Мы в соцсетях: Контакте

Издательство "Отечество"



Имена из солдатских медальонов. 5 том. Авиация


На начало

СОДЕРЖАНИЕ

Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно

Экипажи

Андреев П. В. - Муляр С. В.
Белин Е. В.
Белугин В. П. - Гончар П. М. - Алтухов А. Ф.
Бендюг Ф. Ф.
Блинков А. Н. - Рощин Н. И.
Богомолов В. С.
Болдырев Ф. Д. - Калинин М. А. - Спиривак П. Г.
Бондаренко В. М.
Борзенко Б. Е.
Боровин Н. М. - Веневцев М. Г.
Бувин А. В.
Буряк Д. П.
Быстров В. С. - Антонов А. А. - Морозов Н. А.
Васильев В. И.
Волчек С. А.
Воробьев А. И.
Гапеев Н. К.
Гармаш В. Д. - Алмакаев Г. М.
Гестрин П. Г. - Носков С. И. - Максимов А. Е.
Глухов Г. И. - Яйченя М. С. - Команов А. Ф.
Голиков И. И. - Рязанцев И. Т. - Белых К. Н.
Головачев В. Б.
Голубовский Ю. М. - Зарубин Н. Д. - Комендантов М. М.
Гончар Н. Ф. - Акименко Н. Г. - Решетов К. Г.
Горбанев Г. В. - Маркелов М. М. - Глебов Г. И.
Горшков Н. А.
Гудзь Н. И.
Гусенко П. Я. - Левин Н. Д. - Пальмин Н. Н.
Додонов А. И. - Диков П. Ф.
Долбилов И. Н.
Жуков П. И. - Толда В. Г. - Звездин Ф. А.
Захарченко Д. С.
Иванов В. А.
Иванов Д. И.
Игнатьев Н. И.
Иржевский В. Ф.
Камышников Г. Д. - Глуховченко М. П. - Фальков Г. В.
Капантин В. С.
Карташов Н. Н. - Ивлиев Н. А.
Кириллов В. Н.
Клишевич Ф. К.
Ковалев В. А.
Козицкий И. К.
Костенко Ф. Н.
Костюков В. Ф.
Котов В. И. - Бекетов А. П.
Кузовкин А. Н. - Сарычев В. И.
Лаврушев И. А.
Левин Я. А.
Лобанов М. Б.
Лобковский А. И.
Максимов Н. Н.
Максимов Г. Н. - Чупров К. А.
Масалов Г. П.
Мацаков Д. Т.
Медведев С. С.
Мельник П. М.
Михайлов П. М.
Мухар Д. Д. - Ситник И. И. - Пашкова Д. Д.
Мясников А. Ф.
Наконечный Н. Д.
Неделин В. Ф.
Новиков А. Г.
Новиков В. А.
Овсянников Л. А. - Пронин В. Ф. - Швалев И. П. - Рязанцев В. И.
Островский В. К.
Парижев В. И. - Павлов М. П.
Перелыгин Г. Е. - Насадюк Я. Я.
Петров В. И.
Полетаев А. Д. - Теплов И. А.
Попов К. А. - Симоненко П. П. - Хасанов Х. Ш.
Рычин А. А.
Сафронов Н. И.
Сахабутдинов Ф. С. - Кретов Е. В.
Севастьянов А. Т.
Семченко А. Л.
Серяков Б. А.
Сикорский П. В.
Солдатов А. В.
Соловьев А. С. - Комаров В. К. - Силкин И. В.
Солотенков П. И.
Солянов И. С. - Кириллин Н. И.
Старина Л. С. - Судаков Н. М.
Степанов М. П. - Курьянов А. Е. - Грищенко И. И.
Сырчин П. Т. - Любченко Д. С. - Комаров Н. В.
Ташлыков В. Я.
Ташлыков Н. В.
Титов П. П.
Титов Ф. Ф.
Товарнов Н. И. - Дмитриев И. В.
Тотмин Н. Я.
Трескин Г. А.
Труфанов М. И.
Турянский В. Н. - Корнилов К. Г. - Сагамонов Г. Г.
Тутуров К. К.
Умнов М. А. - Ухмылин А. В.
Федотов И. М.
Филимошин И. Г. - Третьяков В. Д. - Гладков Б. Е.
Хворов С. Н.
Целуев Н. Ф. - Лещев И. В. - Гончаров А. Д. - Ниличев А. М.
Челоукин В. В.
Чередков Н. Г.
Чирков А. В.
Чирков Е. М. - Чубаров П. Ф.
Чистяков В. Ф.
Шабунин В. П. - Носовский М. Л. - Кольцов И. М. - Петрушин И. А.
Шварц Е. Г. - Смородинов И. П. - Бочаров
Шевлягин А. М. - Павлов В. А. - Травкин Л. В. - Шмелев П. П.
Шишковец В. Н. - Данилов В. Ф.
Щукин Н. Р. - Сысоев В. Т.
Юзефович М. И. - Ожогин А. Я.
Юрьев Ф. П. - Коротков В. А. - Тихомиров Н. А.
Якимченко И. В. - Деньгин В. А.

