Имена из солдатских медальонов. 5 том. Авиация
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"
Максимов Гурий Николаевич
Чупров Кузьма Алексеевич
История двух экипажей: поиски, открытия, факты
Это необычная история. Ее повествование изложено по хронологии современных событий. Эти события чередуются документами и материалами, которые рассказывают о страшной войне, которую перенес наш народ, открывают новые до сих пор не известные страницы нашей истории. Необычность этой истории еще и в том, как могут события в жизни людей, поступки ими совершенные, претерпеть изменения, не только спустя годы, но даже тогда, когда об этом поступке знали и говорили многие современники.
Подвиг наших солдат, совершенный в годы Великой Отечественной войны будет всегда оставаться подвигом. Каждый день, проведенный на фронте, был подвигом. Каждая атака с винтовкой наперевес заслуживает уважения и памяти. Попробуйте представить себе, что значит подняться над землей и идти в атаку на ливень свинца, летящего прямо в лицо. Представьте горящий танк, а в этой железной оболочке, которая раскаляется до бела - себя! Представьте свои руки, сжимающие штурвал и сектор газа самолета, у которого уже горит мотор, а в наушниках шлемофона сквозь треск статических разрядов ты слышишь: - Ты горишь, горишь! Прыгай! - Но не можешь ответить из-за отсутствия передатчика на борту самолета. И под Вами - территория, занятая ненавистным противником.
Причиной написания этой истории послужили обнаружение места падения самолета Ил-2 и гибель двух экипажей 872-го штурмового авиаполка 281-й штурмовой авиадивизии 14-й Воздушной армии Волховского фронта.
Но начнем по порядку, именно так, как разворачивались события в настоящем времени в августе-сентябре 2007 года и далее.
В середине августа 2007 года один из местных охотников вывел бойцов нурминского поискового отряда "Ягуар" в район болота Ереминское, что располагается на границе двух районов Ленинградской области - Тосненского и Кировского. Места глухие, в этих болотах мало ягод и грибов, поэтому местные жители обходят болота стороной, да охотники, добывая дичь, в основном передвигаются вдоль канав, которые были прокопаны еще в 50-60 годы для мелиорации, данной территории. Поэтому место падения самолета и его обломки на поверхности болота долгое время оставались никем не обнаруженными.
Прибыв на место, поисковики определили, что перед ними находятся обломки советского самолета-штурмовика Ил-2. На поверхности болота были разбросаны остатки хвостового оперения и крыльев самолета. Из полностью затянутой мхом воронки торчала часть левой плоскости. Из всего увиденного был сделан вывод, что место падения не подвергалось какому-нибудь вмешательству, проще говоря, разграблению на цветной метал. Поисковикам постоянно приходится сталкиваться с тем, что в послевоенные годы многие местные жители добывали себе дополнительный заработок, собирая в металлолом обломки самолетов. Но на этом месте перед глазами поисковиков предстала картина трагедии шестидесятилетней давности. Обломки самолета находились именно в тех местах, куда их отбросила сила взрыва при падении самолета. Казалось, что на это место, действительно, более шестидесяти лет не ступала нога человека.
При первом обследовании места падения и обломков самолета установить приблизительную дату его гибели не представлялось возможным, так как не удалось найти каких-либо существенных косвенных улик. Косвенными уликами, которые помогают направить исследователей на правильный путь к цели установления судьбы погибшего самолета и его экипажа являются различные агрегаты и конструкции самолета, его бортового вооружения, на которых наносилась дата их изготовления. Так, если удается обнаружить патроны или снаряды к авиационному вооружению с датой выпуска 1943 года, становится понятно, что данный самолет не мог погибнуть в 1941 или 1942 годах. Тем самым сокращаются временные рамки, в которые мог погибнуть найденный самолет. Зная место падения самолета, его географическое местоположение, мы можем привязать это место к населенным пунктам, расположенным в округе, тем самым проверять именно те самолеты, которые указаны в боевых донесениях погибшими в районе этих населенных пунктов. К сожалению, первое обследование места падения таких косвенных данных дало мало. Нам стал известен тип самолета - штурмовик Ил-2, и место его гибели - болото Ереминское, расположенное в треугольнике населенных пунктов Шапки - Малукса - урочище Белово. Однако, в связи с тем, что в районе этих населенных пунктов значились погибшими в период с 1941 по 1944 год большое количество самолетов Ил-2, мы даже приблизительно не могли сказать, какой части мог принадлежать самолет.
