Имена из солдатских медальонов. 5 том. Авиация
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"
Мухар Дмитрий Денисович
Ситник Иван Иванович
Пашкова Д. Д.
Последний бой американской "Совы"
На протяжении десяти лет наша организация занимается поиском воинов, погибших и пропавших без вести на Ленинградском и Волховском фронтах в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Поисковыми отрядами, входящими в нашу организацию, проводятся поисковые экспедиции по поиску и подъему сбитых в годы войны советских самолетов. В Ленинградской области часто встречаются места падения сбитых самолетов американского и английского производства, поступавших в нашу страну по ленд-лизу. Так в 1990 году, поисковиками Молодежного Исторического Фонда было обнаружено место падения самолета "Киттихаук" и найдены останки летчика - Героя Советского Союза Николая Яковлевича Тотмина. Имя пилота было установлено по номеру двигателя самолета ALISON V-1710-39 № АС 42-35048. Также в 1996 году поисковиками объединения "Северо-Запад" были найдены обломки двух самолетов "Киттихаук" с двигателями ALISON V-1710-39 № АС 42-35068 (по нему установили летчика - гвардии лейтенанта 29 гв. ИАП Труфанова М.И.) и ALISON V-1710-39 № АС 42-35051 (по этому номеру установили личность летчика 196 ИАП, старшего лейтенанта Костенко Ф.Н.). То есть, можно сказать, что с авиацией наших союзников мы были немного знакомы.
На дне могилы, под останками, нашли покрышку от колеса.
В начале июня 2001 года поисковикам отряда "Невский Пятачок" было показано место падения еще одного самолета американского производства. Место падения было найдено местными лесниками, прокладывающими в лесу просеку. На песчаном островке находилась небольшая воронка, рядом с которой их привлек бугорок, напоминающий могильный холмик. Если воронка от падении самолета, то в окрестностях ничто не напоминало об этом, не было видно ни одного, даже небольшого кусочка дюраля. Раскопав холмик лесники обнаружили под слоем песка человеческие останки. Там же в яме они нашли офицерские сапоги, крючки от парашюта, часть кобуры, разорванные части кожаной летной куртки и ... женские галоши. На самом дне могилы лежала покрышка от колеса с надписью на английском языке. И тут они поняли, что нашли место падения самолета, а рядом - частично захороненные останки летчиков. При обследовании места падения самолета, поисковики установили следующее: самолет упал на плотную песчаную землю и взорвался, сильно горел. Возможно, что в годы войны, или уже в послевоенный период все большие обломки самолета были вывезены в металлолом. По этому определить точную марку самолета на первых порах не представлялось возможным. При проведении поисковых работ, были обнаружены останки летчиков, один из них имел звание лейтенанта (это мы установили, по сохранившимся знакам различия на гимнастерке). Сильно разбитые при падении костные останки тогда не смогли нам указать, какому количеству погибших они относятся. Также были найдены сильно деформированные патроны и гильзы к пулемету 7,7 мм. Судя по тому, что не расстрелянных патронов было очень много, можно предположить, что воздушный бой, в результате которого был сбит наш самолет, был скоротечным. Других боеприпасов к вооружению самолета найдено не было. В первую поездку были найдены две бирки от самолета:
CURTIS AEROPLANE DIVI....
CURTIS WRIGHT CORPORA .....
BUFFALO, N. Y.
CUSTOMER MF.. R.
MODEL ..52
SER. NO. 40-2824 14357
CLASS OBSER DATE
DEL, D
CURTIS AEROPLANE DIVI....
CURTIS WRIGHT CORPORA .....
PART 5-47-012 MODEL 0....
DATE 8-20-41 ORDER W 535 AC ...
NORMAL CAPACITY 7
.............. CAPACITY 10
.............. 3-5 WI...PTY
Бирки от найденного самолета.
Тем самым, мы определили фирму изготовитель данной машины. Зная, что на самолетах Р-39 "Аэрокобра" стояли крупнокалиберные пулеметы, мы пришли к выводу, что, возможно, нами найден один из вариантов самолета Р-40 "Киттихаук". Но следующая находка, обнаруженная в последующею проездку, нас сильно озадачила. Нами была найдены шильда с номером двигателя: PRATT & WHITNEY AIRCRAFT R - 1340-51 № 8879.
Бирки с номером мотора самолета.
Нашему удивлению не было предела, так как мы знали, что на самолетах "Киттихаук" в основном устанавливались двигатели Аллисон.
Перед нами встала задача определить точную марку самолета. В статье Виктора Бакурского, напечатанной в журнале "Крылья Родины", упоминается самолет фирмы Кертисс Р-36 "Хоук", который имел двигатель "Пратт-Уиттни". Также в этой статье упоминается самолет Р-40, переданный авиамоторной фирме Пратт-Уиттни для установки и летных испытаний нового двигателя воздушного охлаждения R-1830 "Твин Уосп". Как пишет Виктор Бакурский этот самолет имел наименование "Хоук-81А".