Алфавитный указатель

Акименко Николай Григорьевич
Алмакаев Гиляджи Мурадымович
Алтухов Алексей Федорович
Андреев Петр Васильевич
Антонов Алексей Алексеевич
Бекетов Анатолий Павлович
Белин Евгений Васильевич
Белугин Виктор Павлович
Белых Константин Николаевич
Бендюг Федор Филиппович
Блинков Александр Никитич
Богомолов Владимир Сергеевич
Болдырев Феофил Дмитриевич
Бондаренко Василий Матвеевич
Борзенко Борис Евгеньевич
Боровин Николай Михайлович
Бочаров
Бувин Андрей Васильевич
Буряк Дмитрий Прокофьевич
Быстров Владимир Степанович
Васильев Василий Иванович
Веневцев Михаил Георгиевич
Волчек Степан Андреевич
Воробьев Афанасий Иванович
Гапеев Николай Кузьмич
Гармаш Василий Данилович
Гестрин Прокофий Григорьевич
Гладков Борис Ефимович
Глебов Григорий Иванович
Глухов Григорий Иванович
Глуховченко Михаил Павлович
Голиков Иван Иванович
Головачев Владимир Борисович
Голубовский Юрий Михайлович
Гончар Николай Федорович
Гончаров Александр Дмитриевич
Гончар Павел Максимович
Горбанев Григорий Васильевич
Горшков Николай Александрович
Грищенко Иван Игнатьевич
Гудзь Николай Иванович
Гусенко Павел Яковлевич
Данилов Василий Федорович
Деньгин Виктор Андреевич
Диков Павел Федорович
Дмитриев Иван Васильевич
Додонов Александр Иванович
Долбилов Иван Николаевич
Жуков Павел Иванович
Зарубин Никита Дмитриевич
Захарченко Даниил Степанович
Звездин Федор Александрович
Иванов Владимир Андреевич
Иванов Дмитрий Иванович
Ивлиев Николай Александрович
Игнатьев Николай Иванович
Иржевский Всеволод Федорович
Калинин Михаил Александрович
Камышников Георгий Дмитриевич
Капантин Валентин Сергеевич
Карташов Николай Николаевич
Кириллин Николай Иванович
Кириллов Виталий Николаевич
Клишевич Федор Клементьевич
Ковалев Владимир Александрович
Козицкий Иван Карпович
Кольцов Иван Матвеевич
Команов Афанасий Филиппович
Комаров Василий Кириллович
Комаров Николай Викторович
Комендантов Михаил Михайлович
Корнилов Кирилл Георгиевич
Коротков Василий Алексеевич
Костенко Филипп Никитович
Костюков Василий Филиппович
Котов Владимир Ильич
Кретов Егор Васильевич
Кузовкин Анатолий Николаевич
Курьянов Александр Евстафьевич
Лаврушев Илья Алексеевич
Левин Н. Д.
Левин Яков Абрамович
Лещев Иван Васильевич
Лобанов Михаил Борисович
Лобковский Александр Иванович
Любченко Даниил Спиридонович
Максимов Алексей Егорович
Максимов Гурий Николаевич
Максимов Николай Николаевич
Маркелов Михаил Михайлович
Масалов Герман Павлович
Мацаков Дмитрий Трофимович
Медведев Сергей Семенович
Мельник Павел Мартьянович
Михайлов Павел Михайлович
Морозов Николай Алексеевич
Муляр Степан Васильевич
Мухар Дмитрий Денисович
Мясников Александр Федорович
Наконечный Николай Димидович
Насадюк Яков Яковлевич
Неделин Виктор Фомич
Ниличев Алексей Михайлович
Новиков Алексей Герасимович
Новиков Владимир Алексеевич
Носков Сергей Иванович
Носовский Моисей Лазаревич
Овсянников Леонид Арсентьевич
Ожогин Александр Яковлевич
Островский Виктор Кузьмич
Павлов Василий Александрович
Павлов Михаил Павлович
Пальмин Николай Николаевич
Парижев Василий Иванович
Пашкова Д. Д.
Перелыгин Григорий Ефимович
Петров Владимир Иванович
Петрушин Иван Алимович
Полетаев Александр Дмитриевич
Попов Ксенофонтий Афанасьевич
Пронин Василий Федорович
Решетов Константин Григорьевич
Рощин Николай Иванович
Рычин Алексей Александрович
Рязанцев Владимир Иванович
Рязанцев Илья Тихонович
Сагамонов Граим (Грант) Григорьевич
Сарычев Владимир Иванович
Сафронов Николай Иванович
Сахабутдинов Фардетдин Сахабутдинович
Севастьянов Алексей Тихонович
Семченко Александр Леонович
Серяков Борис Алексеевич
Сикорский Павел Венедиктович
Силкин Илларион Васильевич
Симоненко Павел Пантелеевич
Ситник Иван Иванович
Смородинов Иван Петрович
Солдатов Алексей Васильевич
Соловьев Александр Сергеевич
Солотенков Петр Иванович
Солянов Иван Сергеевич
Спиривак Петр Гаврилович
Старина Л. С.
Степанов Михаил Петрович
Судаков Н. М.
Сырчин Петр Тимофеевич
Сысоев Василий Тимофеевич
Ташлыков Василий Яковлевич
Ташлыков Николай Васильевич
Теплов Иван Андреевич
Титов Павел Петрович
Титов Федор Филиппович
Тихомиров Николай Алексеевич
Товарнов Николай Иванович
Толда Василий Григорьевич
Тотмин Николай Яковлевич
Травкин Леонид Васильевич
Трескин Глеб Александрович
Третьяков Владимир Дмитриевич
Труфанов Михаил Иванович
Турянский Виктор Николаевич
Тутуров Константин Константинович
Умнов Михаил Александрович
Ухмылин Александр Васильевич
Фальков Георгий Васильевич
Федотов Иван Михайлович
Филимошин Иван Георгиевич
Хасанов Хатып Шарыпович
Хворов Семен Никитич
Целуев Николай Федорович
Челоукин Виктор Васильевич
Чередков Николай Григорьевич
Чирков Андрей Васильевич
Чирков Евгений Михайлович
Чистяков Валентин Федорович
Чубаров Павел Федорович
Чупров Кузьма Алексеевич
Шабунин Владимир Павлович
Швалев Иван Петрович
Шварц Евсей Григорьевич
Шевлягин Анатолий Михайлович
Шишковец Виктор Николаевич
Шмелев Петр Павлович
Щукин Николай Романович
Юзефович Михаил Иосифович
Юрьев Федор Петрович
Яйченя Марк Семенович
Якимченко Иван Васильевич
Об авторе
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"

Предыдущая   Следующая


Лобанов Михаил Борисович

(На начало)


Только синее небо вспоминает о них...


21 января 2006 года на воинском мемориале в поселке Красный Бор Тосненского района Ленинградской области состоялась торжественно-траурная церемония захоронения останков погибшего в годы Великой Отечественной войны, командира эскадрильи 14-го гвардейского истребительного авиаполка, гвардии капитана Лобанова Михаила Борисовича и открытие памятного знака летчикам 14-го ГИАП на месте их захоронения.

Место падения самолета Як-1, где были найдены останки Михаила Борисовича Лобанова, было обнаружено лесником Сергеем Николаевичем Русевым осенью 2004 года, в районе дороги Ульяновка - Кировск.

В течение осени 2004 года и половины 2005 года поисковыми отрядами "Космос" (Военно-инженерной космической академии имени Можайского), под руководством подполковника Николая Малыгина, и "Иван Сусанин" из города Колпино, под руководством Константина Москвина, проводились поисковые работы на месте падения самолета. При обследовании были обнаружены останки пилота, части пристяжной системы парашюта, обнаружен один офицерский погон, говоривший о том, что погибший имел звание капитана. При обследовании обломков самолета был установлен номер самолета: 22112 и номер двигателя - М-105ПФ № 4-1610.

По проведенной Константином Москвиным архивной работе с документами Центрального архива Министерства обороны РФ (ЦАМО) было документально подтверждено, что на самолете Як-1 № 22112, с мотором М-105пф № 4-1610, не вернулся с боевого задания из района 8 км севернее Тосно, 9 мая 1943 года командир АЭ 14-го гвардейского истребительного авиаполка 275-й истребительной авиадивизии 13 Воздушной армии, гвардии капитан Лобанов Михаил Борисович, 1912 г.р.

В картотеке безвозвратных потерь военно-воздушных сил РККА значилось, что Михаил Борисович Лобанов уроженец города Пропойск Могилевской области Белоруссии. До войны работал слесарем на Адмиралтейском заводе Ленинграда. Был мобилизован в 1941 году Октябрьским РВК города Ленинграда. Жена Лобанова Мария Львовна, была эвакуирована в Башкирскую АССР Аскинский район село Аскино.

После церемонии захоронения, был торжественно открыт памятный знак летчикам 14-го гвардейского истребительного авиаполка 275 ИАД 13 ВА. Дело в том, что рядом с могилой, где захоронили останки гвардии капитана Лобанова М.Б., находилась могила еще одного летчика 14 ГИАП, гвардии лейтенанта Игнатьева Николая Ивановича, 1920 г. р. Место падения его самолета Як-1 № 07113, было обнаружено весной 2000 года в 3 км восточнее города Никольское. По данным ЦАМО гвардии лейтенант Игнатьев Н.Н. значился пропавшим без вести при сопровождении ПЕ-2 в район Синявино 9 марта 1943 года. Останки Н.И. Игнатьева были захоронены 5 мая 2000 года. На церемонии открытия памятника присутствовал родной племянник Николая Ивановича Игнатьева, Олег Николаевич Швецов.


История поиска. Находки и открытия...

В один из осенних вечеров 2004 года Сергей Николаевич Русев, лесник Саблинского лесничества сообщил, что в районе бывшей военной рокады наткнулся на место падения советского самолета. 14 октября офицеры Военно-инженерной космической академии имени А.Ф. Можайского полковник Сергей Иванович Панин и подполковник Николай Александрович Малыгин - руководители поискового отряда "Космос" выехали в поселок Ульяновка. Вместе с ними на место падения самолета выехал специалист Фонда поисковых отрядов Ленинградской области Константин Тарасов. Прибывших в Ульяновку поисковиков Сергей Николаевич Русев вместе с сыном Алексеем вывели на место, где они обнаружили обломки самолета. Место падения находилось в заболоченном лесу в 10 метрах от мелиоративной канавы и, по всей видимости, еще в далекие 1950-е годы воронка, в которой находились обломки самолета, была раскопана мелиораторами. Вокруг на поверхности были разбросаны многочисленные обломки советского истребителя. Рядом с воронкой возвышался осевший довольно большой отвал из глины. Видно, что когда мелиораторы нашли сбитый самолет, они ковшом экскаватора выгребли из воронки обломки самолета. Что искали эти люди? Оружие? Ордена? Или собирали дюраль и алюминий на металлолом? На эти вопросы трудно осмыслено ответить, так как что бы не интересовало копателей, они не могли не видеть, что из-под ковша экскаватора вместе с обломками самолета вываливаются останки погибшего пилота! На эти человеческие останки и наткнулись ребята поисковики при первом же осмотре отвала у воронки. А мелиораторы, раскопав место падения самолета, просто бросили под открытым небом останки погибшего пилота. Рассматривая разбросанные вокруг воронки обломки самолета, Константин Тарасов обнаружил обломанную часть блока двигателя, на которой сразу же увидел выбитый продублированный номер мотора: ПФ-4-1610. Обследовав обломки и место падения самолета, поисковики пришли к выводу, что это обломки советского истребителя Як-1, скорее всего погибшего в 1943 году.


