Имена из солдатских медальонов. 5 том. Авиация
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"
Целуев Николай Федорович
Лещев Иван Васильевич
Гончаров Александр Дмитриевич
Ниличев Алексей Михайлович
Пропавший экипаж...
Осенью 2002 года местными жителями деревни Мануйлово командиру поискового отряда "Форпост" из города Кингисеппа Ленинградской области Виктору Костюковичу на болоте между деревнями Мануйлово и Среднее Село было показано место падения самолета. Выехав на указанное место, мы провели предварительное обследование. В 100 метрах от кромки леса на болоте находилась большая заросшая мхом воронка. На краю воронки лежал сильно разбитый мотор самолета, посмотрев на которой, мы сразу же узнали в нем звездообразный двигатель М-87. Такие моторы устанавливались на самолеты-бомбардировщики ДБ-3 и ДБ-3ф (с апреля 1942 года стал именоваться Ил-4). Внимательно обследовав обломки мотора, нам удалось обнаружить на поршнях его продублированный заводской номер: 872815. Для поисковиков это огромная удача - при первом же обследовании места падения установить номера самолета или мотора.
Теперь по установленному номеру можно было начинать архивный поиск, так как в годы Великой Отечественной войны на каждый сбитый самолет обязательно должен был составляться акт расследования боевой потери, в котором указывались номера самолета и моторов. Но очень часто нам приходится сталкиваться и с тем, что в документах авиаполков в актах номера не указаны. Возможно это происходило от неразберихи, которая творилась в войсковых частях в начальный период войны. Наверное на это также влияла и спешка при составлении документов или простая безалаберность штабных офицеров, которые отвечали за инженерную службу полков. Но и в таких случаях не стоит расстраиваться, так как все же вышестоящие штабы (авиабригады, дивизии, воздушной армии) постоянно требовали со штабов авиаполков указывать точно по номерам потерянные самолеты и моторы. И поэтому мы знали, что если нам не удастся найти в полковых документах акт расследования или списания обнаруженного самолета, мы сможем найти эти сведения в документах вышестоящих штабов.
Проанализировав увиденное, поисковики Кингисеппского "Форпоста", стали готовиться к проведению экспедиции по подъему обломков самолета, а специалист общественного фонда поисковых отрядов Ленинградской области Константин Тарасов отправился в Центральный военно-морской архив, который находится в городе Гатчина, потому что именно там хранятся документы морских авиаполков Краснознаменного Балтийского Флота. Версия о том, что обнаруженный самолет может относиться к морской авиации, была выдвинута нами еще на месте падения, так как по опыту своей архивной работы мы уже знали, что именно в этих местах на Ивановском плацдарме у реки Луга, при нанесении бомбоштурмовых ударов по немецким войскам, погибло несколько экипажей морских бомбардировщиков.
Работа на воронке.
Так как воронка на болоте была очень большого диаметра, мы решили дождаться первых заморозков, чтобы облегчить подходы к ней. Командир Кингисеппского поискового отряда Виктор Костюкович пригласил для участия в экспедиции наших друзей из Эстонии - поисковый отряд "Военный Мемориал" из города Нарва под руководством Алексея Колпакова.
Отработав несколько дней, совместными усилиями удалось только расчистить поверхность воронки ото мха. К сожалению в один из дней сломалась помпа, а откачивать постоянно заполнявшую воронку воду ведрами ребята были не в силах. У расчищенной воронки увеличился диаметр, и явно вырисовался контур, показывающий, в каком направлении падал бомбардировщик. Из воронки и рядом в округе было собрано большое количество мелких обломков самолета. Стало понятно, что при падении самолет сильно взорвался. По обнаруженной подо мхом стойке шасси самолета мы смогли точно установить его марку, им оказался дальний бомбардировщик ДБ-3ф.
