Имена из солдатских медальонов. 5 том. Авиация
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"
Сахабутдинов Фардетдин Сахабутдинович
Кретов Егор Васильевич
"...Мой любимый Георгий..."
Прошло уже более 55-ти лет с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо событий, произошедших в те грозные годы, до сих пор доносится до нас...
В последний день Мгинской наступательной операции, 1 апреля 1943 года, не вернулся с боевого задания на свой аэродром советский самолёт Ил-2, принадлежавший 703 штурмовому авиаполку 281 штурмовой авиадивизии 14 воздушной армии, действовавшей на Волховском фронте. Самолёт был сбит немецкой зенитной артиллерией в районе д. Карбусель Мгинского района Ленинградской области. Пропали без вести два молодых парня: лётчик и стрелок-радист... Подождав их возвращения положенные две недели, командование части отправило родным казённые похоронки: "Ваш сын ..., верный воинской присяге, ...не вернулся с боевого задания...". Остались они живы, сумели выпрыгнуть с парашютом, погибли ещё в самолёте во время воздушного боя или попали в плен? Этого не знал никто. Никто, вплоть до необыкновенно жаркого и засушливого для северо-западного региона лета 2002 года.
5 июля рано утром к живописному озеру Белое, что в Кировском районе Ленинградской области приехали на машинах молодые и не очень молодые люди. Со стороны можно было подумать, что они приехали сюда отдыхать: прекрасное место, великолепная погода, хорошая компания. Но привело этих людей сюда не желание отдохнуть, а совсем другое. Эти мужики - поисковики из поисковых отрядов Ленинградской области "Мга", "Высота" и "Космос-1" - уже знали, что в находящейся рядом воронке лежат обломки упавшего в годы войны штурмовика Ил-2. Они приехали раскрывать ещё одну тайну Великой Отечественной - поднять то, что осталось от самолёта и, возможно, установить судьбу экипажа.
Работа по подъему самолета.
Вообще-то, когда поисковики только собираются ехать "на самолёт", они никогда не знают наверняка, что их ждёт, ведь подъём самолёта - это особый, если так можно сказать, "раздел" поисковой работы, здесь своя специфика, свои приёмы, свои результаты. Можно найти разбитый и разобранный, как правило после войны самолёт, рядом с ним останки людей, но не найти ничего, что дало бы ниточку к установлению имён погибших пилотов, можно приехать на место, где по словам местных жителей, точно, ну просто точнёхонько! лежит самолёт и не найти даже намёка на него (сколько таких ложных вызовов бывает знают только опытные поисковики со стажем). Но случается и по другому...
То, что на этом месте упал в войну самолёт было видно невооружённым глазом - на поверхности, заросшие травой и мелким кустарником валялись стойки шасси. Что это Ил-2 установили сразу, так как поисковики из отряда "Высота" - профессиональные лётчики, они способны идентифицировать самолёт не то, что по стойкам шасси, но и по любой детали или по обломкам конструкции. Но для того что бы убедиться, что в находящейся рядом воронке что-то есть сначала надо было откачать воду, ведь она находилась на болоте, пусть и подсохшем в летнюю жару. Мотопомпа не справлялась, пришлось встать в две цепочки и вёдрами, по кругу, помогать ей вручную. Потом вычерпывали болотную жижу, затем снова откачивали воду, потом снова жижу. В процессе работы показался ствол прекрасно сохранившегося крупнокалиберного пулемёта УБТК с боекомплектом (сейчас он находится в Санкт-Петербурге в экспозиции музея поискового клуба "Космос" ВИКУ имени А.Ф. Можайского). "Застропив" лебедкой за ствол, пулемет принес на поверхность кисть руки воздушного стрелка, который и после гибели сжимал гашетку пулемета.
Долгая, тяжёлая, в прямом смысле грязная работа продолжалась почти двое суток, когда поисковики поняли, что приехали не зря - в воронке, помимо остатков самолёта и вооружения, были обнаружены останки людей...
Заводской номер самолета.
Первым подняли тело стрелка-радиста, погибшего, по всей видимости еще в воздухе. На руке - часы с разбитым стеклом и уже без стрелок, под сиденьем ракетница в меховой перчатке, в кармане зимнего комбинезона - портсигар, расчёска, карандаш...