Вокруг воронки на месте падения были разбросаны многочисленные обломки советского истребителя.


Спустя неделю, на место падения самолета выехала подготовленная экспедиция в составе двух отрядов. Готовясь к очередному выезду, мы провели большую аналитическую работу, пытаясь с помощью накопленной базы данных на погибший под Ленинградом состав ВВС, определить чьи же останки находятся в обломках самолета Як-1. Мы пришли к выводу, что скорее всего найденный самолет относится к 14-му гвардейскому истребительному авиаполку, и возможно был сбит в период 19-20 марта 1943 года, так как именно в эти дни в районе населенных пунктов Красный Бор и Ульяновка у гвардейцев были потеряны несколько самолетов и летчиков. К дню выезда у нас была подготовленна выписка, с указанием всех сбитых за 1943 год самолетов Як-1, с их заводскими номерами.


Работа на месте падения самолета М.Б. Лобанова.


Прибыв на место, мы приступили к более тщательному обследованию района падения, изучению обломков и поиску остальных останков погибшего пилота. Уже в начале рабочего дня, рассматривая сильно помятый капот мотора самолета, удалось найти заводской номер самолета: 22112. Все ребята, кто выехал в этот день на раскопки, собрались у костра. Развернув листок бумаги, на котором была распечатана выписка по номерам самолетов, третьим в списке мы увидели установленный номер. Вот он! Самолет Як-1 № 22112. Все окружающие оживились, на лицах появились улыбки. Читаем дальше: дата гибели: 9 мая 1943 года, номер части: 14-й ГИАП, сбит в районе Тосно гвардии капитан Лобанов М.Б...


На капоте мотора заводской номер самолета: 22112.


Вы не представляете, какие счастливые лица были у ребят-поисковиков. Сергей Николаевич Русев, вместе со своим другом-лесником данного участка стояли и удивленно смотрели на наши радостные вопли и веселый смех. Только после того как они внимательно прочитали номера в списке и сверили их с номером на капоте самолета, на их лицах появились улыбки. Еще бы, ведь только неделю назад Сергей Николаевич наткнулся в болотистом лесу на обломки самолета и останки неизвестного летчика, а сегодня для всех стало известно имя пилота - гвардии капитана Михаила Лобанова.

В этот же день, перекапывая саперными лопатами и перебирая руками отвал, оставленный после экскаватора, мы обнаружили две пряжки от парашютной системы, обрывки кожаного реглана и шлемофона. Николай Александрович Малыгин, разбирая руками куски глины и торфа, обнаружил обрывки материи. Промыв обнаруженный кусок ткани, мы обнаружили, что это офицерский погон с синим просветом. Немного подсушив обнаруженный погон у костра, все увидели четкие отпечатки от авиационной эмблемы и четырех звездочек, что говорило о звании капитана. Но самое главное было то, что среди искореженных обломков дюраля мы постоянно находили сильно раздробленные останки пилота.

Работы на месте падения самолета продолжались в течение 2005 года. Поисковики откачивали мотопомпой воду из воронки и тщательно перебирали глину и торф, и каждый раз возвращались с новыми находками. Константин Москвин, работая с документами военного архива, нашел Приказ командира 14-го гвардейского ИАП, № 23 от 13 мая 1943 года: "Исключить из списков части и со всех видов довольствия командира 2-й авиаэскадрильи гвардии капитана Лобанова Михаила Борисовича, погибшего 9 мая, сего года при выполнении боевого задания. Исключить из боевого состава полка самолет Як-1 № 22112 с мотором М-105пф № 4-1610, сбитый в воздушном бою 9 мая, сего года и записать в книгу учета не вернувшихся с боевого задания".

Получив документальные подтверждения из Центрального архива Министерства обороны РФ, мы начали разыскивать родных Михаила Борисовича. В петербургских газетах вышли публикации, а по радио прошли репортажи о находке. На наш запрос, адресованный в администрацию Могилевской области Республики Беларусь, ответа мы так и не получили. Из администрации и райвоенкомата Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга, откуда был призван Михаил Борисович, пришел ответ следующего содержания: "...В списках призванных Октябрьским РВК Ленинграда не числится. В связи с тем, что место его прописки не указано, узнать что-либо о его родственниках не представляется возможным...". В результате к моменту торжественного захоронения останков Михаила Борисовича Лобанова мы не смогли найти его родных...

21 января 2006 года был ясный, солнечный и очень морозный день. Температура опустилась ниже минус 27 градусов. Но, несмотря на эти трудности, большое количество людей пришло проститься и проводить в последний путь прославленного летчика Ленинградского фронта. Глава администрации поселка Красный Бор Геннадий Александрович Клейнов привез на автобусе ветеранов и школьников, оповещенные им жители поселка приходили сами. Из Питера и Никольского прибыли ленинградские поисковики. Накануне Владимир Петрович Семенов со своими рабочими фирмы "Петросоюз" несмотря на холода, установил на могиле памятный знак из черного мрамора. Владимир Казаков и Юрий Журавлев с самого утра с большим трудом сумели пробить смерзшуюся землю и подготовить могилу, в которую должны были опустить останки героя. И церемония состоялась...


Церемония захоронения останков гвардии капитана М.Б. Лобанова. 22 января 2006 года.


Наконец-то, в ленинградской земле обрели свой покой останки отважного пилота Михаила Лобанова. Награжденный при жизни орденами Красного Знамени, Красной Звезды и Отечественной войны, гвардии капитан Михаил Борисович Лобанов, только через 60-лет после гибели по-человечески был удостоен захоронения с христианскими и воинскими почестями. Эхом в голубом небе, которое он так любил и защищал, отозвались залпы прощального салюта. Святой дымок от лампады священника - отца Михаила, как туман опустился и окутал красный гроб с останками человека, который отдал свою жизнь не только за Родину, но и как говорилось в молитве священника "за други своя...". Ведь в своем последнем бою, ценою своей жизни, он спас от неминуемой гибели самолет разведчик. Щемящей болью отозвалось в сердцах присутствующих, последние фразы молитвы "Вечная память...".


Памятник на могилах летчиков 14-го ГИАП Н.И.Игнатьева и М.Б.Лобанова.


Легенды и мифы...

На показанные телерепортажи о захоронении останков летчика и открытии памятника буквально, на следующий день откликнулись родственники Михаила Борисовича. И самым невероятным оказалось, то, что еще после наших первых публикаций в 2004 году в прессе, они узнали о находке. Знали, но сомневались в этом. Да, именно сомневались. Уж слишком неправдоподобным казалось это известие. Нет, не то, что спустя 60 лет нашли останки их родного человека, а то, что за эти годы вокруг имени и судьбы Михаила Борисовича родилось много легенд и мифов...

Узнать и сопоставить все мифы и легенды, про Михаила Борисовича Лобанова взялся директор Ленинградского областного молодежного патриотического центра "Поколение" Владимир Владимирович Казаков. Неоценимую помощь в этой работе оказала директор Тосненского историко-краеведческого музея Наталья Александровна Ющенко.


Легенда первая.