В журнале "Ас" за октябрь-декабрь 1990 года, в статье Котельникова В.Р., Лейко О.Ю., Вахламова В.С., упоминается, что первая партия самолетов из США, отгруженная для СССР, и купленная за золото (поставки по ленд-лизу начались в ноябре 1941 года) была укомплектована самолетами Р-40 самых первых серий, которые использовались американцами только для учебных целей.
С помощью любителей авиации, через Интернет, нам удалось установить точную марку самолета. Им оказался ближний разведчик "Кертис О-52". Таких машин в СССР по поставкам ленд-лиза было поставлено всего 19 штук. Они прибыли с первыми караванами судов по "Северным конвоям". К июню 1945 года в безвозвратных потерях значилось 13 машин. Также нам удалось установить, что данными машинами была укомплектована 12-я отдельная корректировочная авиаэскадрилья Ленинградского фронта.
Ознакомившись со статьей Геннадия Петрова в его книге "Ленд-Лиз", где прослежена судьба всех девяти машин Кертис О-52 "Оул" (что в переводе означает "Сова"), воевавших под Ленинградом, мы узнали, что в один из майских дней 1942 года на базу не вернулся экипаж младшего лейтенанта Мухара.
Американский самолет Curtiss O-52 — «Сова».
С помощью наших друзей в Москве, нам удалось получить из Центрального архива МО РФ следующую информацию:
- В донесении 12-й Отдельной Корректировочной авиаэскадрильи значится: 12 мая 1942 года не вернулся с боевого задания самолет Кертис О-52 № 137 с двигателем Пратт-Уитни № 8879 с экипажем: летчик, младший лейтенант Мухар Дмитрий Денисович, 1916 г.р., уроженец: УССР, Житомирская область, Попельнянский район, село Велика Чернявка, жена Феодосия Семеновна; летчик-наблюдатель, лейтенант Ситник Иван Иванович, 1915 г.р., уроженец: УССР, Полтавская область, Чутовский р-н, село Чутово, холост.
- В донесении штаба 68 СП 70 СД (находившейся в мае 1942 года в р-не падения самолета) сказано: что 12 мая 1942 года, 3 км Ю-В деревни Южная Самарка упал советский самолет. Машина падала в отвесном пике и глубоко вошла в землю. При обследовании места падения нашими солдатами были найдены останки трех человек, комсомольский билет на имя младшего лейтенанта Мухара и документы Ситника и разведчицы Пашковой Д.Д. (более полных данных на разведчицу в донесении не указывается). Собранные частично останки экипажа были захоронены у места падения самолета.
В книге Геннадия Петрова "Ленд-Лиз" о самолетах Кертис О-52 написано следующее: "ВВС США заказали серию из 203 О-52... Однако практика боевых действий в Европе показала, что сама идея классического ближнего разведчика уже устарела... Руководство американской военной авиации стало достаточно скептически оценивать боевые возможности О-52. Но уже построенные машины надо было куда-то девать. Когда в июле 1941 года встал вопрос о поставках самолетов в СССР, начальник штаба ВВС США генерал Арнольд предложил включить в них 100 машин О-52. Американцы упорно предлагали эти машины, хотя даже их эксперты признавали, что "Оул" не отвечает требованиям войны на советско-германском фронте. В конечном итоге решили отправить лишь 30 экземпляров. (...) К концу ноября 26 О-52 покинули американские порты и на судах арктических конвоев отправились в СССР. Вскоре за ними последовали и остальные четыре. До наших берегов добрались 19 машин, остальные пошли ко дну вместе с перевозившими их транспортами. (...) На фронт отправились в общей сложности пятнвдцать О-52. Девять самолетов перегнали на Ленинградский фронт. (...)
"Совы" использовались как самолеты связи, вели ближнюю визуальную и фоторазведку, корректировали огонь тяжелых орудий, выполняли спецзадания НКВД - забрасывали парашютистов во вражеский тыл. Районами их действий являлись Мга, Пушкин, Шлиссельбург, Ропша, Гатчина, слабо вооруженный и не имеющий бронезащиты самолет оказался совершенно не пригодным для боевых операций при свете дня. При дневных вылетах О-52 приходилось прикрывать тремя-четырьмя истребителями. Поэтому "Совы" вполне резонно перешли на "ночной образ жизни".
Сейчас поисковики ищут полные данные на разведчицу Пашкову Д.Д. погибшую при выполнении данного задания.
20 октября 2001 года, на воинском мемориале "Невская Дубровка" Всеволожского района Ленинградской области останки погибших летчиков и разведчицы захоронены с отданием всех воинских и духовных почестей.
Траурная церемония похорон, 20 октября 2001 года.
Могила Д.Д.Мухара, И.И.Ситника, Д.Д.Пашковой.
И.Г. Прокофьев.
2001 г.
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"