Не зная ещё сколько в момент падения самолёта в нём находилось людей (предполагали, что их двое, ведь Ил-2 этой модификации - двухместный), работали дальше. Нужно было добраться до места лётчика, а также найти номера самолёта и двигателя, чтобы, в последствии, если при погибших не окажется документов или их нельзя будет прочесть, то по отчётам, хранящимся в военных архивах установить, кто пилотировал самолёт.
Через пять часов, после напряжённой и тяжёлой физически работы по извлечению из воронки бронекорпуса, под которым находилось место пилота, наткнулись на лётчика, который до столкновения самолёта с землёй так и не выпустил из рук штурвал. Здесь же, на месте, по хорошо сохранившимся погонам удалось установить его звание - младший лейтенант. Вместе с ним нашли планшетку с истлевшими полетными картами, револьвер системы "наган" в кобуре (точно такой же был найден и у стрелка), парашют. Уставшие, но довольные тем, что приехали не зря, люди с особым чувством наблюдали за тем, как заместитель председателя фонда "Поисковых отрядов Ленинградской области" Илья Геннадьевич Прокофьев, а для них просто Илья - друг и соратник, рассматривал содержимое карманов гимнастёрок погибших пилотов. И у одного и у другого были найдены спрессованные временем и болотом какие-то бумаги. Но что в них? Есть ли информация о владельцах? Всеми, кто был в тот день здесь, владело любопытство и нетерпение поскорее узнать о содержимом найденных бумаг. Но торопиться не стали, ведь впопыхах можно было просто всё испортить. Уже потом, в городских условиях, бумаги удалось расслоить (спасибо одному из старейших поисковиков из города Великий Новгород Сергею Котилевскому, помогавшему в этом). По документам, после кропотливой работы по восстановлению записей на полуистлевших листах, стали известны имена членов экипажа: лётчик, младший лейтенант САХАБУТДИНОВ ФАРТДИН, 1919 г.р., и стрелок-радист, сержант КРЕТОВ ЕГОР ВАСИЛЬЕВИЧ, 1921 г.р. Запросив Центральный архив Министерства обороны (спасибо руководителю поискового объединения "Отечество" из г. Коломна Московской области Владимиру Куренину) и получив ответ, узнали, что лётчик родился в Татарской АССР, призван был Ижевским РВК Удмуртской АССР, а стрелок-радист уроженец Курской области, Верхнелюбажский район, д. Молотычи. Оба служили в 703-м штурмовом авиаполку 281 штурмовой авиадивизии и не вернулись с боевого задания 1 апреля 1943 года из района д. Карбусель...
Удостоверение Ф.Сахабутдинова и комсомольский билет Е.Кретова, найденные в обломках самолета.
Вот так - не пропали без вести, не попали в плен, а погибли в воздушном бою, защищая Родину! Благодаря самоотверженным людям - поисковикам, в своё свободное время, за свои деньги занимающимся тяжелым и порой небезопасным делом - розыском останков защитников Отечества, ещё два военнослужащих вернулись наконец-то с войны и перестали числиться в списках пропавших без вести!
10 октября 2002 года на мемориале "Новая Малукса" в п. Малукса Кировского района Ленинградской области было многолюдно.
Памятник на могиле Ф.Сахабутдинова. г.Ижевск.
Собрались не только местные жители, поисковики, но и представители местной и областной власти. Проводить в последний путь авиаторов приехали и родственники членов экипажа: из г. Ижевска - родные брат и сестра лётчика (кстати, останки Фартдина Сахабутдинова были увезены родными и похоронены 16 октября на татарском кладбище г. Ижевска по национальному обычаю), а также младший брат стрелка-радиста Егора Кретова - Иван, проживающий сейчас в г. Орле. Именно с ним и его сыном состоялся у нас, уже после похорон, один разговор: дело в том, что в личных вещах стрелка-радиста были обнаружены полуистлевшие письма, из которых стало ясно, что у него была любимая женщина, которая и писала ему эти полные нежности, любви и тревоги за его судьбу послания:
"Здравствуй дорогой! Шлю привет и множество раз целую тебя мой дорогой. Вот и я сегодня счастлива, получила от тебя родное письмо, которое ждала..."