В 1972 году в ленинградской газете "Смена" в рубрике "Отзовитесь", которую вел Григорий Браиловский, появилась заметка, в которой старший брат Михаила Борисовича, Александр Борисович Лобанов, полковник в отставке, просил откликнуться всех, кто знал его брата. В заметке он сообщал, что 9 мая 1943 года Михаил Борисович Лобанов не вернулся с боевого задания, а после войны к семье заезжал близкий друг Михаила, его бывший ведомый Иван Дубовик и рассказывал подробности последнего боя. Рассказ Ивана Дубовика заканчивался фразой: "...Горящий самолет Михаила вместе с ним упал на оккупированной фашистами территории в районе железнодорожной станции Тосно...".


Михаил Борисович Лобанов с женой Марией Львовной.


И вот, в апреле 1974 года в газете "Смена" появился первый обнадеживающий отклик - сообщение тосненского краеведа Ивана Семеновича Синашкина. В этой статье излагалась одна из легенд, которая родилась в Тосно в годы войны. Иван Семенович услышал эту легенду со слов местных жителей, которые жили в Тосно во время оккупации немцами Тосненского района Ленинградской области, и поспешил ответить: "...Товарищ Лобанов! Ваше письмо по вопросу установления судьбы брата, капитана ВВС Лобанова Михаила Борисовича, передано мне, так как я занимаюсь розыском. Мне удалось выяснить, что действительно 9 мая 1943 года был сбит под Тосно наш самолет-истребитель. Летчик спустился на парашюте. В воздухе гитлеровцы его подстрелили и ранили в грудь. В немецком лазарете летчика обслуживал врач-француз. Капитан Лобанов лечить себя не давал, срывал повязки и отказывался от кислородной подушки. Через некоторое время он умер, предпочитая смерть плену. Где похоронен пока неизвестно...".

Эту статью увидел Александр Борисович. Он заинтересовался данной легендой и стал искать Г. Браиловского и И. Синашкина. В апреле 1973 года Александр Борисович приехал в Тосно и встретился с редактором тосненской газеты "Ленинское знамя" Захаром Соколинским. В результате их встречи в газете был напечатан большой очерк "Солдат, сын солдата", рассказывающий о семье Лобановых, где в последнем абзаце говорилось: "...В результате дальнейших поисков, в которых принимали участие и тосненский райвоенком В.П. Зайцев, и красные следопыты, и другие, стало известно, что Михаил Лобанов был похоронен в Тосно в отдельной могиле, а потом его прах был перезахоронен в братскую могилу...".


Уважаемый читатель! Если честно, рассказывая Вам о первой легенде, мы уже знали вторую. И поэтому, мы внимательно анализировали все документы, газетные статьи, воспоминания ветеранов и местных жителей. Просмотрев большой объем материалов, хранящихся в Тосненском историко-краеведческом музее, мы пришли к выводу, что вышеприведенная легенда не имела под собой никаких официальных доказательств, которые связывали бы ее с гибелью Михаила Лобанова. Это видно из письма Ивана Семеновича Синашкина в газету "Смена", которое датировано 1972 годом. Оно почти слово в слово повторяет опубликованную легенду: "Действительно 9 мая 1943 года был сбит над Тосно самолет. Летчик спустился на парашюте. В воздухе немцы его подстрелили и ранили в грудь. Были простреляны легкие. Немцы поместили его в офицерский лазарет. Обслуживал его врач-француз. Капитан Лобанов, я считаю, что это был он, не давал себя лечить, старался срывать с себя повязки и не брал кислородную подушку. Через несколько дней он умер. Где похоронен неизвестно. Товарищу Лобанову А.Б. я об этом сообщу...".

Обратите внимание на небольшую оговорку, которую делает Иван Семенович в письме: "...Капитан Лобанов, я считаю, что это был он...". Вот в этом и был весь секрет. Документально подтвержденных доказательств, что действительно умершим в немецком плену летчиком, был капитан Лобанов, не было. Скорее всего, сыграли большую роль слова "упал в районе железнодорожной станции Тосно...". Зная, со слов многих местных жителей, что летчик сбитого над Тосно самолета был пленен и умер в плену, Иван Семенович поспешил совместить эти два события, и написал в газету "Смена" такое сообщение.

Благодаря директору Тосненского историко-краеведческого музея, настоящей хранительнице истории Тосненской земли, Наталии Александровне Ющенко удалось разыскать живого свидетеля тех событий, который своими глазами видел, как сбили самолет и летчика, который геройски вел себя в плену и погиб.

2 февраля 2006 года в стенах историко-краеведческого музея состоялась наша встреча с Леонидом Николаевичем Кондаковым. О самом Леониде Николаевиче можно написать отдельную книгу. Четырнадцатилетним подростком он встретил 1941 год. До октября 1943 года пробыл в оккупированном Тосно. Потом немцы все мирное население эвакуировали с фронтовой полосы в Прибалтику, Польшу, Германию. Леонид Николаевич прошел страшный путь русского человека угнанного в неволю. Судьба забросила его во Францию, он смог бежать из трудового лагеря и попал во Французское сопротивление. С оружием в руках воевал против гитлеровцев. Награжден боевыми наградами Французского правительства. Но наша встреча носила другой характер, мы, наконец, ждали его рассказа о сбитом советском самолете и о погибшем летчике. И вот, что он рассказал нам.

В конце сентября, начале октября 1942 года он возвращался на велосипеде домой и ехал по Корпусному шоссе (сейчас Шоссе Барыбина, в городе Тосно). Со стороны Пушкина появились два советских самолета, которые сразу же были обстреляны зенитными орудиями немцев. Один из самолетов загорелся и от него отделилась фигурка пилота, который покинул горящую машину на парашюте. Он перестал наблюдать за горящим самолетом, который ушел в сторону Черной гривы за речку Тосно (сейчас Борисова Грива, ул. Заречная). Его внимание привлекал опускавшийся на парашюте летчик. Пока летчик из подбитого самолета опускался на парашюте, второй самолет сделал вокруг него несколько кругов, и как показалось Леониду Николаевичу, что это был "штурмовик". Немецкие зенитки перестали стрелять и летчик приземлился в кустарник рядом с Корпусным шоссе (в том месте, где сейчас находится ГАИ). Сумев отстегнуть только правую лямку парашюта, и прихрамывая на одну ногу, он стал отстреливаться от немцев, которые уже бежали к нему. В перестрелке ему удалось убить или ранить двух немцев, но солдаты, окружив, повалили его. Схватив раненного летчика, немцы понесли его в машину. Когда немцы несли летчика, они прошли буквально в десяти метрах от Леонида Николаевича, и он успел рассмотреть только то, что летчик был одет в технический комбинезон и шлем летчика был сдвинут на затылок. В последствии Леонид Николаевич рассказал, что в течение двух недель все мирное население Тосно жило расспросами о летчике. Его доставили в госпиталь в город Тосно (он находился на ул. Гоголя), в котором санитарками работали несколько тосненских девушек. Вот девушки и рассказывали о том, как ведет себя летчик. Он отказывался лечиться, сильно матерился и называл русских санитарок "немецкими овчарками", поэтому немцам приходилось постоянно менять у него русский персонал. Но перед самой смертью он успел рассказать одной о себе: что ему 24 года, он родом из Ленинграда, в городе у него жена и маленький ребенок. Приблизительно через две недели, после того как его сбили, летчик скончался, и местные жители уговорили начальство госпиталя разрешить похоронить его. Похоронили летчика на городском кладбище, 15-20 метров от дороги у канавы рядом с входом на кладбище. Еще Леонид Николаевич вспоминал, что после войны одна из его знакомых девушек якобы ездила в Ленинград, к родным летчика, которые жили на улице Марата. Но как фамилия умершего в немецком госпитале советского летчика в Тосно никто не знал.

