Имена из солдатских медальонов. 5 том. Авиация
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"
Карташов Николай Николаевич
Ивлиев Николай Александрович
Старший летчик 704-го штурмового авиаполка 232-й штурмовой авиадивизии 14-й Воздушной армии младший лейтенант КАРТАШОВ (по др. документам - Карташев) Николай Николаевич, 1918 г.р., уроженец: Красноярский край, Даурский район, село Даурское, мать Мария Ефимовна. Мобилизован Даурским РВК.
Мастер авиавооружения (летал воздушным стрелком) 704-го штурмового авиаполка 232-й штурмовой авиадивизии 14-й Воздушной армии младший сержант ИВЛИЕВ Николай Александрович, 1922 г.р., уроженец: УССР, Сталинская область, город Моневич, 23-я линия, 4-я Восточная ул., д.72. Родителей нет.
Мобилизован: Моневичским РВК.Экипаж самолета Ил-2 (заводской номер 5492) с мотором АМ-38 № 24126 не вернулся с боевого задания 18 февраля 1943 года, сбит истребителями противника в районе Ивановское - Костуя Тосненского района Ленинградской области.
Место падения самолета Ил-2 в районе деревни Костуя у реки Мга, Тосненского района Ленинградской области было обнаружено с помощью местных жителей в 1991 году поисковым отрядом "Международный исторический фонд" (г. Ленинград, руководитель Александр Сергеевич Рувимов). При проведении поисковых работ (А.Стеняев, И.Прокофьев, М.Маркин), в воронке, которая образовалась от падения и взрыва самолета, были найдены искореженные оправы от летных очков, останков экипажа поисковики тогда не обнаружили. В воронке "свечой" находился редуктор от мотора, на котором удалось найти и установить номер двигателя самолета: АМ-38ф № 24 126.
Детали с номерами мотора самолета.
В те годы, почти не имея опыта подъема самолетов и поиска погибших летчиков, а в том числе и не представляя, как можно по найденному номеру мотора установить личности погибших пилотов, поисковики обследовали только саму воронку на месте падения самолета и на долгие годы, этот самолет так оставался для нас загадкой.
И вот в январе 2007 года, по информации командира поискового отряда "Патриот" (г. Санкт-Петербург, Алексей Федотов) поисковикам стало известно, что в августе 2006 года жителями пос. Металлострой в районе падения самолета в 50 метрах были обнаружены фрагменты костных останков человека, а в 100 метрах от воронки на миноискатель была обнаружена обойма от пистолета ТТ.
17 марта 2007 года группой поисковиков (Суров И.В. - п/о "Любань", Михайлов Н.А. - п/о "Рубин", Прокофьев И.Г.) было повторно обследовано место падения самолета. За 16 лет место падения частично было разграблено на металлолом. Исчезли почти все дюралевые части самолета. Коленчатый вал мотора остался нетронутым, на нем сохранились шесть поршней с гильзами. С большим трудом удалось сдвинуть две гильзы, и освободить нижнюю часть двух поршней. На штатных местах удалось обнаружить заводской (дублированный) номер мотора: ф 24126. Также на месте падения были обнаружены три обломка от 100 кг бомб, две гильзы ШВАК 1942 года выпуска, две пусковые установки (ПУ) для реактивных снарядов 82 мм (РС-82). Редуктор или его обломки не обнаружены, возможно, что его могли вывезти на металлолом, или его сбросили обратно в воронку. Обследовав оставшиеся обломки самолета, еще раз подтвердили версию о взрыве самолета, броневые листы от бронекорпуса сильно деформированы и имеют большое количество пробоин. Работы по дальнейшему обследованию места падения были запланированы на апрель 2007 года.
Сохранились поршни мотора самолета.
26 апреля 2007 года на место падения был "заброшен" поисковый отряд Сибирского кадетского корпуса "Мужество, Героизм и Воля" (г. Новосибирск, руководитель Наталья Изотовна Некрасова). В результате первого обследования было дополнительно установлено: обнаружен на коленчатом валу дублированный номер мотора: ф 24126, установлен номер пушки ШВАК № 118. При проведении поисковых работ в радиусе разброса обломков самолета обнаружены костные останки погибшего экипажа. На две воронки обнаружен найденными нами в 1990 году редуктор мотора. На редукторе в двух местах выбит номер мотора: ф 24126.
В декабре 2007 года благодаря архивно-исследовательской работе, проведенной Сергеем Сердюком (г. Москва) в Центральном архиве Министерства обороны найдены приказы о постановке на учет и снятии с учета как погибших самолетов.
Приказ по 232 Штурмовой Авиационной Дивизии № 028 12 февраля 1943 г.:
1. Самолеты ИЛ-2 №№ 1270, 1263, 5584, 5370, 5492, 5531 с моторами АМ-38 №№ 4583349, 294143, 24305, 295404, 24126, 24164, полученные 704 ШАП с завода, зачислить в боевой состав полка и записать по книгам учета самолетов и моторов. Основание: Приказ по 704 ШАП № от _.02.43 г.