Вернувшемуся из архива Константину Тарасову удалось разыскать в документах следующую информацию. В архивном фонде старшего инженера ВВС ВМФ двигатель М-87Б № 872815 на 1 января 1941 года состоял на учете в 1-м минно-торпедном авиаполку ВВС КБФ и далее был списан только в конце 1943 года как "погибший на самолете ДБ-3 в 1941 году". Наша версия о "морской" принадлежности самолета подтвердилась. Но, к сожалению, в документах 1-го МТАП актов расследования и списания самолета и моторов обнаружить не удалось. Поэтому мы приступили к изучению списков безвозвратных потерь вышеназванного полка. В районе населенного пункта Поречье, что находится в 5 километрах южнее села Ивановское, значились сбитыми три самолета:
- 14 июля 1941 года самолет погиб в воздушном бою в районе Поречье. Экипаж: летчик младший лейтенант Целуев Н.Ф., штурман младший лейтенант Лещев И.В., воздушный стрелок краснофлотец Ниличев А.М., стрелок-радист старшина Гончаров А.Д. В списках безвозвратных потерь частей ВВС КБФ: сбит истреб. в районе Ивановское;
- 15 июля 1941 года самолет подожжен огнем ИА противника в районе оз. Самро. После посадки сгорел. Воздушный стрелок Карпущенко убит в воздухе, стрелок-радист Николаев ранен, потом скончался на руках у летчика. Летчик имеет небольшие ожоги, штурман невредим. Экипаж самолета составляли: летчик, капитан Бабушкин, штурман, старший лейтенант Надха. В списках безвозвратных потерь полка: погиб в воздушном бою в районе Поречье;
- 15 июля 1941 года самолет сбит огнем ИА противника в районе деревни Поречье. Стрелок-бомбардир погиб, летчик и стрелок-радист спаслись на парашютах и прибыли в свою часть. Экипаж самолета состоял: летчик младший лейтенант Дьяков, стрелок-бомбардир сержант Головин, стрелок-радист краснофлотец Тимофеев. В списке безвозвратных потерь полка: погиб в воздушном бою в районе озера Самро.
Другие экипажи значились погибшими в районе озера Самро, что находится на границе трех районов Ленинградской области: Сланцевского, Лужского и Волосовского.
На болоте, при проведении экспедиции по подъему обломков самолета вместе с кингисеппскими и эстонскими поисковиками присутствовали журналисты кингисеппской газеты "Восточный Берег", которые после экспедиции выпустили небольшой материал о проведенных работах. Не прошло и несколько дней, как Виктор Костюкович, сообщил: "...После выхода статьи в газете "Восточный Берег", со мной по телефону связался Виктор Морозов который является очевидцем того, как в 60-е годы военные проводили работы на самолете. Ими был поднят один двигатель и два летчика. С летчиками были документы. Останки летчиков были захоронены в братском захоронении деревни Мануйлово. Со слов Морозова стало известно, что из воронки первоначально торчала хвостовая часть самолета, обломки частей самолета были разбросаны в радиусе 150-ти метров по направлению в сторону деревни Недоблицы. Воронка была залита маслом. На захоронение якобы приезжали родственники из Ленинграда...".
Получив эти сведения, мы попросили Виктора просмотреть архив Кингисеппского райвоенкомата, так как, скорее всего, должны были сохраниться документы, указывающие о захоронении останков в деревне Мануйлово. И ответ не заставил себя долго ждать. В архиве военкомата хранился акт от 8 июля 1950 года, в котором говорилось, что на воинском захоронении в деревне Мануйлово Пустомержского сельского совета Кингисеппского района было произведено захоронение останков летчиков, обнаруженных (кем не указывается) в лесу "Большой мох" (5 км юго-западнее д. Мануйлово), что соответствовало месту обнаружения обломков самолета. В акте захоронения указывалось, что в числе захороненных военнослужащих захоронены останки Ниличева Алексея Михайловича. А по документам Центрального военно-морского архива мы знали, что воздушный стрелок из экипажа летчика Целуева, краснофлотец Ниличев А.М., призывался из города Ленинграда Василеостровским РВК.