"...Любимый мой, сейчас у меня только и забота и дума о тебе, родной, о тебе, любимый мой. Хожу и думаю как бы только увидеть тебя..."
"...Моя роднюлечка пиши всё-всё, я очень жду твоего любимого письма..."
"До свидания милый ещё раз крепко, крепко целую твою родную мордочку..."
Фрагмент письма Егору Кретову.
Бумага не сохранила, увы, ни имени этой женщины, ни адреса, но сохранились сведения, по которым, пусть косвенно, но можно предположить, что жила она где-то в Новгородской области. В письмах упоминается несколько раз, что она ездила в командировки в Неболочи (ныне Любытинский район Новгородской области). Также упоминается ст. Кушавера (ныне Хвойнинский район Новгородской области). К тому же, по справке Центрального архива Министерства обороны 703 ШАП с октября по ноябрь 1942 года дислоцировался в д. Коломенка Боровичского района Новгородской области, а в декабре был переведён в д. Порог Дрегельского района (ныне - Любытинский район Новгородской области).
Но самое главное - в письмах она пишет любимому о том, что у них будет ребёнок!
"...По всей вероятности наша судьба такая, чтобы кто-то нас с тобой связывал ..."
"...Любимый мой родной ты можешь себе представить, что теперь у нас с тобой есть уже связь - ребёнок..."
Письма написаны в декабре 1942 - январе 1943, соответственно сын или дочь Егора Кретова должен быть рождён в 1943 году.
Поговорив с близкими Егора Кретова, мы поняли, что они ничего не знали о существовании в его жизни любимой, а тем более о том, что он возможно, уже после гибели стал отцом... Курская область, где они проживали во время войны была оккупирована немцами, и письма с фронта туда не доходили. После освобождения Курска от Егора было всего одно письмо, в получении которого родными он очень сомневался, возможно поэтому и не сообщил личных подробностей своей жизни.
Мы, поисковики Ленинградской области, обращаемся с просьбой ко всем, кто может нам помочь в поиске ребёнка Егора Кретова и его любимой женщины. В письмах её к нему упоминаются имена их общих с Егором (она называет его Георгием) друзей - Лёши Гагашкина, Вани К..нкевича и многократно говорится о её близкой подруге Лене. Может быть, кто-то сможет рассказать об этих людях? Мы будем рады любой информации! Ведь если ребёнок Егора Васильевича Кретова родился и остался жив в то суровое и страшное время, то он должен узнать всю правду о судьбе так и не увидевшего его отца! Помогите нам, пожалуйста, в розыске!
Наш адрес: 191311, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, комната 2-77. Фонд Поисковых отрядов Ленинградской области.
Когда этот материал был уже готов, пришла информация, что установлен ещё один экипаж. Этот Ил-2 нашли поисковики питерского отряда "Рубин" в 2002 году в 5 км северо-восточнее места падения самолёта Сахабутдинова и Кретова. Ребята, обнаружив обломки, сумели найти на них номер 9522, оказавшийся номером самолёта. По электронной базе, предоставленной новгородским поисковиком Сергеем Котилевским, установили, что экипаж Ил-2, сбитый истребителями противника в районе д. Карбусель Мгинского р-на Ленинградской области, принадлежал 703 ШАП 281 ШАД и не вернулся с боевого задания 1 апреля 1943 года! Представляете, оба экипажа служили в одном полку и погибли в один день! И оба найдены поисковиками в этом году. Редкая удача! На месте падения второго "Ильюшина", который пилотировали лётчик младший лейтенант Щукин Николай Романович и воздушный стрелок младший сержант Сысоев Василий Тимофеевич, ещё предстоит работать, поскольку начавшаяся зима не позволила закончить процесс подъёма самолёта и экипажа. Но уже известно, что похоронят наконец-то вернувшихся с боевого задания авиаторов с отданием воинских почестей весной 2003 года рядом с могилой их однополчанина - стрелка-радиста Егора Кретова в п. Малукса Кировского р-на Ленинградской области.
Специалист Фонда поисковых отрядов Ленинградской области
Наталья Золикова-Маркина.
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"