Вот так выслушав рассказ очевидца событий, мы пришли к выводу, что в 1972 году тосненский краевед Иван Семенович Синашкин совершил неточность в пересказе данной истории. Очень многие факты не совпадали. Так, умерший в плену летчик был сбит осенью 1942 года, а не весной 1943, как Михаил Борисович Лобанов. Также у Михаила Борисовича не было детей, и жена была эвакуирована в Башкирию. На момент гибели Лобанову было 31 год, а не 24, как умершему в плену летчику.

Теперь в нашей работе появилось еще одно направление поиска - кто же погиб в сентябре 1942 года в немецком плену. Это теперь предстоит выяснить нам.


Но давайте вернемся в семидесятые годы. 9 мая 1973 года Александр Борисович Лобанов приехал в Тосно и посетил братскую могилу, которая находилась на перекрестке улиц Советская и Ленина. Теперь, казалось ему, он нашел могилу брата.

Легенда вторая.

В 1974 году в тосненской газете "Ленинское знамя" появляется еще ряд статей, под названием "По следам Героя" о Михаиле Борисовиче Лобанове. Автор статей Захар Соколинский пишет: "Прошло месяцев 8-9 после нашей встречи с Александром Борисовичем Лобановым. За это время я получил от него несколько писем, раза два-три мы разговаривали по телефону, а потом Лобанов надолго замолчал, пока на днях я не получил от него большой пакет с фотографиями и новыми материалами о брате. Оказалось, что все это время Александр Борисович был занят дальнейшими поисками всего, что касалось жизни на войне и гибели Михаила. Его горькие хлопоты принесли не только новые вести о героических делах летчика, но и неожиданный результат: выяснилось, что Лобанов в плен не попал и в Тосно не похоронен...". В одной из статей приводится поясняющее вышеприведенную фразу письмо: "...В Тосненской районной газете был помещен рассказ о нашем боевом товарище гвардии капитане Лобанове Михаиле Борисовиче. Вношу некоторые принципиальные коррективы в этот рассказ. Я имею в виду неправильно освещенные тосненским краеведом И.С. Синашкиным обстоятельства гибели Лобанова... В действительности, как явствует из официальных источников, гвардии капитан Лобанов упал вместе со сбитым им вражеским самолетом в 8 километрах севернее Тосно, в лесисто-болотистом районе Гертово (Ульяновка). Тяжело раненного в самолете, здесь его подобрали наши партизаны, следившие за воздушным поединком Лобанова с фашистскими стервятниками. Когда партизаны предприняли меры к переброске Лобанова через линию фронта, они попали в немецкую засаду. Часть партизан погибла, и вместе с ними был убит и Михаил Лобанов. Уцелевшая горстка партизан доставила тело Лобанова в Ленинград, где его опознали. Мне, работавшему тогда в полевых авиаремонтных мастерских, было поручено захоронить его. Гвардии капитан Лобанов Михаил Борисович с воинскими почестями похоронен на организованном в дни войны летном кладбище в деревне Агалатово Всеволожского района Ленинградской области...".

Данное письмо было написано заместителем председателя совета ветеранов 15-го гвардейского штурмового авиаполка М.П. Гуза.

На первый взгляд безапелляционная истина приводится в письме ветерана: "Уцелевшая горстка партизан доставила тело Лобанова в Ленинград, где его опознали. Мне, работавшему тогда в полевых авиаремонтных мастерских, было поручено захоронить его..".

Но это только на первый взгляд безапеляционная. Давайте, сопоставим факты и будем логически размышлять.


Летчики 14 гв. ИАП. Первый справа — Лобанов М.Б.


Первое: в архивных документах 14-го гвардейского истребительного авиаполка, хранящихся в Центральном архиве Министерства обороны РФ, нет упоминания о том, что тело М.Б. Лобанова было доставлено партизанами из-за линии фронта и захоронено на нашей территории. Также в личном деле, учетной карточке и картотеке безвозвратных потерь Лобанов Михаил Борисович значится до сих пор погибшем в воздушном бою в районе 8 км севернее Тосно.

Второе: Согласитесь, если бы такой случай произошел бы, и тело летчика было доставлено в Ленинград, то командование 14-го ГИАП было бы проинформировано об этом, и для опознания трупа летчика был бы вызван полковой врач и кто-то из штаба полка?

Третье: действительно 15-й гвардейский ШАП, продолжительное время базировался в населенном пункте Агалатово. Там и образовалось большое кладбище, где похоронены многие летчики вышеназванного штурмового полка. Также, в послевоенное время почти весь состав полка погибший в годы войны был увековечен на этом кладбище. Полк истребителей, 14-й гвардейский в котором служил М.Б. Лобанов, базировался на аэродроме Углово (что в принципе недалеко от Агалатово), и где также образовалось кладбище погибших летчиков, в последствие, перенесенное на Румболовскую высоту в город Всеволожск. Где логика, хоронить летчика 14-го ГИАП на кладбище другого полка, так как существует свое полковое кладбище, которое, находится рядом?

Четвертое: с большим трудом вериться в присутствие партизан в районе Красного Бора и Ульяновки, так как эта территория к маю 1943 года была ближним тылом немецких войск.


Возможно, предположить, что М.П. Гуз мог перепутать в действительности произошедший случай с каким-нибудь другим летчиком, свидетелем которого он мог быть. А такие случаи действительно были. Например 7 сентября 1942 года при переходе линии фронта был застрелен нашим же дозором летчик 11-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии старший лейтенант Иван Васильевич Юрьев. Он совершил вынужденную посадку на подбитом самолете за линией фронта, пробрался через боевые порядки немецких войск и нарвался на пулю своего же боевого охранения.

Также нельзя отвергать возможность того, что действительно партизанами или разведгруппой Красной Армии в ближнем тылу противника было обнаружено место падения самолета Як-1 Михаила Лобанова. При этом могли быть с места падения изъяты документы (или награды) погибшего и доставлены в Ленинград (и переданы в вышестоящий штаб по инстанции). Но тогда, опять же повторимся - в штабе 14-го авиаполка узнали бы о произошедшем.

Также в статье "По следам героя" говорится: "...Далее в письме М.П. Гуза ставится вопрос о том, что настала пора увековечить память летчика-истребителя М.Б. Лобанова - одного из героических защитников Ленинграда в годы блокады...", и поэтому становится ясно, почему только одно его имя из всего состава 14-го гвардейского истребительного авиаполка увековечено в Агалатово, а не на кладбище полка на "Румболовской высоте" во Всеволожске.

Общим выводом по истории появления вышеприведенных легенд, на наш взгляд стало следующее: яркая жизнь и геройская смерть Михаила Борисовича Лобанова и послужила той почвой, в которой зародились героические и мужественные легенды и мифы о нем...


Гвардии капитан Лобанов Михаил Борисович.

Каким же был летчик Михаил Лобанов? Лучше всего про это расскажут архивные документы:

Из наградного листа командира эскадрильи, гвардии капитана Лобанова Михаила Борисовича, награжденного 2 мая 1943 года орденом Отечественной войны 1 степени: "...В Отечественной войне с немецкими захватчиками участвует с июня 1941 года. С начала Великой Отечественной войны до февраля 1942 года т. Лобанов произвел 179 боевых вылетов. Провел 14 воздушных боев. Лично сбил один самолет противника и 1 самолет противника сбил в группе. С февраля месяца 1942 года, по настоящее время произвел 65 боевых вылетов на сопровождение и разведку, провел 10 воздушных боев с превосходящими силами противника, в которых лично сбил 1 самолет противника и в групповом воздушном бою 4 самолета. 19 марта 1943 года в воздушном бою в районе Новолисино сбил самолет противника ФВ-190. 30 марта 1943 года в воздушном бою в районе Синявино в паре сбил 1 самолет противника ФВ-190. 3 апреля 1943 года, будучи ведущим в составе пятерки в групповом воздушном бою в районе Синявино, сбил 3 самолета противника ФВ-190...".

