Имена из солдатских медальонов. 5 том. Авиация
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"
Степанов Михаил Петрович
Курьянов Александр Евстафьевич
Грищенко Иван Игнатьевич
Курьянов А.Е.
Летчик 34-го гвардейского бомбардировочного авиаполка 276-й бомбардировочной авиадивизии 13-й Воздушной армии Ленинградского фронта гвардии младший лейтенант ГРИЩЕНКО Иван Игнатьевич, 1919 г.р. уроженец: БССР, Гомельская область, Уваровический район, деревня Радеевка. Мать - Грищенко Евдокия Федоровна. Кадровый, в Красной Армии с 1938 года.
Штурман звена 34-го гвардейского бомбардировочного авиаполка 276-й бомбардировочной авиадивизии 13-й Воздушной армии Ленинградского фронта гвардии лейтенант СТЕПАНОВ Михаил Петрович, 1919 г.р., уроженец: РСФСР, Смоленская область, Знаменский район, село Реутово, отец Петр Яковлевич. Кадровый, в Красной Армии с 1939 года.
Воздушный стрелок-радист 34-го гвардейского бомбардировочного авиаполка 276-й бомбардировочной авиадивизии 13-й Воздушной армии Ленинградского фронта гвардии старшина КУРЬЯНОВ Александр Евстафьевич, 1915 г.р., уроженец: РСФСР, город Архангельск, Октябрьский район. Жена Антонина Максимовна, проживала: РСФСР, Ивановская область, Небыловский район, село Слуда. Мобилизован Октябрьским РВК города Архангельска в 1936 году.
Экипаж самолета Пе-2 погиб при выполнении боевого задания 15 февраля 1944 года, самолет врезался в землю в районе дер. Серпуль у города Кингисепп Ленинградской области. Летчик Грищенко И.И. выпрыгнул с парашютом, вернулся в полк. Погиб позже: не вернулся с боевого задания 4 апреля 1944 года.
Место падения самолета Пе-2 в районе деревни Калливере в болоте Кадер Кингисеппского района Ленинградской области обнаружено в 2003 поисковым отрядом "Форпост" (г. Кингисепп, руководитель Виктор Викторович Костюкович). Со слов местных жителей, самолет погиб весной 1944 года, подбитым шел со стороны Нарвы. Из рассказов старожилов было непонятно, доставали ли экипаж - одни говорят, что да, другие - нет. Но рядом с местом падения находили кобуру с пистолетом ТТ и унты. При обследовании места падения была найдена шильда с номером 31С1 - С 5 299, имеет ли отношение данный номер к номеру самолета точно сказать нельзя.
По проведенному дополнительному опросу местных жителей в ноябре 2005 года установлено: зимой 1943 - январь 1944 года со стороны Нарвы летел подбитый самолет и сбрасывал бомбы (одна упала в деревне, вторая в реку, третья на край болота). Самолет перелетел реку Россонь и скрылся за лесом, после этого раздался сильный взрыв. Экипаж погиб. В начале 60-х годов местные мужики пытались поднять самолет. Ставили треногу, дергали крюками. Из воронки достали унт с фрагментами ноги, пистолет ТТ, бумажник с документами, пулемет УБТ с боеприпасами. При попытке поднять двигатель, он сорвался и ушел обратно на дно. Металл сдали на лом. Со слов местных жителей, экипаж состоял из 3-х или 4-х человек. Экипаж был установлен и захоронен на кладбище деревни Калливере. На захоронение приезжала мать одного из погибших летчиков.
21 июля 2006 года на месте падения самолета были проведены работы по обследованию силами командиров поисковых отрядов Ленинградской области (во время проведения областного учебного полевого семинара руководителей поисковых отрядов). На месте падения обнаружены останки одного из членов экипажа самолета (часть ноги и рука), две пряжки от парашюта, части шлемофона, реглана и унтов. На дюралевых обломках самолета обнаружены номера: 2070-49, л 1_- 2 (плохо читается одна цифра, которая может быть 3, 5, 8 - варианты: 13-2, 15-2, 18-2). Обнаружены гильзы и патроны от авиавооружения самолета БС 1941 и 1943 годов выпуска, патроны ШКАС 1941 года выпуска.
Работа на месте падения самолета.
В сентябре 2007 года на месте падения самолета была проведена совместная экспедиция поисковых отрядов "Форпост" (г. Кингисепп), Пушкинского военного института радиоэлектроники космических войск (г. Пушкин, руководитель Илья Викторович Переведенцев) и "Альтаир" (г. Тамбов, руководитель Елена Геннадьевна Валатина). С первых же дней стали попадаться сильно разбитые костные и органические останки членов экипажа самолета. На пятый день работы поисковиками с глубины двух метров было поднято удостоверение личности офицера (без обложки). На одной из страниц смогли прочесть: "...родился в мае 1919 года, уроженец: Смоленская область, Знаменский район, д. Р (или Г)....., холост, должность: штурман, награжден: медалью "За оборону Ленинграда" и орденом "Красн.. З..." (для справки Знаменский район сейчас Угранский). На бронеспинке летчика обнаружен номер самолета: 6/230. На остатках киля самолета обнаружен бортовой номер самолета: 28.