Ежегодно к нам в Ленинградскую область приезжают поисковики из Новосибирска - отряд "Мужество, Героизм и Воля" воспитанники Сибирского кадетского корпуса под руководством Натальи Изотовны Некрасовой. Уже на протяжении более 10 лет новосибирцы совместно с поисковиками Ленинградской области принимают участие в экспедициях по поиску и подъему обломков советских самолетов. Мы и в этот раз пригласили наших друзей провести совместную экспедицию, рассказав Наталье Изотовне и ее ребятам о находке нурминских поисковиков на Еременском болоте. Сибиряки согласились нам помочь. И вот 28 августа сводная экспедиция в составе новосибирского "МГИВа" и питерского "Рубина" отправилась к месту падения самолета. В течение нескольких часов пришлось пропиливать старую дорогу, заваленную свалившимися деревьями, для того, чтобы по ней смог пробиться единственный у нас в то время "уазик", заполненный шанцевым инструментом, оборудованием, питьевой водой и продуктами. Остальные участники экспедиции проделали путь в несколько километров пешком, постоянно вытаскивая и подталкивая "УАЗ", застревающий в болотистых местах. Выйдя на место падения самолета, и оперативно развернув небольшой лагерь, ребята приступили к работе. Сначала убрали мох, которым заросла вся поверхность большой воронки на болоте. На это ушло несколько часов трудоемкой работы. Постоянно среди мха и корней попадались различные мелкие обломки самолета, его хвостового оперения. После очистки воронки ото мха, стали откачивать воду. Работала небольшая переносная помпа, однако всплывающий торф приходилось постоянно откачивать ведрами. Для этого большинство поисковиков разделились на две цепочки, и стали передавать ведра, наполненные водой и торфом. Глубина болота оказалась не более полутора метров, поэтому, дойдя до дна болота, ребята взялись за лопаты. Через некоторое время глина, смешанная с песком и водой стала превращаться в супесь, и в воронке образовался плывун. Добиться полного отсутствия воды в воронке не представлялось возможным, вода постоянно прибывала из болота, шел нудный моросящий дождь. Но, несмотря на эти трудности, в первый день работы было сделано много. Была полностью очищена вся площадь воронки от мха и корней, удалось углубиться больше чем на два метра в одной из частей воронки. И самое главное - при разборе вытаскиваемой из воронки глины были обнаружены два фрагмента человеческого черепа, что говорило о том, что экипаж самолета погиб вместе с самолетом.
Начало работ на месте падения самолета.
Среди обломков самолета стали попадаться гильзы от авиационной пушки ШВАК калибром 20 мм, датированные 1942 годом, а это, как говорилось выше, давало возможность сузить временные рамки по определению даты гибели самолета. Становилось ясно, что данный самолет уже не будет числиться в потерях 1941 года.
Работа в воронке требует постоянной откачки воды.
В первый день была сделана еще одна интересная находка: промывая обломки бронелистов самолета от глины и торфа, на одном из них мы обнаружили нанесенный белой краской номер 39. Тем самым у нас появлялась возможность установить судьбу экипажа погибшего самолета, потому что именно таким образом, еще на заводе, где изготавливались самолеты, рабочие нумеровали съемные части бронезащиты мотора и кабины самолета, такой же способ передался техникам в полках, когда они проводили ремонтные работы. В основном таким способом наносились заводские и сборочные номера самолетов. Но обнаруженные цифры вызвали также и небольшое недоумение, так как в нашей практике поиска и подъема обломков самолетов Ил-2 в основном встречались нанесенные четырехзначные цифры, а не двухзначные. Но все же, можно было предположить, что эти две цифры 39 были последними в нумерации заводского номера самолета, и поэтому мы стали внимательно изучать списки погибших самолетов в этом районе, которые на окончании своего номера могли иметь цифры 39.