В оперативной сводке штаба 14-го ГИАП на 9 мая 1943 года записано: "...В период с 9:42-10:30, группа из четырех самолетов Як-1 (ведущий Лобанов) вышли в район Тосно для встречи возвращающегося с разведки Пе-2. В районе Тосно вступили в воздушный бой с шестью ФВ-190 и шестью Ме-109, пытавшимися уничтожить наш самолет-разведчик. В результате боя, по докладам экипажей, сбито четыре ФВ-190: капитаном Лобановым, капитаном Дубовиком, капитаном Мочаловым и старшим лейтенантом Михайловским. Свои потери - один Як-1, капитан Лобанов упал вместе со сбитым им самолетом ФВ-190 в 8 километрах севернее Тосно...".

Сопоставив архивные документы, можно сделать вывод, что на момент гибели Михаил Борисович Лобанов совершил более 200 боевых вылетов и сбил в воздушных боях 3 самолета противника лично и 9 в группе. С такими доводами перекликается воспоминания однополчанина Михаила Борисовича, гвардии полковника запаса Александра Васильевича Сердюкова: "...К этому времени он был уже вполне сложившимся боевым летчиком, имеющим на своем боевом счету более 100 боевых вылетов. Кроме того, почти каждый вылет сопровождался встречей с противником, воздушным боем. Не могу точно вспомнить, но если мне память не изменяет, то у него на личном счету около 10 лично сбитых самолетов противника и несколько самолетов сбитых в группе...".

Каждый воздушный бой давался большой кровью. Часто, ой как часто, рядом гибли боевые товарищи. Так, 30 марта 1943 года в районе Синявино, где в воздушном бою, в паре Михаил Лобанов добился победы над немецким истребителем, гвардейцы потеряли заместителя командира эскадрильи, старшего лейтенанта Валентина Кулешова. А памятный бой 19 марта 1943 года закончился не только личной победой Михаила Борисовича Лобанова, но и обильно собрал кровавую жатву не только в 14-ом ГИАП, где не вернулись с боевого задания штурман полка гвардии капитан Михаил Филипповский и командир звена гвардии старший лейтенант Александр Севрюков, а также ушли в бессмертие летчики-истребители из 29-го гвардейского - гвардии младший лейтенант Николай Багнет, а в 27-ом гвардейском - гвардии младший лейтенант Владимир Земцов. В этом бою погибли и подопечные штурмовики, которых сопровождали истребители. Из состава 15-го гвардейского ШАП не вернулся с боевого задания экипаж самолета Ил-2 в составе летчика гвардии лейтенанта Павла Семенова и воздушного стрелка гвардии сержанта Анатолия Жарова, а в составе экипажа самолета Ил-2 из 943-го штурмового авиаполка погиб воздушный стрелок младший сержант Иван Мызников.


Продолжение легенд...

Легенды... Как много в них горькой правды. И, к сожалению, много в них вымысла. Произошедший случай, неоднократно пересказанный разными людьми, в большинстве своем даже не очевидцами, все больше и больше обрастает такими подробностями, которых не было наяву. И бывает уже с трудом можно представить, где в рассказах правда, а где идет уже выдумка рассказчика. Но, не смотря на это, такие легенды это особый пласт нашей истории. Они рассказывают нам о мужестве и верности воинскому долгу, страшных испытаниях, которые легли на плечи военного поколения. В каждой такой легенде есть самое главное - это то, что такое действительно было. Зачастую, события, свершившиеся в одном месте, потом сопоставляются с событиями, случившимися в других местах. И каждый, кто был свидетелем или невольным слушателем таких историй совмещает их, как продолжения одной или началом другой.

Так случилось, с еще одной легендой опубликованной в газете "Ленинское знамя" 28 февраля 1960 года. Заметьте, что эта легенда была опубликована и озвучена гораздо раньше легенд связанных с Михаилом Лобановым. Так в статье М. Сковородникова "Кто он?", говорилось, что автор еще в 1948 году на тосненском погосте увидел могилу, на которой был установлен православный крест с надписью "Здесь покоиться раб божий - летчик": "Долго стоял над осевшим могильным холмиком и думал: чья жизнь оборвалась на этом месте, какая трагедия скрыта за этим крестом, для чьих детей, жены, родителей их отец, муж, сын всего лишь без вести пропавший...".

Автор статьи провел большую исследовательскую работу. Объездил многие населенные пункты Тосненского района Ленинградской области, опросил сотни людей, и как ему показалось, восстановил детали произошедшего.

"Это было в начале 1943 года. Во второй половине январского дня со стороны деревни Новинки к деревне Тухань летел советский У-2. Самолет шел почти на бреющем полете: прямое попадание вражеского снаряда разбило хвост машины. Воздушная струя срывала расщепленные фанерные пласты обшивки и, кружась в воздухе, они падали на землю. Зловещий след черного дыма лентой тянулся позади самолета. Летчик не оставлял гибнущую машину. Он вел самолет над дорогой, метал в гитлеровцев последние ручные гранаты и тянул самолет к линии фронта. Но искалеченная машина разваливалась. Вот она клюнула носом, потом выровнялась, снова клюнула и круто пошла к земле. Уже на высоте пятидесяти метров летчик выбросился и раскрыл парашют. Авиатор приземлился в каких-нибудь десятках метров от горевшего самолета. Отстегнув парашютные лямки, он выхватил из кобуры ТТ и по глубокому снегу бросился в лес. Здесь с пистолетом в руке, он принял последний свой бой..." - так описывал этот случай автор статьи М. Сковородников. Далее, в статье он говорил, что во время скоротечного боя в лесу, немцам удалось ранить летчика в шею, и он потерял сознание. Немецкие солдаты, погрузив раненного на волокуши, привезли его в деревню Тухань. Очнувшись, летчик попросил пить, а когда увидел и понял, что он попал в плен, отказался принимать воду и отвечать на вопросы немцев. Его занесли в дом и попытались допросить, но он молчал. Позвали доктора, который, обследовав и обработав рану, подтвердил, что ранение не повредило жизненно важных центров и гортани, и летчик может говорить.

Такие подробности автор мог узнать только со слов очевидцев данного события. И в своей статье он называет этого очевидца: "...В это время обер-лейтенант привел в дом русскую девушку Аню Ерофееву и заставил ее убирать помещение. Она прибирала комнату, краем глаза следила за происходящим, все слушала и запоминала...". Скорее всего, именно со слов Анастасии Ерофеевой, он и записал этот рассказ, так как в статье описывается и то, как выглядел летчик: "...Был он лет 30-35, выше среднего роста, темно-русый с округлым лицом...". Далее в статье говорится, что пленного летчика на следующий день отвезли в Тосно и разместили в госпитале...

А вот здесь, во второй части статьи, скоре всего уже смешивается вышепересказанная легенда с легендой, которую автор услышал в Тосно: "...Летчик лежал на кровати, не открывая глаз. За ним был организован тщательный уход. Когда же санитар подошел к нему и поднес кружку с какао, летчик открыл глаза и, с неведомо откуда взявшейся силой ударил кулаком по кружке. Кружка отлетела к стене и, отскочив, грохоча покатилась по полу... В последующие время ни лекарств, ни еды, ни питья он не принимал, смотрел на врагов ненавидящим взглядом, рвал на себе повязки, бередил рану, слабел и через неделю ушел из жизни, унеся в могилу и свое имя и военную тайну...".

Посмотрите, как похожи легенды. История, рассказанная М. Сковородниковым в статье "Кто он?", история, напечатанная в "Смене" со слов И. Синашкина и рассказ очевидца, жителя города Тосно Леонида Николаевича Кондакова. Понятно, что речь идет об одном и том же человеке. Все сходится: немецкий госпиталь, куда доставляют раненного летчика, его поведение в плену. Разница, лишь в том, как описаны события связанные с тем, как попал этот летчик в плен. Дело, в том, что во всех легендах, когда разговор идет об обстоятельствах пленения пилота, речь идет о разных людях.

