Имена из солдатских медальонов. 5 том. Авиация
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"
Солдатов А.В.
Солдатов Алексей Васильевич
Командир звена 5-го истребительного авиаполка 61-й истребительной авиабригады ВВС Краснознаменного Балтийского Флота (КБФ) старший лейтенант СОЛДАТОВ Алексей Васильевич, 1915 г.р., уроженец: РСФСР, Орловская область, Карачевский район, село Вознесенское. Семья проживала: РСФСР, город Москва. Кадровый, в Красной Армии с 1934 года.
На самолете МиГ-3 (заводской номер 2919) с мотором АМ-35 № 9 ЕА 04347 не вернулся с боевого задания 14 июля 1941 года из района Поречье Кингисеппского района Ленинградской области. Летчик покинул подбитый самолет на парашюте и приземлился на территории противника. Вернулся в полк 18 июля 1941 года.
Место падения самолета МиГ-3 в районе 88 квартала Черновского лесничества (в районе между урочищами Ариновщина и Березовское) Сланцевского района Ленинградской области обнаружено местным лесником Николаем Леонидовичем Русаковым в 2000 году.
17 декабря 2004 года место падения обследовано поисковиками отряда "Поиск" (г. Сланцы), обнаружены номера: В 22 И 01555.
Подъем мотора самолета А.В.Солдатова.
19 декабря 2004 года место падения было обследовано поисковиками отряда "Форпост" (г. Кингисепп, руководитель Виктор Викторович Костюкович) и "Высота" (г. Санкт-Петербург, руководитель Виктор Николаевич Дудин). При обследовании было установлено, что место падения разграблено на металлолом, на поверхности находится одна стойка шасси, часть резиновой покрышки от колеса "Ярославский шинный завод", часть расколотой бронеспинки самолета, сильно разбитый распределительный вал от мотора, на котором найден в трех местах дублированный номер: 906. Так же на одном из дюралевых обломков найден номер (возможно капот мотора): 1-97.
В апреле 2005 года поисковыми отрядами "Поиск" (г. Сланцы) и "Форпост" (г. Кингисепп) проведено дополнительное обследование места падения самолета. На дне воронки обнаружен разбитый двигатель самолета, на обломках от двигателя присутствуют номера: 906 в. Обнаружены гильзы от авиавооружения самолета ШКАС и УБТК 1940 года выпуска.
В мае 2005 года проведены работы по подъему обломков мотора, в результате которых установлен номер: АМ-35 № 9 ЕА 04347.
На поршне номер мотора самолета А.В.Солдатова: 9 ЕА 04347.
По документам Центрального военно-морского архива, установлено: "...Самолет МиГ-3 № 2919 с мотором АМ-35 3 9 ЕА 04347 принадлежал 5 ИАП ВВС КБФ. Не вернулся с боевого задания 14 июля 1941 года, летчик старший лейтенант Солдатов. Сам летчик покинул подбитый самолет на парашюте и приземлился на территории противника, вернулся в полк. Убыл из состава полка 23 сентября 1941 года из-за болезни и отправлен в город Саранск...".
Из документов ЦВМА: Солдатов Алексей Васильевич, 1915 г.р., с 14 ноября 1941 года в 64 АП, командир звена, заместитель командира АЭ, капитан (10.11.41 г.), с 12 ноября 1942 года в ВМАУ. Уволен из кадров 12 мая 1950 года.
ЦВМА, фонд 4144, опись 14с, дело 3:
Инженеру 61 АБр ВВС КБФ Доклад о проведенной боевой работе тех.службы 5 ИАП.
В течение с 22 июня 1941 года по 18 октября 1941 года передвижение матчасти было следующее: ...Миг-3 № 2919 мотор Ам-35 № 4347 сбит 14 июля 1941 года. Солдатов, не вернулся с боевого задания.
"...15 июля 1941 года ...летчики 5 ИАП лейтенанты Солдатов и Барышников в районе Поречье вели бой с девятью Ме-109. Солдатов не возвратился на свой аэродром, на самолете Барышникова 18 пробоин. Летчик ранен в руку...
18 июля 1941 года ...В свою часть возвратились Солдатов и Митин (таранил немецкий самолет 16.07.41 г., выбросился с парашютом над территорией противника)...".
Кроме того, при изучении документов Центрального военно-морского архива установлены дополнительные эпизоды боевой работы Алексея Васильевича Солдатова:
"...самолет МиГ-3 № 2142 мотор АМ-35 № 0245 сбит 30 июля 1941 года. Летчик Солдатов, не вернулся с боевого задания...".
"...30 июля 1941 года...Три МиГ-3 (Азевич, Солдатов и Кучер) из 5 ИАП в районе Волосово вступили в бой с тремя Ю-88 и четырьмя Ме-109. Азевич сбил Ме-109, после атаки другой самолет противника пытался зайти ему в хвост, но был атакован Кучером. Подходившие к месту боя три И-16 (ведущий Галахов) на высоте 2200 м наблюдали Ме-109, пикирующий с большой высоты на МиГ-3 Солдатова, который после атаки загорелся и упал в 5 км южнее Волосово. Летчик выпрыгнул на парашюте и приземлился в районе д. Рабикицы. Преследование остальных самолетов противника не производили из-за отсутствия горючего... 31 июля 1941 года. Летчики Солдатов и Малышев прибыли в свою часть. Малышев имеет легкие ожоги рук (сбит 30 июля 1941 года в районе Молосковицы, выпрыгнул на парашюте)...".