2. Самолеты ИЛ-2 №№ 5547, 5546, 5624, 5520 с моторами АМ-38 №№ 24288, 295226, 24376, 24426, 24153, полученные 230 ШАП с завода, зачислить в боевой состав полка и записать по книгам учета самолетов и моторов. Основание: Приказ по 230 ШАП № 09 от 11.02.43 г.
3. Самолеты ИЛ-2 №№ 5648, 5500, 5604 с моторами АМ-38 №№ 4471, 5602, 4389, полученные 801 ШАП с завода, зачислить в боевой состав полка и записать по книгам учета самолетов и моторов. Основание: Приказ по 801 ШАП № 015 от 12.02.43 г.
4. Самолет ИЛ-2 230 ШАП № 4027 с мотором АМ-38 № 291946, как потерянный при боевой работе из состава полка исключить и списать по книгам учета самолетов и моторов. Основание: Приказ по 230 ШАП № 09 от 11.02.43 г.
5. Самолет ИЛ-2 704 ШАП № 781 с мотором АМ-38 № 291654, как потерянный при боевой работе из состава полка исключить и списать по книгам учета самолетов и моторов. Основание: Приказ по 704 ШАП № 010 от .02.43 г.
Приказ по 232 Штурмовой Авиационной Дивизии № 031 27 февраля 1943 г.:
1. Самолеты ИЛ-2 704 ШАП №№ 902, 1181, 5370, 5492 с моторами АМ-38 №№ 2316, 4583289, 295404, 24126, как потерянные полком при боевой работе из состава полка исключить и списать по книгам учета самолетов и моторов. Основание: Приказ по 704 ШАП № 013 от 26.02.43 г.
2. Самолеты ИЛ-2 801 ШАП №№ 1126, 1250, 1472 с моторами АМ-38 №№ 2335, 3292, 5398, как потерянные при боевой работе из состава полка исключить и списать по книгам учета самолетов и моторов. Основание: Приказ по 801 ШАП № 021 от 24.02.43 г.
3. Самолет ИЛ-2 № 5400 с мотором АМ-38 № 295458, полученный с завода, зачислить в боевой состав полка и записать по книгам учета самолетов и моторов. Основание: Приказ по 704 ШАП № 013 от 26.02.43 г.
Тем самым было установлено, что обнаруженный самолет относится к 704 ШАП 232 ШАД на котором 18 февраля 1943 года не вернулся с боевого задания экипаж в составе:
- Карташов Николай Николаевич, младший лейтенант, старший пилот;
- Ивлиев Николай Александрович, младший сержант мастер вооружения, стрелок-радист.
Для сведения: ЦАМО, ф. 14 ВА, оп. 6278, д.76.
В деле "Оперсводки..." 14 ВА значится: "...Оперсводка № 98 Штаба ОГ 14 ВА, Горка, к 20:00 18 февраля 1943 года:
...№ 3 - 232 ШАД бомбардировочно-штурмовыми действиями парами и четверками Ил-2 уничтожала огневые средства и живую силу противника в опорных пунктах Макарьевская Пустынь, Замостье, Ивановское, уничтожала подходящие резервы противника по дорогам: Ивановское - Замостье, Замостье - Будково. Летало самолетов - 26. Произведено самолетовылетов - 34.
Свои потери: не возвратилось с боевых заданий 4 Ил-2 (летчики - младшие лейтенанты Карташев, Шишковец, Горбунов, Тутуров). Первые два Ил-2 были потеряны ведущим после атаки цели, вторые Ил-2 после выполнения задания ушли курсом 80-85* на свою территорию, место посадки выясняется. Один Ил-2 (летчик - старший лейтенант Петров) подбит ЗА, упал в районе Оломна. Самолет разбит, летчик невредим...".
Данные ЦАМО РФ:
- Карташев Николай Николаевич, младший лейтенант, пилот старший, кандидат в ВКП(б) с 1942 года, уроженец: Красноярский край, Даурский район, село Даурское, 1918 г.р., мобилизован Даурским РВК, не вернулся с боевого задания 18 февраля 1943 года из района Ивановское, мать Мария Ефимовна Карташева.
- Ивлиев Николай Александрович, младший сержант, мастер авиавооружения, член ВЛКСМ с 1941 года, уроженец: УССР, Сталинская область, город Моневич, 23-я линия, 4-я Восточная ул., д. 72, 1922 г.р., мобилизован Маневичским РВК, не вернулся с боевого задания 18 февраля 1943 года из района Ивановское (летал за воздушного стрелка), родителей нет.
Останки погибшего экипажа торжественно захоронены 9 мая 2007 года в городе Любань, на мемориале "Березовая Аллея".
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"