Имена из солдатских медальонов. 5 том. Авиация
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"
Перелыгин Григорий Ефимович
Насадюк Яков Яковлевич
Преодоление
Ежегодно на территории Ленинградской области с целью розыска и погребения останков погибших солдат проводятся крупномасштабные поисковые экспедиции. Разыскиваются места гибели и останки не только тех воинов, кто погиб в годы Великой Отечественной войны в 1941-1944 гг., но и тех, кто отдал свои жизни в незнаменитой зимней советско-финской войне 1939-1940 гг.
В майские дни 2008 года на территории области были найдены поисковиками и торжественно похоронены останки свыше 1000 бойцов и командиров. Среди них и те 132 воина-пехотинца, что погибли в годы советско-финской войны и теперь погребены на мемориале в урочище Тайпале.
Продолжается и поиск мест падения сбитых советских самолетов. В мае 2008 г. в Выборгском районе Ленинградской области поисковиками санкт-петербургского объединения "Северо-Запад" под руководством Ильи Дюринского у станции Лейпясуо были обнаружены обломки нашего летательного аппарата.
Стоит отметить факт того, что место его падения почти одновременно найдено поисковиками из двух разных отрядов Санкт-Петербурга. Участники объединения "Северо-Запад" проводили поисковые работы в бывшей полосе атак 7-й советской армии. Именно в этих местах 23 декабря 1939 года финские войска перешли в контрнаступление. Целью финского натиска была попытка окружить и уничтожить советские войска, сильно вклинившиеся в финские укрепления в районе Сумма-Лейпясуо. Развернулись жестокие бои, приведшие к значительным потерям с обеих сторон. Потому и прибыли сюда поисковики. При очередном обследовании болота, которое в годы войны являлось нейтральной полосой между финскими и советскими позициями, искатели увидели заросшую мхом большую воронку, из которой, возвышаясь над болотом, торчали стойки шасси самолета.
А поисковикам из отряда "Севастополец" под руководством Константина Ковалевского данное место показали охотники, которые постоянно охотятся в этих краях. Дело в том, что двумя годами раньше на этом болоте прошел сильный пожар, уничтоживший обильные заросли осоки, и поэтому многие, ранее почти незаметные, воронки на болоте и другие складки местности стали видны как на ладони. При первом обследовании воронки прямо из-под дерна Константин Ковалевский извлек хорошо сохранившуюся штурманскую линейку, на которой были выцарапаны инициалы владельца "П.Г.Е".
Штурманская линейка с инициалами П.Г.Е. найдена в воронке.
К поисковым работам на месте падения самолета поисковики из "Северо-Запада" приступили в конце мая. Буквально сразу же удалось установить тип погибшего летательного аппарата. Им оказался довольно редкий экземпляр одной из модификаций советского самолета-разведчика Р-5. Они строились в СССР с 1928 года и многие из них приняли участие не только в советско-финской, но и в Великой Отечественной войнах. Это был двухместный самолет-биплан, оснащавшийся мотором М-17. В 1934 году на самолете этого типа были проведены дополнительные доработки, связанные с установкой обтекателей-зализов нижнего крыла и устройства бомбоотсека в фюзеляже. Такие самолеты стали именоваться ССС (скоростной, скороподъемный, скорострельный).
В финской кампании в составе 7-й советской армии на самолетах ССС летал 16-й корпусной авиаотряд. Оценивая боевое применение данных самолетов в годы советско-финской войны, военные дают следующую характеристику: "...Учитывая слабость авиации противника, эти машины использовались как дневные и ночные легкие бомбардировщики, ближние разведчики, артиллерийские корректировщики и самолеты связи. Самолеты были неприхотливы к аэродромам, поэтому их размещали на больших полянах и замерзших озерах. Несмотря на большой износ, ССС проявили себя достаточно надежно, а наибольшее количество поломок в этой кампании пришлось на хвостовые лыжи. При господстве советской авиации и слабой зенитной артиллерии противника действия старых бипланов оказались довольно эффективными". Из этого делался вывод, что их и далее при необходимости "...можно хорошо использовать на фронте при плохой погоде и в ночных условиях...".
В результате проведенных работ на месте падения самолета из воронки был извлечен двигатель самолета, на котором поисковики обнаружили попадание от авиационных пулеметов. По обломкам самолета и характеру повреждений поисковики пришли к выводу о том, что данный самолет был сбит истребителями противника, сильно горел и упал кабиной вниз, разбившись об замершее болото. Среди обломков самолета поисковики обнаружили одно вытяжное кольцо от парашюта и еще одну штурманскую линейку. Это наталкивало на мысль о том, что экипаж самолета, скорее всего, погиб вместе с боевой машиной. При тщательном осмотре обломков самолета удалось установить его заводской номер ССС № 1453 и заводской номер мотора М-17 № 04632.