Леонид Кондаков говорит о летчике, которого сбили над Тосно осенью 1942 года, а Анастасия Ерофеева о летчике попавшим в плен в январе 1943 года.

Кто же, эти пилоты? Война скрыла от нас их имена. Для их родных и близких, они остались пропавшими без вести. О них, не смогли рассказать друзья-однополчане. Их имена неизвестны для тех, кто был свидетелями их подвига, и кто вырос на их примерах, затаив дыхание слушая рассказы очевидцев. Но наверное, настало время наконец-то, сделать хотя бы то, что мы с Вами можем сейчас. Местным жителям - вспомнить рассказы своих предков, и поделиться с поисковиками теми фактами, которые запомнились в этих рассказах. Поисковикам - сопоставить известные архивные данные с Вашими рассказами и, наконец, - назвать их имена. Вписать золотыми буквами в историю Тосненского района Ленинградской области фамилии тех, кто отдал свои жизни за нас с Вами.

Может быть тем летчиком, которого сбили над Тосно, осенью 1942 года был сержант Василий Филиппович Спарогосин, пилот 739-го истребительного авиаполка, который не вернулся с боевого задания при сопровождении самолетов Пе-2 в район Тосно, и сбитый именно над Тосно 10 сентября 1942 года? А может быть, это летчики-штурмовики? Старшина Иосиф Максимович Кременной, пилот 448-го штурмового авиаполка, сбитый зенитной артиллерией противника 14 октября 1942 года или гвардии сержант Владимир Федорович Сухарев, летчик 15-го гвардейского штурмового авиаполка, погибший при выполнении боевого задания 22 октября 1942 года?

А возможно, что над Туханью, свой последний бой принял летчик 691-го ночного бомбардировочного авиаполка, старшина Илья Филиппович Савкин. Его У-2 не вернулся с боевого задания 21 января 1943 года при поддержке наступления войск 54-й армии Волховского фронта?

Ведь удалось, прояснить судьбу его однополчан с помощью читателей газеты "Ленинское знамя" в 1987 году. Экипаж самолета У-2 в составе, летчика старшего сержанта Евгения Шушпанова и стрелка-бомбардира Николая Сень не вернулся с боевого задания из района деревни Смердыня 13 февраля 1942 года. И вот, спустя десятилетия, старожилы деревни рассказали о том, что их подбитый самолет совершил вынужденную посадку в районе их деревни и авиаторы попали в плен. Они молчали при допросах, и были расстреляны, на глазах у всей деревни Смердыня.

А может быть в деревню Тухань, был привезен попавший в плен без сознания, заместитель командира авиаэскадрильи 230 штурмового авиаполка лейтенант Федор Климентьевич Клишевич? Его одноместный Ил-2 был подбит при штурмовке дороги Рамцы - Грустыня 17 февраля 1943 года, а обломки его самолета обнаружили только весной 2004 года, во время поисковой экспедиции Всероссийской "Вахты Памяти". Благодаря этому и удалось установить, что Федор Клишевич не пропал без вести и не погиб, как было записано в документах Центрального архива Министерства обороны, а остался жив. Прошел, все муки немецких лагерей и в 1945 году вернулся домой в свой город Омск. Ведь от деревень Рамцы - Грустыня не так и далеко до Тухани? А местные жители, рассказавшие "туханскую" легенду могли и не разобрать марку самолета, с которого привезли пленного летчика. Да и характер выполнения боевого задания по уничтожению живой силы и техники противника методом штурмовки дороги, более подходит к боевому применению самолетов-штурмовиков Ил-2.

До сих пор считаются пропавшими без вести три летчика 801-го штурмового авиаполка, вылетевшие 13 января 1943 года в район железнодорожной станции Любань. Тогда не вернулись с боевого задания младший лейтенант Владимир Есаков, младший лейтенант Виктор Иванюхин и капитан Иван Гришин. Все они вылетели на одноместных штурмовиках Ил-2.

Поэтому, уважаемые жители Тосненского района, прочитав эту статью, постарайтесь вспомнить рассказы Ваших дедушек и бабушек о тех грозных годах Великой войны! Может быть и в Вашей памяти сохранились воспоминания о героических страницах нашей истории. Пишите в редакцию для продолжения поиска имен пропавших без вести солдат и офицеров, отдавших свои жизни за нас с вами.


Общественный фонд поисковых отрядов Ленинградской области.
Илья Прокофьев.



Предыдущая   Следующая


На начало

СОДЕРЖАНИЕ

Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно

Экипажи

Андреев П. В. - Муляр С. В.
Белин Е. В.
Белугин В. П. - Гончар П. М. - Алтухов А. Ф.
Бендюг Ф. Ф.
Блинков А. Н. - Рощин Н. И.
Богомолов В. С.
Болдырев Ф. Д. - Калинин М. А. - Спиривак П. Г.
Бондаренко В. М.
Борзенко Б. Е.
Боровин Н. М. - Веневцев М. Г.
Бувин А. В.
Буряк Д. П.
Быстров В. С. - Антонов А. А. - Морозов Н. А.
Васильев В. И.
Волчек С. А.
Воробьев А. И.
Гапеев Н. К.
Гармаш В. Д. - Алмакаев Г. М.
Гестрин П. Г. - Носков С. И. - Максимов А. Е.
Глухов Г. И. - Яйченя М. С. - Команов А. Ф.
Голиков И. И. - Рязанцев И. Т. - Белых К. Н.
Головачев В. Б.
Голубовский Ю. М. - Зарубин Н. Д. - Комендантов М. М.
Гончар Н. Ф. - Акименко Н. Г. - Решетов К. Г.
Горбанев Г. В. - Маркелов М. М. - Глебов Г. И.
Горшков Н. А.
Гудзь Н. И.
Гусенко П. Я. - Левин Н. Д. - Пальмин Н. Н.
Додонов А. И. - Диков П. Ф.
Долбилов И. Н.
Жуков П. И. - Толда В. Г. - Звездин Ф. А.
Захарченко Д. С.
Иванов В. А.
Иванов Д. И.
Игнатьев Н. И.
Иржевский В. Ф.
Камышников Г. Д. - Глуховченко М. П. - Фальков Г. В.
Капантин В. С.
Карташов Н. Н. - Ивлиев Н. А.
Кириллов В. Н.
Клишевич Ф. К.
Ковалев В. А.
Козицкий И. К.
Костенко Ф. Н.
Костюков В. Ф.
Котов В. И. - Бекетов А. П.
Кузовкин А. Н. - Сарычев В. И.
Лаврушев И. А.
Левин Я. А.
Лобанов М. Б.
Лобковский А. И.
Максимов Н. Н.
Максимов Г. Н. - Чупров К. А.
Масалов Г. П.
Мацаков Д. Т.
Медведев С. С.
Мельник П. М.
Михайлов П. М.
Мухар Д. Д. - Ситник И. И. - Пашкова Д. Д.
Мясников А. Ф.
Наконечный Н. Д.
Неделин В. Ф.
Новиков А. Г.
Новиков В. А.
Овсянников Л. А. - Пронин В. Ф. - Швалев И. П. - Рязанцев В. И.
Островский В. К.
Парижев В. И. - Павлов М. П.
Перелыгин Г. Е. - Насадюк Я. Я.
Петров В. И.
Полетаев А. Д. - Теплов И. А.
Попов К. А. - Симоненко П. П. - Хасанов Х. Ш.
Рычин А. А.
Сафронов Н. И.
Сахабутдинов Ф. С. - Кретов Е. В.
Севастьянов А. Т.
Семченко А. Л.
Серяков Б. А.
Сикорский П. В.
Солдатов А. В.
Соловьев А. С. - Комаров В. К. - Силкин И. В.
Солотенков П. И.
Солянов И. С. - Кириллин Н. И.
Старина Л. С. - Судаков Н. М.
Степанов М. П. - Курьянов А. Е. - Грищенко И. И.
Сырчин П. Т. - Любченко Д. С. - Комаров Н. В.
Ташлыков В. Я.
Ташлыков Н. В.
Титов П. П.
Титов Ф. Ф.
Товарнов Н. И. - Дмитриев И. В.
Тотмин Н. Я.
Трескин Г. А.
Труфанов М. И.
Турянский В. Н. - Корнилов К. Г. - Сагамонов Г. Г.
Тутуров К. К.
Умнов М. А. - Ухмылин А. В.
Федотов И. М.
Филимошин И. Г. - Третьяков В. Д. - Гладков Б. Е.
Хворов С. Н.
Целуев Н. Ф. - Лещев И. В. - Гончаров А. Д. - Ниличев А. М.
Челоукин В. В.
Чередков Н. Г.
Чирков А. В.
Чирков Е. М. - Чубаров П. Ф.
Чистяков В. Ф.
Шабунин В. П. - Носовский М. Л. - Кольцов И. М. - Петрушин И. А.
Шварц Е. Г. - Смородинов И. П. - Бочаров
Шевлягин А. М. - Павлов В. А. - Травкин Л. В. - Шмелев П. П.
Шишковец В. Н. - Данилов В. Ф.
Щукин Н. Р. - Сысоев В. Т.
Юзефович М. И. - Ожогин А. Я.
Юрьев Ф. П. - Коротков В. А. - Тихомиров Н. А.
Якимченко И. В. - Деньгин В. А.

