противника вернулась обратно с бомбами. В 15.05 при подходе к своему аэродрому в районе дер. Бегуницы были атакованы истребителями противника Ме-109 в количестве 7 штук. В результате воздушного боя два экипажа ДБ-3 сбиты, третий экипаж ушел со снижением, о месте посадки его неизвестно. С задания не вернулись: летчик Тальянов, штурман Никулин, стрелки-радисты Виноградов и Сорокин. Летчик Новицкий, штурман Просвиряк, стрелки-радисты Вишневский и Баланков. Летчик Гестрин, штурман Носков, стрелки-радисты Никандров и Максимов...". (АО ЦВМА, ф. 122, оп. 28619, л. 104).
В книге В.И. Минакова "Балтийские Соколы (Записки морского летчика)" (Издательство Политехника, Санкт-Петербург, 1995, стр.367) упоминается: "...Вслед за группой Беляева удачно отбомбилась по танкам 1-я эскадрилья (эскадрилья Беляева наносила БШУ в р-не озера Самро - авт.) На обратном пути наших бомбардировщиков возле Капорья перехватили восемь Ме-110. В тяжелой, кратковременной схватке были сбиты два самолета ДБ-3б. Погибли экипажи заместителя командира эскадрильи старшего лейтенанта Александра Ивановича Тальянова и летчика лейтенанта Прокофия Григорьевича Гестрина...".
Для сведения:
- Гестрин Прокофий Григорьевич, 1913, УССР, Днепропетровская обл., ст. Пятихатка. Жена Нина Андреевна, дочь Ларита (1939) (по другим документам: Дорита, 1934 г.р.), г. Ростов-на-Дону, Халтуринский пер., д. 96 кв.3. Мать Ефросинья Петровна. Кадровый, с 1931 года. ЦВМА, ф. 988, оп. 0018709, д. 4. Член ВКП(б) с 1938 года № 1961406.
- Носков Сергей Иванович, 1918, Красноярский край Канский округ с. Спасовка. Мать Анна Фил.... г. Иркутск 3-я Красноармейская д.20 кв.1. Кадровый, с 1938 года. ЦВМА, ф. 988, оп. 0018709, д. 4. Член ВЛКСМ с 1936 года № 5401913. АО ЦВМА, ф. 122, д. 27914, л. 63,65.
- Максимов Алексей Егорович, 1920, Смоленская обл., Кармановский р-н, ст. Трутня. Мать Ольга Дмитриевна. Мобилизован Кармановским РВК в 1940 году. ЦВМА, ф. 988, оп. 0018709, д. 4. Член ВЛКСМ с 1938 года. АО ЦВМА, ф. 122, д. 27914, л. 63,65.
22 июня 2009 года на воинском кладбище в деревне Мануйлово Кингисеппского района Ленинградской области была проведена торжественная церемония захоронения останков погибшего экипажа. На месте захоронения установлен памятник с фамилиями погибших.
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"