Имена из солдатских медальонов. 5 том. Авиация
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"
Мацаков Дмитрий Трофимович
Долгий путь к имени неизвестного пилота
Посвящается памяти жителя села Ивановское Кингисеппского района Ленинградской области Геннадия Александровича Михайлова и летчика 44-го истребительного полка, старшего лейтенанта Дмитрия Трофимовича Мацакова.
Село Ивановское, Кингисеппский район Ленинградской области. Июнь 2001 года.
После церемонии захоронения останков воинов 2-й дивизии Ленинградской армии народного ополчения, погибших в районе Ивановского в июле-августе 1941 года, к нам подошла молодая пара, мужчина и девушка. Поинтересовавшись, действительно ли мы поисковики они представились - Павел Дьяконов и Мила Кудряшова, журналисты. Здесь в Ивановском, они отдыхают, снимая небольшой домик на лето. Услышав, о том, что в этот день на воинском мемориале в центре поселка состоится церемония захоронения, останков погибших в войну воинов, они поспешили сюда. Поинтересовавшись нашими находками и поисковыми историями, они попросили разрешения принять участие в одной из экспедиций, которую готовил Виктор Костюкович со своим отрядом "Форпост" в ближайшее время. Ребята-журналисты заинтересовались историей боев под Ивановским, так как уже несколько лет отдыхали в этих местах, и слышали от местных жителей о трагических и жестоких боях, которые развернулись в этих краях в 1941-ом, кровавом году Великой Отечественной войны. Они приняли решение подготовить подробный материал об этих боях с использованием рассказов местных жителей, работы поискового отряда и других источников, как военных архивов, так и большого количества мемуаров ветеранов войны. И вот отработав с ребятами из "Форпоста" всю весеннею экспедицию 2002 года, перелопатив огромное количество архивных и мемуарных материалов, записав большое количество воспоминаний местных жителей, которые еще помнили военное лихолетье, их журналистское исследование было напечатано в Петербургском журнале "Город" в августе 2002 года.
Выдержка из материала Павла Дьяконова и Милы Кудряшовой, напечатанный в Петербургском журнале "Город" № 16 (33) от 19 августа 2002 года.
Из рассказа местного жителя села Ивановское Александра Федоровича Носарева, 1935 г.р.: "...Самолетов упавших много было. За деревней у Трубецкой дороги (где копали поисковики), болотце есть такое, там самолет упал. И мужики все ходили и разбирали его на металлолом: ломали двигатель, крылья, хвост. В конце концов, подложили под него противотанковую мину и думали, что его выбросит из болота. А его разорвало так, что часть выкинуло, а часть глубже в воронку ушла - достать невозможно. Тогда я за вилами домой побежал. Сначала вытащили ящик с патронами, потом копнули еще, смотрим - нога человеческая в унте. Потом и летчика зацепили, у него, правда, головы не было, наверно, когда взрывали, оторвало. У него планшет был с документами, но там все истлело, пулемет и наган, который забрал один взрослый дядька. Мне за работу достались такие здоровые часы летчика, а другу Вальке - его ремень. Имя летчика определить удалось по номеру на корпусе, решили захоронить в братской могиле на Ивановской...".
Узнав о таком рассказе, который был записан со слов одного из жителей села Ивановского, Виктор Костюкович направился в село, искать очевидцев гибели указанного самолета. Из дополнительных разговоров выяснилось, что имя погибшего летчика в селе ни кто не знал, и все сходились на том, что документы в планшетке не сохранились, а останки пилота хоронили в Ивановском как безымянного. Скорее всего, в своем рассказе Александр Федорович Носарев сказал о том, что якобы имя летчика было установлено, пытаясь немного сгладить историю о летчике. Указать точное место, где упал самолет он не смог. Но на помощь пришел еще один житель Ивановского - Геннадий Александрович Михайлов. Его дом поисковики Кингисеппского "Форпоста" уже два года использовали как базу. Геннадий Александрович старался помочь поисковикам: и имущество помогал вывозить на своем "ЗИЛе", и гостеприимно разрешал пользоваться его домом и баней в осенние холодные дни. Но за эти два года ни разу не вспомнил о том, что он и сам знает место, где упал самолет. И вот этот случай напомнил ему о самолете.
Октябрь 2002 года. Окрестности села Ивановское Кингисеппского района Ленинградской области.
