Имена из солдатских медальонов. 5 том. Авиация
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"
Целуев Николай Федорович
Лещев Иван Васильевич
Гончаров Александр Дмитриевич
Ниличев Алексей Михайлович
Целуев Н.Ф.
Лещев И.В.
Гончаров А.Д.
Младший летчик 1 АЭ 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского Флота младший лейтенант ЦЕЛУЕВ Николай Федорович, 1917 г.р., уроженец: Смоленская обл., Руднянский р-н, с. Красное. Мать Ксения Михайловна, проживала: Краснодарский край, г. Тихорецк, ул. Чапаева, д. 46. Кадровый, мобилизован Руднянским РВК в 1940 году.
Младший летчик-наблюдатель 1 АЭ 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского Флота младший лейтенант ЛЕЩЕВ Иван Васильевич, 1914 г.р., уроженец: Мордовская АССР, Старосиндровский р-н, с. Рябкинский Завод, Мать Пелагея Павловна.
Кадровый, мобилизован Старосиндровским РВК в 1940 году.Старший стрелок-радист, начальник связи 1 АЭ 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского Флота старшина (приказ о присвоении звания младшего лейтенант пришел в полк после гибели) ГОНЧАРОВ Александр Дмитриевич, 1914 г.р., уроженец: Ростовская обл., г. Миллерово, пос. Туроверова-Глубокинский. Жена Бунина Зинаида Тихоновна, проживала: Саратовская обл., Красавский р-н, с Ивановка. Кадровый, мобилизован Миллеровским РВК в 1936 году.
Воздушный стрелок-радист 1 АЭ 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского Флота краснофлотец НИЛИЧЕВ Алексей Михайлович, 1920 г.р., уроженец: Вологодская обл., Чагодощенский р-н, Первомайский с/с, д. Стулово. Мобилизован Василеостровским РВК г. Ленинграда в 1940 году.
Экипаж самолета ДБ-3ф (заводской номер 391107) с моторами М-87 №/№ 87688 и 872815 сбит истребителями противника 14 июля 1941 года. Самолет упал в лес 1,5 км южнее села Ивановское Кингисеппского района Ленинградской области.
Место падения самолета ДБ-3ф в районе деревни Среднее Село Кингисеппского района Ленинградской области обнаружено в 2001 году поисковым отрядом "Форпост" (г. Кингисепп, руководитель Виктор Викторович Костюкович). Рядом с воронкой находился один разбитый двигатель, по номеру которого: М-87Б № 872815 удалось установить марку самолета. По предположению поисковиков самолет погиб в июле 1941 года и принадлежит морской авиации.
Один из моторов на месте падения самолета.
При изучении архивных материалов ЦВМА удалось найти этот номер в списках безвозвратных потерь ВВС КБФ. Бомбардировщики ДБ-3 и ДБ-3ф, находились на вооружении 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС КБФ.
Попытка установить по номеру двигателя экипаж и дату гибели самолета окончилась неудачей, так как мотор был списан по акту только в декабре 1943 года, как "погибший в 1941 году". Таким образом, кто именно управлял самолетом, и погиб ли на нем экипаж, оставалось неясным.
Предположив, что самолет сбит в июле-августе 1941 года, поисковики стали проверять списки потерь 1 МТАП за этот период. Выяснилось, что приблизительно в этом районе, возле деревни Поречье, значатся погибшими два экипажа: 14 и 15 июля. При этом 15 июля погибли только стрелки-радисты, а летчик и штурман в списках потерь не значатся, очевидно, сумев покинуть сбитый самолет.
В Книге Памяти Ленинградской области воздушный стрелок самолета, сбитого 14 июля, краснофлотец Ниличев Алексей Михайлович, значится похороненным в деревне Мануйлово, то есть рядом с местом обнаружения обломков самолета. Фамилии других членов экипажа погибшего бомбардировщика в Книге Памяти не было.
По предположению поисковиков, эта запись могла появиться на основании данных Кингисеппского РВК, и возможно, что ранее место гибели самолета уже обследовалось.
В ноябре 2002 года международной российско-эстонской экспедицией отрядов "Форпост" (г. Кингисепп), "Военный мемориал" (г. Нарва, руководитель Алексей Колпаков) проведены подготовительные работы по подъему самолета и проведен дополнительный опрос местных жителей, которые рассказали, что в 50-е годы военными был поднят из воронки один двигатель и два члена экипажа. Останки были захоронены на воинском мемориале в поселке Мануйлово.