Фрагмент удостоверения личности офицера, найденный на глубине двух метров.
По документам Центрального архива Министерства обороны РФ установлено: 15 февраля 1944 года погиб при выполнении боевого задания в районе д. Серпуль у города Кингисепп на самолете Пе-2 врезался в землю экипаж 34-го гв. БАП 276 БАД 13 ВА в составе:
- Степанов Михаил Петрович, гвардии лейтенант, штурман звена, 1919 г.р., уроженец: РСФСР, Смоленская область, Знаменский район, дер. Реутово, отец Петр Яковлевич. Кадровый в РККА с 1939 года;
- Курьянов Александр Евстафьевич, гвардии старшина, воздушный стрелок-радист, 1915 г.р., уроженец: РСФСР, город Архангельск, Октябрьский район, жена Антонина Максимовна проживала РСФСР, Ивановская область Чебыловский район, дер. Слуда. Мобилизован Октябрьским РВК г. Архангельска в 1936 году. Для сведения: по документам Кингисеппского РВК значится похороненным в г. Кингисепп, и затем перезахоронен на мемориале "Роща 500".
Летчик самолета гвардии младший лейтенант Грищенко, спасся на парашюте.
Выписка из журнала боевых действий 34-го гвардейского бомбардировочного авиаполка: "...15 февраля 1944 года. Полк произвел семь боевых вылетов. Из них два на разведку и пять на бомбардировку скопления автотранспорта и живой силы противника в районе деревни Канука. Вследствие низкой облачности и малой высоты бомбометания с бомбами замедленного действия экипажи результаты бомбометания не наблюдали. На обратном маршруте экипаж гвардии лейтенанта Грищенко был атакован истребителями противника и подожжен. Штурман и стрелок-радист погибли. Летчик невредим...".
Со слов ветерана 34 гв. БАП, бывшего штурмана самолета Анисимова Владимира Тимофеевича, который прибыл в полк в январе 1944 года, летчик Грищенко в полк не вернулся. Скорее всего, был ранен и отправлен в госпиталь. По данным ОБД Мемориал: Грищенко Иван Игнатьевич, гвардии младший лейтенант летчик 34 гв. БАП 276 БАД 13 ВА, 1919 г.р. уроженец: БССР, Гомельская область, Уваровический район, дер. Радеевка, в Красной Армии с 1938 года, не вернулся с боевого задания 4 апреля 1944 года. Мать - Грищенко Евдокия Федоровна.
Дата гибели Грищенко (4 апреля 1944 года) объясняет ситуацию, почему ветеран полка Анисимов не помнит возвращения Грищенко в полк. Дело в том, что сам Анисимов был сбит в феврале 1944 года над Эстонией и попал в плен и поэтому возвращение Грищенко из госпиталя не помнит и дату его гибели не знает.
В сентябре 2009 года поисковыми отрядами "Форпост" (г. Кингисепп), "Альтаир" (г. Тамбов) и сводным поисковым отрядом из Владимирской области были проведены дополнительные работы на месте падения самолета. Из-за дождливой погоды и большого объема воды работы не завершены. В результате обнаружены дополнительные фрагменты останков членов экипажа самолета.
В воронке.
В сентябре 2010 года сводной поисковой экспедицией отрядов "Форпост" (г. Кингисепп), "Альтаир" (г. Тамбов) и "Уголек" (г. Санкт-Петербург, руководитель Михаил Авдеев) продолжены работы на месте падения самолета. В результате работы экспедиции со дна воронки извлечены остальные фрагменты останков членов экипажа самолета.
Захоронение погибшего экипажа состоится на воинском захоронении в деревне Калливере Кингисеппского района Ленинградской области.
Поисковикам удалось найти родных погибших летчиков. При общении с родственниками воздушного стрелка-радиста самолета Александра Курьянова стало известно, что в 1960-е годы им сообщили из военкомата о том, что под Ленинградом было обнаружено место падения самолета и были найдены документы их родного человека. Из этого стало понятно, почему в Кингисеппском райвоенкомате есть упоминание о перезахоронении останков Александра Курьянова на воинский мемориал "Роща 500" в городе Кингисеппе, и это известие полностью подтвердило рассказ местных жителей о том, что в 60-е годы попытки поднять обломки самолета уже предпринимались.
Участники подъема самолета.
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"