В один из дней Геннадий Александрович повел нас на болото, где находилась воронка с обломками самолета. Сам Геннадий Александрович уже давно не был на этом болоте, и место помнил приблизительно. Изрядно уставшие и вымокшие мы все-таки обнаружили на небольшом болоте, буквально в 1,5 км от села, заросшую мхом воронку. Если бы нас на это место не привел проводник и не сказал, что это и есть то место, где упал самолет - мы бы и не догадались об этом. Воронка почти вровень слилась с болотом, в округе ни что не напоминало, о том, что здесь могли находиться обломки самолета. Включив миноискатель, мы сразу же убедились в том, что Геннадий Александрович вывел нас прямо на место падения самолета. Миноискатель, постоянно подавал сигналы о нахождении подо мхом металлических предметов. Начав разгребать мох, мы обнаружили ржавую гильзу от поршня, чуть поодаль наткнулись на целую бронеспинку от самолета и одну единственную чашку винта. На самом краю заплывшей воронки мы обнаружили пряжку от парашюта. По обнаруженным обломкам мы сделали однозначный вывод - перед нами место падения самолета И-16. Со слов Геннадия Александровича, который, оказывается, был свидетелем разграбления самолета, местным мужикам удалось извлечь из воронки мотор самолета, который и разобрали на металлолом. А коленчатый вал, который был из черного металла и не представлял ценности, свалили обратно в воронку. Прощупав воронку длинными металлическими щупами, мы наткнулись в одном месте на глубине около метра на что-то массивное.
Работа на месте падения самолета.
Вернувшись в дом Геннадия Александровича, посоветовавшись, мы пришли к решению, что для установления имени неизвестного пилота, нам необходимо достать из воронки коленчатый вал мотора самолета. Мы уже знали, что на многих деталях коленвала мог находиться выбитый продублированный номер мотора, по которому и удастся установить личность погибшего летчика. Следующий приезд мы запланировали на ближайшие выходные и к тому же решили пригласить для участия в подъеме наших друзей из Эстонии - поисковый отряд "Военный Мемориал" из города Нарвы, под руководством Алексея Колпакова.
На следующие выходные мы только к субботнему вечеру смогли добраться до домика Геннадия Александровича в селе Ивановское. В жарко натопленном доме нас ждали друзья из кингисеппского и эстонского поисковых отрядов. Их лица сияли. Оказывается, не дождавшись нас, они весь день отработали на месте падения самолета и, самое важное, достали из воронки коленчатый вал мотора, который уже лежал во дворе у дома. Мы не смогли удержаться и, схватив фонарики, выбежали во двор. Очищая от нависшего мха остатки мотора, мы сразу же установили его марку, это был М-25а. Очистив щеткой шатуны и противовесы обнаружили выбитый номер: 197182. Теперь дело оставалось за архивом. По номеру мотора самолета мы предполагали установить и имя летчика.
В последний день работы на месте падения истребителя, совместно с поисковым отрядом "Высота", под руководством Виктора Дудина, мы подняли из воронки авиационную 20-мм пушку ШВАК с номером К-537, и благодаря этому уже точно знали и тип самолета: И-16 тип 17.
Из документов Центрального Архива Министерства Обороны Российской Федерации:
1) "В книге учета осмотра самолетов в частях 7 истребительного авиакорпуса ПВО, значится: 18 июля 1941 года, тип самолета: И-16 тип 17, № самолета: 117, № мотора: 197182, летчик Мацаков, сбит зенитной артиллерией противника".
2) "Сведения о потерях личного состава 44 истребительного авиаполка, значится: за период с 22 июня по 18 июля 1941 года: 2 авиаэскадрилья, самолет И-16, летчик - старший лейтенант Мацаков Д.Т., 18 июля 1941 года в районе Ивановское (оз. Самро) при штурмовке наземных войск, самолет подбит огнем зенитной артиллерии, судьба летчика неизвестна".
3) "Именной список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 44 ИАП: Мацаков Дмитрий Трофимович, старший лейтенант, командир эскадрильи. Уроженец: Грузинская ССР, Тбилисская область, Марткайский район, село Калиновка. Жена Лидия Андреевна Мацакова, проживала: Ленинградская область, Красносельский район, почтовое отделение Ропша, дом начсостава № 2. Погиб при выполнении боевого задания 18 июля 1941 года".
* * *
Вот так, спустя полвека, благодаря воспоминаниям местных жителей, настойчивости журналистов и работе поисковых отрядов удалось установить имя ранее неизвестного пилота, захороненного в селе Ивановское Кингисеппского района Ленинградской области.
Церемония захоронения останков пилота Д.Т. Мацакова.
Илья Прокофьев,
Фонд поисковых отрядов Ленинградской области
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"