Имена из солдатских медальонов. 5 том. Авиация
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"
Ковалев Владимир Александрович
"Письма в планшетке"
"Находка отдыхающего..."
Летом 2001 года в Фонд поисковых отрядов Ленинградской области позвонил наш старый друг Валера Добрынин: его знакомый готов показать место падения самолета, находится оно рядом с поселком Шапки Тосненского района Ленинградской области. Мы договорились, о том, что в один из вечеров проедем на место, и уже через несколько дней тронулись в путь. По дороге "пытаем" нашего спутника - Владимира. По его рассказу, это место знают не только многие жители поселка, но также и дачники, приезжающие в эти места из Санкт-Петербурга. Местность в районе поселка действительно привлекательная. Большие еловые леса, возвышенности, сухой лес - раздолье для грибников и ягодников. Рядом - чудесные озера. (...)
Действительно, место падения самолета находилось недалеко от поселка, если напрямую, то ровно километр. Небольшая воронка в диаметре не более 2 метров, залитая коричневой торфяной водой. Чуть больше заросшая полоса - след от падения самолета, метров 25. Рядом с воронкой не видно ни одной железки. Если бы такую воронку нашли где-нибудь в районе Синявино или Невского Пятачка, то и внимания не обратили бы. А здесь действительно, заметное пятно на поверхности небольшого болотца. От места, где самолет впервые соприкоснулся с землей, до небольшой, но уже сухой и плотной возвышенности не более 10-15 метров. Можно предположить, что летчик на подбитой машине пытался спланировать на это болото, но еще предстоит установить, погиб летчик вместе с самолетом или остался в живых. Вооружившись щупами и миноискателем, прочесываем местность рядом с воронкой. Начали попадаться различные по размерам кусочки дюраля и прессованной фанеры. По всему видно, что воронка уже давно кем-то копана. В торфяном слое находим старые, уже десятилетней, если не больше, давности, лаги. Кто-то использовал их для устойчивости среди болотной зыбкости. Рядом брошенный предшественниками длинный железный прут, конец которого изогнут во что-то, наподобие крюка. Используем его и пытаемся, как рыбаки выловить, что-нибудь со дна воронки. Крючок натыкается на что-то железное, а иногда цепляется за какой то объемный предмет, который находится на глубине более метра. Спустя час, удается зацепить этот предмет более основательно. Впрягаемся все, и пытаемся как "бурлаки на Волге" вытянуть тяжелую ношу. Что-то большое и пока непонятное потихонечку движется на поверхность. Вытаскиваем, руками расчищаем от налипшего вокруг торфа небольшой, но тяжелый фрагмент самолета, перед нами предстала разобранная втулка винта двигателя воздушного охлаждения М-82. Все ясно, перед нами обломки советского истребителя Ла-5.
Через неделю мы снова посетили место гибели самолета. (...) Когда Александр Евгеньевич Смирнов основательно окопал консоль крыла, мы всем миром помогли ему вывернуть ее из земли. Тут нашему взору предстала еще различимая красная звезда с серебряной окантовкой. Обнаружив такую важную деталь, делаем вывод о том, что данный самолет погиб не ранее осени 1943 года, так как только 3 сентября 1943 года в ВВС Красной Армии стали применяться такие опознавательные знаки, утвержденные приказом Народного комиссара обороны И. Сталиным: "Для улучшения видимости опознавательного знака самолетов ВВС Красной Армии, приказываю: Установленный для самолетов ВВС Красной Армии опознавательный знак Красная Звезда окаймлять по внешнему контуру белой полосой шириной 5 см с окантовкой ее красной полоской шириной в 1 см".
Обломок крыла со звездой в сереб ряной окантовке.
(...) Наших ограниченных сил явно не хватало для завершения работы на данном самолете. Воронка оказалась довольно глубокой, более 3 метров. Становилось тяжелее вычерпывать торфяную воду. Виктор Юхневич с убыванием воды, опускался ниже в воронку, и нам стало не хватать людей, чтобы подальше выливать подаваемую им воду. Вдруг на поверхности торфяной воронки, вместе с жижей, со дна поднимается что-то продолговатое, очень похожее на небольшую часть сломанной ветки от дерева. Но опытный взгляд сразу же выделяет эту с первого взгляда неприметную деревяшку. Это лучевая косточка от руки человека. Вся черная, от долгого пребывания в торфе и воде. Виктор берет ее в руки, и все, кто стоял рядом с этой небольшой воронкой, замолкают. Это последняя находка за этот день, она означает, что здесь в этом болоте, всего в километре от поселка Шапки Тосненского района, лежит чья-то не успокоившиеся душа. Теперь действительно можно предположить, что летчик на поврежденном самолете, а может и сам истекая кровью, пытался сесть на это болотце. Он почти дотянул до него. Но рана, или повреждение самолета не позволило ему благополучно произвести вынужденную посадку и, вполне возможно, остаться в живых.
"Лавочкин - 5"
Самолеты Ла-5 стали появляться на фронте в 1942 году. На Ленинградском фронте первыми в 1943 году на новый самолет переучились летчики 159-го истребительного авиаполка, которым командовал прославленный ас Ленинграда Петр Покрышев. В начале марта 1943 года на Волховский фронт, в состав 14-й воздушной армии прибывает 254-й истребительный авиаполк. Данная часть только что получила самолеты Ла-5 и пополнилась личным составом, после серьезных потерь в небе Сталинграда. Освоившись с техникой, полк приступил к выполнению боевых заданий. Каждый день пилоты вылетали на прикрытие войск фронта, обеспечивали боевые действия штурмовиков и бомбардировщиков, вели разведку и вели воздушные бои с истребителями противника. Основными задачами полка стала разведка войск и объектов противника в районе Тосно - Шапки - Любань - Кириши. А воздушная разведка - это самая сложная боевая задача, ведь воздушного дневного разведчика всегда подстерегали опасности. Увидев в небе самолет-разведчик, немцы всегда пытались сбить его. (...)