Алфавитный указатель

Акименко Николай Григорьевич
Алмакаев Гиляджи Мурадымович
Алтухов Алексей Федорович
Андреев Петр Васильевич
Антонов Алексей Алексеевич
Бекетов Анатолий Павлович
Белин Евгений Васильевич
Белугин Виктор Павлович
Белых Константин Николаевич
Бендюг Федор Филиппович
Блинков Александр Никитич
Богомолов Владимир Сергеевич
Болдырев Феофил Дмитриевич
Бондаренко Василий Матвеевич
Борзенко Борис Евгеньевич
Боровин Николай Михайлович
Бочаров
Бувин Андрей Васильевич
Буряк Дмитрий Прокофьевич
Быстров Владимир Степанович
Васильев Василий Иванович
Веневцев Михаил Георгиевич
Волчек Степан Андреевич
Воробьев Афанасий Иванович
Гапеев Николай Кузьмич
Гармаш Василий Данилович
Гестрин Прокофий Григорьевич
Гладков Борис Ефимович
Глебов Григорий Иванович
Глухов Григорий Иванович
Глуховченко Михаил Павлович
Голиков Иван Иванович
Головачев Владимир Борисович
Голубовский Юрий Михайлович
Гончар Николай Федорович
Гончаров Александр Дмитриевич
Гончар Павел Максимович
Горбанев Григорий Васильевич
Горшков Николай Александрович
Грищенко Иван Игнатьевич
Гудзь Николай Иванович
Гусенко Павел Яковлевич
Данилов Василий Федорович
Деньгин Виктор Андреевич
Диков Павел Федорович
Дмитриев Иван Васильевич
Додонов Александр Иванович
Долбилов Иван Николаевич
Жуков Павел Иванович
Зарубин Никита Дмитриевич
Захарченко Даниил Степанович
Звездин Федор Александрович
Иванов Владимир Андреевич
Иванов Дмитрий Иванович
Ивлиев Николай Александрович
Игнатьев Николай Иванович
Иржевский Всеволод Федорович
Калинин Михаил Александрович
Камышников Георгий Дмитриевич
Капантин Валентин Сергеевич
Карташов Николай Николаевич
Кириллин Николай Иванович
Кириллов Виталий Николаевич
Клишевич Федор Клементьевич
Ковалев Владимир Александрович
Козицкий Иван Карпович
Кольцов Иван Матвеевич
Команов Афанасий Филиппович
Комаров Василий Кириллович
Комаров Николай Викторович
Комендантов Михаил Михайлович
Корнилов Кирилл Георгиевич
Коротков Василий Алексеевич
Костенко Филипп Никитович
Костюков Василий Филиппович
Котов Владимир Ильич
Кретов Егор Васильевич
Кузовкин Анатолий Николаевич
Курьянов Александр Евстафьевич
Лаврушев Илья Алексеевич
Левин Н. Д.
Левин Яков Абрамович
Лещев Иван Васильевич
Лобанов Михаил Борисович
Лобковский Александр Иванович
Любченко Даниил Спиридонович
Максимов Алексей Егорович
Максимов Гурий Николаевич
Максимов Николай Николаевич
Маркелов Михаил Михайлович
Масалов Герман Павлович
Мацаков Дмитрий Трофимович
Медведев Сергей Семенович
Мельник Павел Мартьянович
Михайлов Павел Михайлович
Морозов Николай Алексеевич
Муляр Степан Васильевич
Мухар Дмитрий Денисович
Мясников Александр Федорович
Наконечный Николай Димидович
Насадюк Яков Яковлевич
Неделин Виктор Фомич
Ниличев Алексей Михайлович
Новиков Алексей Герасимович
Новиков Владимир Алексеевич
Носков Сергей Иванович
Носовский Моисей Лазаревич
Овсянников Леонид Арсентьевич
Ожогин Александр Яковлевич
Островский Виктор Кузьмич
Павлов Василий Александрович
Павлов Михаил Павлович
Пальмин Николай Николаевич
Парижев Василий Иванович
Пашкова Д. Д.
Перелыгин Григорий Ефимович
Петров Владимир Иванович
Петрушин Иван Алимович
Полетаев Александр Дмитриевич
Попов Ксенофонтий Афанасьевич
Пронин Василий Федорович
Решетов Константин Григорьевич
Рощин Николай Иванович
Рычин Алексей Александрович
Рязанцев Владимир Иванович
Рязанцев Илья Тихонович
Сагамонов Граим (Грант) Григорьевич
Сарычев Владимир Иванович
Сафронов Николай Иванович
Сахабутдинов Фардетдин Сахабутдинович
Севастьянов Алексей Тихонович
Семченко Александр Леонович
Серяков Борис Алексеевич
Сикорский Павел Венедиктович
Силкин Илларион Васильевич
Симоненко Павел Пантелеевич
Ситник Иван Иванович
Смородинов Иван Петрович
Солдатов Алексей Васильевич
Соловьев Александр Сергеевич
Солотенков Петр Иванович
Солянов Иван Сергеевич
Спиривак Петр Гаврилович
Старина Л. С.
Степанов Михаил Петрович
Судаков Н. М.
Сырчин Петр Тимофеевич
Сысоев Василий Тимофеевич
Ташлыков Василий Яковлевич
Ташлыков Николай Васильевич
Теплов Иван Андреевич
Титов Павел Петрович
Титов Федор Филиппович
Тихомиров Николай Алексеевич
Товарнов Николай Иванович
Толда Василий Григорьевич
Тотмин Николай Яковлевич
Травкин Леонид Васильевич
Трескин Глеб Александрович
Третьяков Владимир Дмитриевич
Труфанов Михаил Иванович
Турянский Виктор Николаевич
Тутуров Константин Константинович
Умнов Михаил Александрович
Ухмылин Александр Васильевич
Фальков Георгий Васильевич
Федотов Иван Михайлович
Филимошин Иван Георгиевич
Хасанов Хатып Шарыпович
Хворов Семен Никитич
Целуев Николай Федорович
Челоукин Виктор Васильевич
Чередков Николай Григорьевич
Чирков Андрей Васильевич
Чирков Евгений Михайлович
Чистяков Валентин Федорович
Чубаров Павел Федорович
Чупров Кузьма Алексеевич
Шабунин Владимир Павлович
Швалев Иван Петрович
Шварц Евсей Григорьевич
Шевлягин Анатолий Михайлович
Шишковец Виктор Николаевич
Шмелев Петр Павлович
Щукин Николай Романович
Юзефович Михаил Иосифович
Юрьев Федор Петрович
Яйченя Марк Семенович
Якимченко Иван Васильевич
Об авторе
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"