Изучая собранную на основе архивных данных информацию по погибшим самолетам Ил-2, мы обнаружили два самолета, которые имели на окончании своего заводского номера цифры 39:
- самолет Ил-2 № 1879439 из 57-го штурмового авиаполка ВВС КБФ, в составе экипажа: летчика сержанта Валерия Ярошевского и воздушного стрелка младшего сержанта Василия Михайлова, который 17 февраля 1943 года после атаки артиллерийских батарей противника в районе севернее поселка Никольское пропал из виду. Исчезновение самолета остальные экипажи не наблюдали. В акте расследований летных происшествий в частях ВВС КБФ о судьбе этого экипажа записано, следующее: "предположительно, сбит зенитной артиллерией противника в районе цели";
- самолет Ил-2 № 1874839 из 7-го гвардейского штурмового авиаполка ВВС КБФ (бывший 57 штурмовой авиаполк ВВС КБФ), в составе экипажа: командира звена гвардии сержанта Юрия Ботвинникова и воздушного стрелка гвардии старшины Евгения Котельникова, который 8 апреля 1943 года во время нанесения бомбоштурмового удара по дороге Форносово - разъезд Стекольный был сбит зенитной артиллерией противника на пикировании, и упал на территории противника южнее Красный Бор.
Но вышеуказанные экипажи значились погибшими на довольно большом расстоянии от места нахождения обломков самолета, хотя и были указаны погибшими в Тосненском районе Ленинградской области. Можно было предположить, что первый экипаж Ярошевского-Михайлова, возможно, подбитый или атакованный истребителями противника, мог дотянуть до района Шапки - Малукса и упасть в этом районе. Однако, принадлежность найденного самолета к этим экипажам была сомнительна.
Опять же, обнаруженный нами номер мог быть и сборочным, точнее технологическим номером сборки самолета на заводе, и поэтому мог быть не отраженным в архивных документах.
Второй день работы, несмотря на то, что в основном пришлось углубляться по всему диаметру воронки и часами выкачивать помпой поступающую воду, а ведрами вычерпывать плывун из песка и глины, дал дополнительную информацию. Так, первой находкой в этот день стало нахождение сильно деформированных и разбитых частей крупнокалиберного пулемета УБТ калибра 12,7 мм. Данная находка позволила точно определить, что обломки обнаруженного самолета относятся к модификации двухместного штурмовика Ил-2.
На ладони поисковика обнаруженная в воронке медаль "За оборону Ленинграда".
Кроме этого, расширяя диаметр воронки, ребята обнаружили оторванную от планки, сильно помятую медаль "За оборону Ленинграда". Данная находка сильно озадачила, так как эта медаль была утверждена только в декабре 1942 года, а в войсках стала появляться не ранее мая 1943 года. Значит, к обнаруженному нами самолету экипажи морской авиации не имели никакого отношения.
Очищая края воронки, ребята обнаружили остатки двух унт одного из членов экипажа самолета, а в них - оторванные от страшного взрыва фрагменты ног. На протяжении всего рабочего дня в одном из краев воронки постоянно попадались сильно разбитые человеческие останки - таза, ног и рук. Из-под мха извлекли обрывки летного шлема с одним наушником, а в нем фрагменты черепа... Среди искореженного алюминия попадались оборванные стропы и лоскуты парашютного шелка. Это говорило о том, что при падении самолет взорвался. Найденные в обломках осколки и взрыватели от 100-килограммовых авиационных бомб, говорили о том, что при падении детонировали бомбы, находящиеся на борту самолета.
Продолжение.
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"