В результате исследования архивных документов Кингисеппского РВК найден следующий документ:
"АКТ. 8 июля 1950 года комиссия в составе: офицера 1-ой части Кингисеппского райвоенкомата старшего лейтенанта Кузьмина П.И., председателя Пустомержского сельсовета т. Жернова Н.С. и секретаря парторганизации т. Портник Л.И, составили настоящий акт о том, что 8 июля 1950 года в 12 часов в братскую могилу на военном кладбище д. Мануйлово, Пустомержского с/с, Кингисеппского района Ленинградской области произведено захоронение останков воинов-летчиков Советской Армии, погибших в Великой Отечественной войне 1941-45 гг. в районе: лес Большой Мох (5 км юго-западнее д. Мануйлово). Похороны произведены с участием гражданского населения, партийных и ответственных работников и трудящихся с/совета, всего 180 человек. В числе захороненных - военнослужащий Ниличев Алексей Михайлович".
Согласно документов ЦВМА (г. Гатчина): экипаж 1-го МТАП ВВС КБФ в составе: летчик младший лейтенант Целуев Николай Федорович, 1917 г.р., штурман младший лейтенант Лещев Иван Васильевич, 1914 г.р., стрелок-радист старшина Гончаров Александр Дмитриевич, 1914 г.р., стрелок-радист краснофлотец Ниличев Алексей Михайлович, 1920 г.р., не вернулись с боевого задания 14 июля 1941 года.
По документам АО ЦВМА (г Москва): самолет ДБ-3ф № 391107 и экипаж сбит в районе села Ивановское Кингисеппского района Ленинградской области.
Таким образом стало ясно, что в ходе работ в 1950 году были извлечены останки не всех членов экипажа, и установлено имя лишь одного воздушного стрелка А.М. Ниличева.
В сентябре 2004 года поисковыми отрядами "Форпост" (г. Кингисепп) и отрядом Пушкинского военного училища радиоэлектроники (г. Пушкин, руководитель Илья Викторович Переведенцев) проведены дальнейшие работы по подъему обломков самолета. В ходе работ, в огромной воронке на большой глубине были найдены раздробленные останки двух членов экипажа, что согласуется со словами местных жителей. По расположению останков можно сказать, что найдены останки пилота и штурмана самолета. Также из воронки поднят второй двигатель М-87 № 87688, часть морского кителя с нашивками младшего лейтенанта морской авиации, и часы, остановившиеся в 15:48.
Бирка с номером второго мотора: 87688.
По архивным данным отделения ЦВМА (г. Москва):
"В первоначальном боевом донесении № 020 штаба 1-го авиаполка 8 АБ ВВС КБФ за 14.07.1941 г. говорится:
"1-я авиаэскадрилья произвела первый вылет в составе 5 самолетов ДБ-3ф с аэродрома Клопицы в 15:25. В 15:40 с высоты 500 метров произведен бомбардировочный удар по танкам противника юго-западнее 5-6 км села Ивановки (очевидно, Ивановское). Сброшено 50 ФАБ-100. По наблюдению экипажей, наблюдались прямые попадания в танки и автомашины. Бомбометание проводилось одиночными заходами со сбрасыванием одновременно 2-3 бомб. Самолеты были атакованы двумя истребителями Ме-109, в результате чего один самолет Д-3ф был сбит и упал в лес. По предположению командира авиаэскадрильи, экипаж в составе: летчик младший лейтенант Целуев, летнаб младший лейтенант Лещев и стрелки радисты Гончаров и Ниличев погибли".
22 июня 2005 года останки найденных членов экипажа были захоронены на воинском мемориале в деревне Мануйлово Кингисеппского района Ленинградской области.
В марте 2009 года в ОБД "Мемориал" обнаружены документы по переписке отца Ниличева Алексея Михайлова, Михаила Ивановича Ниличева, с военными организациями на оформление пенсии, в том числе письмо Пустомержского сельского совета от 31 июля 1950 года: "...Товарищу Ниличевой, проживающей д. Стулово Чагодощенского района Вологодской области. Пустомержский с/совет сообщает Вам, что на территории вышеуказанного с/совета 25 июня 1950 года был найден самолет с трупами летчиков. У одного товарища сохранился комсомольский билет, фамилия этого товарища Ниличев Алексей Михайлович, рождения 1920 года. Комсомольский билет выдан Василеостровским райкомом комсомола г. Ленинграда. Нами было сообщено в Василеостровский райвоенкомат г. Ленинграда, откуда получено письмо с указанием адреса родственников Ниличева А.М. Похороны летчиков состоялись 7 июля 1950 года, похоронены летчики на братских могилах за дер. Мануйлово Пустомержского с/совета. Исполком с/совета просит Вас дать ответ на наше письмо, т.к., в с/совете имеются фотокарточки похоронной процессии и с получением ответа они будут высланы Вам...".
Карточка на Ниличева А.М. в картотеке ЦВМА.
Продолжение: Пропавший экипаж...
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"