"...самолет ЛаГГ-3 № 3121827 мотор М-105 № па 135-230 сбит 8 сентября 1941 года. Летчик Солдатов, не вернулся с боевого задания... Жив, вернулся в полк...".
"...8 сентября 1941 года. 13.56 - 14.35. Семь ЛаГГ-3 (Уманский, Багрянцев, Костылев, Семенов, Тенюгин, Широбоков и Солдатов) из 5 ИАП вылетели на штурмовку танковой колонны в районе Витино. Несмотря на истребительное прикрытие вражеской колонны и ураганный огонь ЗА, несколько летчиков все же прорвались через этот заслон и сделали один заход. Огнем ЗА был подбит самолет Солдатова и он развернулся и ушел к линии фронта...".
"4 июля 1942 года при перелете по маршруту Сарожа (аэродром Сарожа находился под городом Тихвином Ленинградской области) - город Москва с заданием перевести личный состав перегонщиков группы капитана Солдатова пропал без вести самолет ПР-5 из состава 65-го авиаполка специального назначения ВВС ВМФ. На борту самолета находилось 5 человек: командир звена капитан Гаврилов Владимир Васильевич; летчик старший лейтенант Киров Федор Степанович; летчик капитан Мартыщенко Михаил Гаврилович; заместитель командира АЭ капитан Солдатов Алексей Васильевич; летчик лейтенант Титов Иван Митрофанович".
Эта история до сих пор остается до конца неисследованной. Материалы по разбору этого происшествия до сих пор засекречены и поэтому многие обстоятельства не понятны. Но из открытых источников известно, следующее:
- капитан Владимир Гаврилов попал в плен, где находился до 20 июля 1944 года, после возвращения проходил спецпроверку в лагере НКВД в период с 15 августа 1944 года по 22 октября 1944 года, после чего вернулся в ряды ВВС ВМФ. Что интересно, в архивных документах говорится, что капитан Гаврилов попал в плен 3 июля 1942 года у города Тихвина, что вызывает откровенное недоумение, так как указана дата, которая на один день раньше даты пропажи без вести самого самолета с летчиками (Гаврилов Владимир Васильевич, 1912 г.р., уроженец: РСФСР, Рязанская область Ряжский район село Еголдаево. Кадровый).
- старший лейтенант Федор Киров, остался жив, вернулся в полк, сведений о нахождении в плену не обнаружено. Погиб позже, но судьба до конца неизвестна. По сведениям архива известно, что последнее письмо было от 15 марта 1942 года с адресом: г. Киев, аэродром (что удивительно, так как город Киев находился под немецкой оккупацией до 1943 года). В Книге Памяти Московской области значится, как пропавший без вести в мае 1942 года (Киров Федор Степанович, 1912 г.р., уроженец: РСФСР, Московская область, Орехово-Зуевский район, дер.Ликино. Кадровый, в Красной Армии с 20 августа 1935 года. В послевоенном донесении Орехово-Зуевского РВК указано: 1911 г.р., уроженец: дер. Дивино, мать Агрепина Михайловна, проживала: пос. Ликино, казарма 7, кв. 81).
- капитан Михаил Мартыщенко, остался жив, вернулся в полк, сведений о нахождении в плену не обнаружено. С 3 апреля 1943 года начальник службы воздушного боя ВВС Краснознаменного Балтийского Флота (КБФ). В воздушном бою по ошибке сбил самолет Ла-5 летчика Творогова. Арестован и осужден в 1943 году. Уволен из рядов ВВС ВМФ 4 ноября 1946 года (Мартыщенко Михаил Гаврилович, 1912 г.р., уроженец: Краснодарский край, Вознесенский район, станица Упорная. Кадровый, в Красной Армии с 10 мая 1931 года).
- капитан Алексей Солдатов, остался жив, вернулся в полк, сведений о нахождении в плену не обнаружено (Солдатов Алексей Васильевич, 1915 г.р., уроженец: РСФСР, Орловская область Карачевский район, село Вознесенское. Кадровый, в Красной Армии с 1934 года.
- лейтенант Иван Титов, единственный из всех находившихся на борту самолета, который до сих пор считается пропавшим без вести - не вернулся с боевого задания (Титов Иван Митрофанович, 1914 г.р., уроженец: РСФСР, Смоленская область, Ельницкий район, деревня Пошбелка).
Данная история интересна еще и тем, что в послевоенных воспоминаниях некоторых ветеранов ВВС КБФ упоминается, что Мартыщенко и Солдатов попали в плен, где были завербованы немецкой разведкой и заброшены в тыл Красной Армии, где восстановившись на прежние должности, вели подрывную деятельность, за что и были арестованы органами НКВД.
Чтобы объективно разобраться, восстановить полные обстоятельства этой истории и уточнить судьбы вышеперечисленных авиаторов необходимо провести дополнительное исследование архивных документов.
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"