Имена из солдатских медальонов. 5 том. Авиация
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"
Сырчин Петр Тимофеевич
Любченко Даниил Спиридонович
Комаров Николай Викторович
Сырчин П.Т.
Командир 3 АЭ 58-го бомбардировочного авиаполка 276-й бомбардировочной авиадивизии 13-й Воздушной армии Ленинградского фронта капитан СЫРЧИН Петр Тимофеевич, 1916 г.р., уроженец: РСФСР, Кировская область, Медянский район, Мартыновский сельский совет, село Лутошкино. Жена Феофанова Клавдия Павловна, проживала: РСФСР, Новгородская область, город Старая Русса, пп 06818. Кадровый, в Красной Армии с 1934 года.
Штурман 3 АЭ 58-го бомбардировочного авиаполка 276-й бомбардировочной авиадивизии 13-й Воздушной армии Ленинградского фронта капитан ЛЮБЧЕНКО Даниил Спиридонович, 1913 г.р., уроженец: Краснодарский край, Ахтырский район, станица Степная. Жена Ольга Федоровна, проживала: РСФСР, Калининская (в настоящее время Тверская) область, Бологовский район, село Григино. Кадровый, в Красной Армии с 1935 года.
Начальник связи 3 АЭ, флагманский воздушный стрелок-радист 58-го бомбардировочного авиаполка 276-й бомбардировочной авиадивизии 13-й Воздушной армии Ленинградского фронта лейтенант КОМАРОВ Николай Викторович, 1916 г.р., уроженец: РСФСР, Вологодская область, город Великий Устюг, ул. Водников, д. 1, кв. 7, отец Виктор Викторович. Кадровый, в Красной Армии с 1939 года.
Экипаж самолета Пе-2 (заводской номер 2/318) не вернулся с боевого задания 19 июня 1944 года, подбит в районе ст. Симола, Финляндия.
Место падения самолета Пе-2, на одном из островов Выборгского залива Выборгского района Ленинградской области обнаружено в 1952 году рыбаками. При обследовании обломков самолета найдены останки экипажа: летчика, командира 3 эскадрильи, капитана Сырчина Петра Тимофеевича, штурмана эскадрильи, капитана Любченко Даниила Спиридоновича, стрелка-радиста, начальника связи эскадрильи, лейтенанта Комарова Николая Викторовича. Имя летчика удалось установить по именным часам, найденным при останках погибшего. По фамилии пилота был установлен и весь экипаж.
В книге-воспоминаниях бывшего воздушного стрелка 58 бомбардировочного авиаполка Н.Я. Рыбалко "Старорусцы" записано:
"На бомбардирование железнодорожной станции Симола и уничтожение находящихся на ее путях двух эшелонов 19 июня 1944 года в 21 час вылетели 24 Пе-2. Группы бомбардировщиков вели: девятку Пе-2 капитан Сырчин, вторую девятку - старший лейтенант П.М. Струенков и семерку Пе-2 - лейтенант В.И. Лепешкин. В группе Лепешкина шел, как проверяющий, заместитель командира 276 БАД подполковник В.Н. Швындин. Колонну "пешек" прикрывали 12 истребителей Як-9... На путях станции Симола вспыхнули очаги пожаров, разраставшиеся по мере взрывов вагонов и платформ. На боевом курсе самолет ведущего полковой группы Пе-2 капитана Петра Тимофеевича Сырчина был поражен прямым попадание крупнокалиберного зенитного снаряда. Произошло это в тот момент, когда штурман ведущего капитан Даниил Спиридонович Любченко сбросил бомбы, и они устремились на цель. Самолет Сырчина с резким разворотом и снижением уходит под строй колонн Пе-2 вправо и с углом 30 градусов. Затем разворотом влево скрывается над лесом. Пожара на подбитом самолете экипажи групп не наблюдали. Стрелок-радист старший сержант Е.С. Пушелацкий из экипажа Струенкова услыхал слова команды из самолета капитана Сырчина: "Кобры, прикройте меня!". Экипаж Сырчина с боевого задания не возвратился и о его судьбе не было известно ничего. Предположительно, экипаж был смертельно ранен, а, возможно, штурман Любченко и начальник связи эскадрильи лейтенант Николай Викторович Комаров были убиты. Пушелацкий утверждал, что расслышал голос лично капитана Сырчина по рации, значит, лейтенант Комаров настроил ее на командира, как ведущего полковой группы, для подачи команд. Такое могло быть. Но почему ведущий, грамотный летчик и способный командир, знавший о том, что группу Пе-2 прикрывают истребители Як-9, вдруг произносит слова: "Кобры, прикройте..." Значит, он был без сознания, смертельно раненый, но лишь благодаря силе воли, выдержке, которыми обладал физически сильный Сырчин, держал штурвал самолета, и тот не сорвался в пикирование, а со снижением уходил на лесной массив, скрывший его от глаз наблюдавших за ним экипажей групп...".
Капитан Петр Сырчин воевал с первого дня войны. Он был награжден пятью орденами, в том числе орденом Ленина. Еще в 1941 году командованием полка Петр Сырчин был представлен к награждению к званию Героя Советского Союза, но к сожалению представление не было утверждено.
Наградной лист на Сырчина П.Т. с представлением к званию Героя Советского Союза.
Зачеркнуто и приписано: орден Ленина. ЦАМО РФ, фонд 33, опись 682524, дело 72, лист 125.
Останки экипажа были похоронены на воинском мемориале "Петровка", на 11 километре шоссе Выборг - Светогорск, Выборгского района Ленинградской области.
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"