"Неожиданная помощь..."
В августе 2001 года в Ленинградской области начался осенний этап Всероссийской "Вахты Памяти". К нам в область приехали наши коллеги-поисковики почти со всей России. В самых кровопролитных местах области, где более полувека назад гремели жестокие бои, разбили свои полевые лагеря поисковые отряды. Традиционно в город Кириши приехали ребята из Новосибирска, курсанты Сибирского кадетского корпуса. В один из вечеров, проводя ежедневную планерку, мы предложили руководителю Новосибирских поисковиков, Наталье Изотовне Некрасовой, принять участие в подъеме самолета, на котором мы обнаружили останки пилота, и буквально через день в Шапках мы встречали у развилки дорог автобус с ребятами. У новосибирцев была так необходимая нам численность, а у нас - подготовленное Виктором Дудиным и его отрядом "Высота" необходимое техническое имущество - лебедка и мотопомпа. И работа закипела. (...) В разгар работы к нам подошел местный дедуля, промолвил: "Чего копаете... Мы уже давно все здесь выкопали...", - и поведал, что местные жители этот самолет копали еще лет 25 назад. Пытались вытащить побольше металла для сдачи в металлолом. Подгоняли трактор, который цеплял торчащие куски конструкций. Во время одного рывка вытащили уже разложившиеся тело летчика, при нем были документы, пистолет, планшетка и парашют. На мой вопрос о том, что было далее с останками пилота и документами, он ответил невнятно: "...Так, похоронили его, где не помню, ... где документы не знаю". (...) Вдруг голос молодого паренька, который сидел на "отвалах" (так мы называем то, что достается из воронки и требует переборки руками): "...Смотрите! Косточки!". На руке лежат фаланги пальцев, и мы принимаем решение, что следует докопаться до дна, а там видно будет. Снова по рукам стали передаваться переполненные торфяной жижей ведра. (...)
Решив немного перекурить, вылезаю из воронки и выхожу на сухой пригорок, где у нас расположился кухонный наряд, разведен костер. Еще не успев вымыть руки, слышу непонятные крики. Какая-та суета вокруг воронки. Понимаю, что зовут меня, наблюдаю, как по болоту несется навстречу небольшая группа ребят. Работа у воронки остановлена, все о чем-то оживленно переговариваются. Впереди всех Витя Юхневич, на двух вытянутых руках, как на подносе, несет что-то прямоугольное, облепленное торфом. Планшет! Это планшет летчика! Вот тебе и дедуля с его рассказом, вот тебе и "все достали"!.
Фрагмент полетной карты В.А.Ковалева, район Шапки.
Осторожно отмываем планшетку от грязи и торфа. Под потемневшем целлулоидом, видны полетные карты, в другом клапане четко видна небольшая книжица: "Инструкция по эксплуатации самолета Ла-5". Аккуратно заворачиваем ценную находку в целлофановые мешки, чтобы она, не дай Бог, не высохла. Теперь наступит черед поработать нашему специалисту Сергею Сергеевичу Котилевскому.
"Сергей Сергеевич..."
Закончив работу на месте падения самолета, в этот же вечер мы дозвонились до Сергея Сергеевича в город Великий Новгород. Сергей сказал, что готов взяться за работу в любое время. На часах 10 часов вечера, мы принимаем решение ехать сейчас же. Спустя несколько минут, мы мчимся на машине из Киришей в город Новгород.
Сергей Сергеевич Котилевский - это именно тот человек, который единственный на весь бывший Союз сможет сделать то, за что не берутся все другие криминалисты и различные эксперты. Сергей Котилевский стал для поисковиков тем экспертом, который не бросит равнодушно высыхать тяжело разбираемые и слипшиеся от влаги документы солдата. Он сутками выдерживает такие находки в специальных растворах, которые закрепляют почти истлевшую бумагу, и потом часами с импровизированным набором иголок и скальпелей, сидит, склонившись с солдатским медальоном или красноармейской книжкой. Цель одна - развернуть, расслоить, разобрать бумаги, которые принадлежали погибшим бойцам, и вернуть имена из плена беспамятства. (...)
"Родственники..."
(...) Валентина Сергеевна, племянница нашего летчика, прислала нам фотографию дяди, Ковалева Владимира Александровича, где он изображен со своими друзьями. На фотокарточке - высокий, стройный и красивый мужчина с двумя орденами "Красного Знамени" на груди. На плечах погоны старшего лейтенанта. Мне не передать те чувства, которые испытывают поисковики, когда воочию видят лица тех людей, о жизни и смерти которых они так многое уже знают. Смотря в эти глаза, понимаешь, что работа, которая проделана руками молодых парней и девчат не напрасна. Как в калейдоскопе, перед глазами - воронка на болоте под Шапками, взгляд с фотографии Владимира Александровича и с диким свистом падающий истребитель, цепляющий крыльями верхушки деревьев...
Илья Прокофьев, 2002 год.
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"