Заводской номер самолета на одном из обломков.
Вернувшись из первой экспедиции, поисковики приступили к изучению архивных документов. В компьютерной базе данных, которую любезно предоставил ленинградским поисковикам финский историк авиации Карл Фредрик Геуст и в которой на основании российских и финских архивных документов по дням расписаны все потери авиации в годы советско-финской войны, были найдены интересующие нас сведения.
На основании информации из Российского Государственного военного архива также удалось установить факт того, что самолет ССС № 1453 из состава 16-го корпусного авиаотряда ВВС 7 Армии был сбит истребителями противника в районе станции Лейпясуо 23 декабря 1939 года. Экипаж самолета состоял из летчика старшего лейтенанта Григория Ефимовича Перелыгина (см. выше - владельца линейки с инициалами "П.Г.Е.") и стрелка-бомбардира лейтенанта Якова Яковлевича Насадюка.
В Книге Памяти Российской Федерации, в которой увековечены имена погибших в советско-финской войне, старший лейтенант Г.Е.Перелыгин значится погибшим в бою 23 декабря 1939 года (год и место рождения не указаны), а лейтенант Я.Я.Насадюк увековечен как погибший в бою в 1940 году без конкретной даты смерти и без данных о месте рождения.
Благодаря финским историческим источникам, поисковики установили следующее. Обнаруженный ими самолет был сбит в 10:15 23 декабря 1939 г. в районе железнодорожной станции Лейпясуо двумя летчиками в паре из финской 3/LLv24 - лейтенантами Эйно Луукканеном и Тату Хухананттином. Воспоминание об этом бое также оставил другой финский летчик Эйно Юутилайнен, который был свидетелем данного события. (...)
Обратившись к российскому историку Олегу Киселеву, который долгое время занимается изучением истории применения авиации обеих стран в годы советско-финской войны, мы получили от него копии архивных дел 16-го корпусного авиаотряда:
"...Сведения о потерях личного состава по должностям по 16 КАО с 01 декабря по 31 января 1940 года.
Должность: старший летчик.
Звание: старший лейтенант.
Ф.И.О.: Перелыгин Григорий Ефимович.Должность: младший летнаб.
Звание: лейтенант.
Ф.И.О.: Насадюк Яков Яковлевич.При каких обстоятельствах погиб: при фотографировании переднего края обороны противника в районе ст. Лейпясуо сбит истребителями противника...".
Следующий документ. "Акт. Январь 1940 года. Местечко Каннельярви. Мы, нижеподписавшиеся, Комиссия в составе следующих: старшего техника отряда воентехника 1 ранга Рудынко М., воентехника 1 ранга Толстикова Н., механика ... (фамилия не читается), на основании приказа по части от 30 января 1940 года составили настоящий акт на предмет списания погибшего самолета ССС № 1453 с мотором М-17ф № 04632 при выполнении боевого задания 23 декабря 1939 года. 23 декабря 1939 года самолет ССС под управлением летчика старшего лейтенанта Перелыгина Гр., летнаба лейтенанта т. Насадюк вылетели на выполнение боевого задания в район Бабошино. В результате воздушного нападения и воздушного боя самолет сбит, экипаж погиб в воздухе, самолет при падении разбит и ремонту не подлежит. Самолет ССС № 1453 с начала эксплуатации налетал 342 часа 56 минут. Мотор М-17ф № 04632 с начала эксплуатации отработал 416 часов, разбит с самолетом. В настоящее время находится на месте падения самолета и засосан в болото. Вывод комиссии: исходя вышеизложенного комиссия считает самолет ССС № 1453 и мотор М-17ф № 04632 списать с учета 16 КАО как погибшие, о чем и составлен настоящий акт...".
Получив исчерпывающие сведения из российских и финских источников, нам стало ясно, что экипаж погиб вместе с самолетом. Однако, в результате проведенных поисковых работ на месте падения самолета останков погибших летчиков найти не удалось. Как говорилось выше, обнаружены только личные вещи авиаторов. Вероятно, останки погибших были извлечены из-под обломков еще в 1940 году, когда данная территория была занята советскими войсками. Теперь поисковики предпринимают попытки установления по архивным сведениям - где же были похоронены останки погибшего экипажа самолета. Также еще предстоит выяснить все необходимые данные о местах рождения и проживания семей погибших летчиков, для поиска их родных и близких, чтобы рассказать им, как погибли их предки. Поиск продолжается...
Илья Геннадьевич Прокофьев.
Санкт-Петербург, май 2008 года.Лит. обработка: Игорь Иванович Ивлев.
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"