Имена из солдатских медальонов. 5 том. Авиация
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"
Гармаш Василий Данилович
Алмакаев Гиляджи Мурадымович
Гармаш В.Д.
Летчик 943-го штурмового авиаполка 277-й штурмовой авиадивизии 13-й Воздушной армии младший лейтенант ГАРМАШ Василий Данилович, 1921 г.р., уроженец: УССР, Харьковская область, Липецкий район, с.Липцы,
отец Гармаш Даниил Прохорович. Мобилизован Харьковским ГВК, окончил Балашовскую военную авиационную школу летчиков в апреле 1944 года, кадровый, в Красной Армии с 1939 года, в ВВС с 1940 года.Воздушный стрелок 943-го штурмового авиаполка 277-й штурмовой авиадивизии 13-й Воздушной армии старший сержант АЛМАКАЕВ Гиляджи Мурадымович, 1916 г.р., уроженец: РСФСР, Пензенская область, Городищенский район, с. Нижняя Елюзань,
жена Алмакаева Галина Харитоновна.
Окончил Челябинскую школу стрелков-бомбардиров в 1941 году. В РККА с 12 сентября 1939 года.Экипаж самолета Ил-2 (заводской номер 304415) с мотором АМ-38ф № 450958 не вернулся с боевого задания 26 июня 1944 года из района Юливеси - цель Баккила, Карельский перешеек.
Место падения самолета Ил-2 в районе хутора Юстилла в 2-х км западнее Сайменского канала (2,5 км севернее воинского мемориала "Петровка", 11 км от Выборга) Выборгского района Ленинградской области в 2003 году обнаружено поисковым отрядом "Поиск" (г. Выборг, руководитель Геннадий Дмитриевич Михайлов). Обломки самолета были обнаружены рядом со старой финской дорогой, прямо в ближнем тылу финской обороны. Основная часть обломков отсутствовала, и скорее всего в послевоенное время была сдана в металлолом. Среди обломков поисковикам удалось найти обломок редуктора с номером двигателя: АМ-38 № 450958. Также на месте падения было обнаружены: гильзы от авиационной пушки ВЯ-23 и авиационного пулемета ШКАС. На гильзах год выпуска: 1944.
По документам Центрального архива Министерства обороны было установлено, что мотор АМ-38 № 450958 был установлен на самолет Ил-2 с номером 304415 и на данном самолете не вернулись с боевого задания летчик, младший лейтенант Гармаш Василий Данилович, 1921 г.р., и воздушный стрелок, старший сержант Алмакаев Гиляджи Мурадымович, 1916 г.р.
В течение 2005 года поисковыми группами "Рубин" (г. Санкт-Петербург, руководитель Николай Анатольевич Михайлов) и "Невская оперативная группа" (г. Всеволожск, руководитель Олег Константинович Попко) проводились дополнительные работы по обследованию места падения самолета. На остатках от бортовой аптечки был обнаружен номер, написанный простым карандашом: 4415.
В 50 м от основного места нахождения обломков кабины на миноискатель удалось обнаружить один крючок от парашюта. На месте обнаружения обломков кабины были найдены сильно обгоревшие костные останки одного из членов экипажа самолета, скорее всего воздушного стрелка. Данная версия подтверждалась нахождением в этом районе большого количества патронов крупнокалиберного авиапулемета УБТК и гильз от ракетницы. Из парашютной системы в районе нахождения останков обнаружены пряжки, заклепки от парашютной сумки и один крючок. Также были обнаружены: одна пуговица и одна разорванная гильза от пистолета ТТ.
Вещи, найденные на месте падения самолета.
16 июля 2005 года были проведены дополнительные работы на месте падения самолета, в результате которых были найдены: вытяжное кольцо и пряжки от парашюта, столовая ложка (сильно деформированная) и останки летчика.
8 сентября 2007 года останки погибшего экипажа были торжественно захоронены на воинском мемориале, который находится на 4 км Ленинградского шоссе (трасса Выборг - Санкт-Петербург) Выборгского района Ленинградской области.
Вот как описывают последний бой экипажа архивные документы Центрального архива Министерства обороны РФ:
"26.06.1944 г. Ил-2 № 304415 мотор АМ-38ф № 450958 - не вернулся с боевого задания. 26.06.1944 г. Экипаж 943 ШАП - младший лейтенант Гармаш, воздушный стрелок старший сержант Алмакаев. Сбиты ЗА в районе Юливеси. Экипаж погиб, самолет сгорел. С 11:35 до 12:35 штурмовали артбатареи и танки противника в районе Баккиля. Метеоусловия - ясно. Боевой порядок группы - "клин". Цель атаковать по команде ведущего. Ведомым давить ЗА противника в районе цели. В районе цели был сильный огонь ЗА и МЗА противника. Ведущий командир группы перед вылетом дал указания всем экипажам по всем вопросам выполнения боевого задания. На маршруте давал указания не растягиваться, держаться компактного строя, следить за воздухом. При подходе к цели подал команду атаковать цель и на бреющем полете уходить на свою территорию. Экипаж летчика Гармаш сбит в районе цели ЗА противника".
Поисковикам удалось разыскать родных погибших.
По сообщению администрации Харьковской области, Василий Гармаш родился в 1922 году. Родители - коренные жители села Липцы, крестьяне-бедняки. После окончания неполной средней школы имени П.В. Щепкина Гармаш работал в колхозе имени Петровского в селе Липцы. По призыву в РККА служил сперва в Воронеже, затем в Московском военном округе. В настоящее время в школьном музее села Липцы существует стенд, посвященный младшему лейтенанту Василию Даниловичу Гармаш.
Гиляджи Алмакаев закончил Челябинскую школу стрелков-бомбардиров в 1941 году. Но на фронте попал в пехоту в 1076-й стрелковый полк 314-й стрелковой дивизии, связистом. За участие в боях был награжден двумя медалями "За боевые заслуги" (17.05.1943 г., 15.9.1943 г.), "За оборону Ленинграда" (6.7.1943 г.), а попав в авиацию, был награжден еще медалью "За отвагу" (24.02.1944 г.).
Из письма сестры старшего сержанта Алмакаева - Алмакаевой Менявяри Мурадымовны: "...Гиляджи родился в 1916 году в селе Нижняя Елюзань. До войны он закончил педагогическое училище в г. Ульяновске и работал учителем начальных классов в нашем селе. В конце 30-х годов Гиляджи женился, и в 1939 году у него родилась дочь Неля. В 1940 году он поступил в летную школу г. Челябинска, которую закончил в этом же году, став стрелком-радистом. В 1944 году был ранен. В апреле 1944 года приезжал после госпиталя домой. После короткого отпуска уехал на фронт, и больше мы его не видели. Его жена Галина Харитоновна тяжело переживала известие о том, что ее муж не вернулся из полета и пропал без вести... В настоящее время ее нет в живых... Еще раз огромное Вам спасибо от всех родных и близких воинов, погибших при защите нашей Родины".
Продолжение: «Их судьбы в единую слиты...»
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"