Имена из солдатских медальонов. 5 том. Авиация
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"
Мясников Александр Федорович
Мясников А.Ф.
Заместитель командира 3-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского Флота (ВВС КБФ) гвардии майор МЯСНИКОВ Александр Федорович, 1909 г.р., уроженец: РСФСР, Ленинградская (в настоящее время: Новгородская) область, Мошенской район, село Овинец. Мобилизован в РККА в 1930 году. Кадровый.
11 сентября 1942 года на самолете английского производства "Харрикейн" при выполнении боевого задания в районе Невская Дубровка Всеволожского района Ленинградской области, подбит истребителями противника, пропал без вести.
В 2002 году командиром поискового отряда "Невский Пятачок" (пос. Невская Дубровка) Сергеем Викентьевичем Мельниченко в лесу, в 6 километрах от поселка Невская Дубровка Всеволожского района Ленинградской области было найдено место падения неизвестного самолета.
При проведении работ отрядом "Высота" (г. Санкт-Петербург, руководитель Виктор Николаевич Дудин) и сотрудниками Фонда Поисковых отрядов Ленинградской области было выяснено, что перед поисковиками - место падения самолет "Харрикейн" английского производства. Такие самолеты поставлялись в СССР по ленд-лизу.
Имея опыт в подъеме данного типа самолетов, поисковики сделали вывод, что найденные обломки принадлежат самолету из состава 3-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС КБФ, в сентябре 1942 года потерявшего в воздушных боях в этих местах несколько машин.
Вокруг воронки были найдены разбросанные останки пилота, фрагменты поясного ремня, летного шлемофона и пристяжной системы парашюта.
Воронка на месте падения самолета.
В течение года в Центральном военно-морском архиве тщательно изучались документы 3 ГИАП ВВС КБФ. В результате был сделан вывод, что найденные останки могут принадлежать двум пилотам: командиру звена капитану Сухову С.И. или заместителю командира полка майору Мясникову А.Ф.
К сожалению, нахождение заводских номеров самолета и мотора, не смогли бы помочь в установлении имени погибшего летчика. Так как, при изучении архивных документов полка было установлено, что одним актом списаны девять самолетов "Харрикейн", и установить, кто именно на какой машине летал, не представлялось возможным.
Могли помочь номера вооружения самолета, номер личного оружия, так как они были списаны с указанием имен пилотов, или номера наград, которые имелись и у С.И. Сухова, и у А.Ф. Мясникова
В июле 2004 года с помощью поискового отряда "Наследие" из города Иркутска (руководители Георгий Куприянов и Валерий Севрюк) вода из воронки была выкачана, а воронка тщательно проверена на предмет останков и деталей самолета. И вот на глубине около полутора метров удалось найти и вытащить на поверхность пушку ШВАК № ЛБ 366. По ее номеру стало окончательно ясно, что найдены останки гвардии майора Мясникова А.Ф.
В документах Центрального военно-морского архива хранятся наградные листы на Мясникова Александра Федоровича:
- "За участие в разгроме финской белогвардейщины награжден орденом Красного Знамени и именными часами от командования 61 АБ. Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг:
18.08.1941 - штурмовка войск противника по дорогам Нарва - Алексеевка. Задание выполнил. Выполнил 5 полетов.
19.08.1941 - вылет на уничтожение корректировщика. В бою группой сбили Хе-126.
19.08.1941 - штурмовка войск противника в районе Ополье - Молосковицы - Алексеевка - Кингисепп - Нарва. Выполнено три полета.
20.08.1941 - штурмовка войск по дороге Нарва - Кингисепп. Задание выполнено.
20.08.1941 - штурмовка войск по дороге Нарва - деревня Пулково. Задание выполнено.
21.08.1941 - штурмовал войска и артиллерию в районе Пулково. Задание выполнил.
22.08.1941 - разведка транспорта в портах Ловиза - Котка - Хамина. Задание выполнил.
22.08.1941 - штурмовал войска противника по дороге Пулково - Нарва. Задание выполнил.
22.08.1941 - штурмовал войска противника по дороге Алексеевка - Кингисепп. Задание выполнил.
25.08.1941 - сопровождал бомбардировщиков в Таллин, в районе острова Гогланд сбил в паре Ю-88.
06.09.1941 - штурмовал войска в районе Нарва - Пулково. Задание выполнил. Два полета.
07.09.1941 - разведка войск противника в районе Тешково - Миндорово. Задание выполнил.
08.09.1941 - разведка войск противника в районе Бегуницы - Витино. Задание выполнил.
14.09.1941 - охрана войск в районе Красное Село - Пулково - Урицк - Володарское. В бою сбил один Ме-109.
16.09.1941 - охрана войск. В воздушном бою сбил один Ме-109.
17.09.1941 - охрана войск в районе Пушкино - Пулково. В паре сбили Ю-86.
21.09.1941 - охрана транспортов в районе Ленинград - Кронштадт. В паре сбили Ме-110.
23.09.1941 - охрана ГВМБ. В воздушном бою сбит группой один Ю-88.
Боевой налет - 69 часов 04 минуты. Самолето-вылетов - 75.
Достоин представления к правительственной награде - ордену Ленина".
Приказом командующего ВВС КБФ от 24.10.1941 года А.Ф. Мясников был награжден своим вторым орденом Красное Знамя.
- Наградной лист на командира 2 АЭ 3 ГИАП капитан Мясникова Александра Федоровича:
"За девять месяцев Великой Отечественной войны эскадрилья капитана Мясникова в проведенных 127 воздушных боях сбила 64 самолета противника. Все сбитые самолеты подтверждены штабами армий и постами ПВО. За это период эскадрилья произвела 2675 успешных боевых вылетов с боевым налетом 2353 часа. Лично совершил 220 боевых вылетов, в проведенных воздушных боях уничтожил индивидуально и в группе 11 самолетов противника. Личным примером отваги и мужества в воздушных боях воодушевляет личный состав на уничтожение немецких захватчиков... За доблесть, мужество и отвагу, проявленные в боях в немецкими захватчиками достоин высшей правительственной награды - ордена Ленина".
Фрагмент наградного листа на А.Ф. Мясникова.
Гвардии капитан Мясников был награжден орденом Ленина приказом № 83 от 16.06.1942 года.
В архивных документах так описан последний боевой вылет Александра Мясникова:
Акт расследований причин летных боевых потерь в частях ВВС КБФ:
"11 сентября 1942 года сопровождали Пе-2 в район Мустолово. На обратном пути группа сковывания атакована самолетами противника и отстала. Группа непосредственного прикрытия под командованием Мясникова в составе трех "Харрикейнов" атакована четырьмя Ме-109. Майор Мясников резким разворотом вышел в атаку, но ведомые этого маневра повторить не смогли, и потеряли командира. Мясников атакован всеми самолетами противника сразу, подбит и вышел из боя. На аэродром не вернулся".
С помощью корреспондента Российского телевидения Михаила Хрусталева был найден сын героя - Юрий Александрович Мясников.
1 августа 2003 года останки гвардии майора А.Ф. Мясникова были торжественно похоронены на гражданском кладбище в селе Мошенское Мошенского района Новгородской области, рядом с могилой его супруги - Матрены Макаровны.
В поселке Невская Дубровка Всеволожского района Ленинградской области улица Новая переименована в улицу А.Ф. Мясникова.
Продолжение: 315-й боевой вылет майора Александра Мясникова.
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"