Так мы получили подтверждение нашей догадки, что мы обнаружили обломки самолета в составе экипажа летчика Николая Целуева, штурмана Ивана Лещева, воздушного стрелка Алексея Ниличева и стрелка-радиста Александра Гончарова. Но, на основании донесения, хранившегося в ЦВМА, вместе с самолетом погиб весь экипаж в составе всех четверых, а по документам Кингисеппского РВК в 1950 году были похоронены останки только двух летчиков. Также по рассказу местного жителя Виктора Морозова документы были обнаружены у обоих погибших, а в акте захоронения указывалась только фамилия одного воздушного стрелка, краснофлотца Алексея Ниличева. Так чьи еще останки были найдены в обломках самолета в 1950 году? И что стало с еще двумя погибшими членами экипажа? На основании нашего поискового опыта, мы сделали заключение: скорее всего в 50-е годы (всего ведь прошло пять лет после войны) в обломках самолета были обнаружены останки стрелков: стрелка-радиста А.Д. Гончарова и воздушного стрелка А.М. Ниличева. Так как именно про хвостовую часть самолета рассказывал очевидец, которая торчала из болота, а именно в хвостовой части самолета располагались места стрелков. Далее мы пришли к выводу, что останки летчика Н.Ф. Целуева и штурмана И.В. Лещева, скорее всего, находятся в болоте до сих пор, так как их кресла располагались в носовой части самолета, ушедшей при падении в глубину.
Проанализировав собранные сведения, мы приступили к подготовке очередной экспедиции на месте падения самолета. Теперь к нам присоединился отряд из Пушкинского военного училища радиоэлектроники (г. Пушкин), под руководством майора Ильи Переведенцева. И вот, в октябре 2004 года совместными усилиями поисковых отрядов "Форпост" (г. Кингисепп), военного отряда ПВУРЭ и питерской "Высоты" (под руководством Виктора Дудина) начался "генеральный подъем".
Подъем винта самолета.
В течение двух недель, зачастую под проливными осенними дождями, поисковики выкачивали болотную воду, сначала помпой, потом, когда дошли до илистого дна - ведрами, выстроившись в две цепочки. Тяжелый ежедневный и грязный труд поисковика. Ведрами из рук в руки передаются кубометры грязной торфяной и вязкой жижи. На болоте из бревен строятся помосты и срубы, на которые пришлось устанавливать две треноги, так как объем воронки возрастал с каждым днем. Пропахшие дымом волосы, от костра. Стертые в кровь руки и мокрые насквозь куртки и обувь. И несмотря на все это - усталые, но счастливые лица поисковиков, особенно тогда, когда со дна воронки стали поднимать останки экипажа, обрывки одежды и личные вещи. Вот на расстеленном полиэтилене ложится поднятый из воронки рукав форменного морского кителя с нашивками младшего лейтенанта морской авиации. Чуть позже - ручные часы с браслетом, остановившиеся на 15:28, носовой платок, перчатки, пряжки и крючки от парашюта, разбитые приборы из кабины. Мы нашли Вас, мужики! Мы сможем по человечески похоронить Ваши святые останки! Пусть через полвека, но ведь это случилось! Почести государства, пусть уже и другого, Вы заслужили. Долг наш, Ваших потомков, мы выполнили, теперь Ваши имена будут известны, и золотыми буквами они будут начертаны на мраморные обелиски скорби и славы. Ваши души обретут, наконец, покой, и для Ваших семей появится, наконец-то еще одно святое место на карте матушке России - Ваша настоящая могила.
Продолжая архивную работу, мы получили из Архивного отдела ЦВМА, который находится в Москве, полное описание боевого трагического вылета 14 июля 1941 года: "...1-я авиаэскадрилья произвела первый вылет в составе пяти самолетов ДБ-3ф с аэродрома Клопицы в 15:25. В 15:40 с высоты 500 метров произведен бомбардировочный удар по танкам противника юго-западнее 5-6 км села Ивановское. Сброшено 50 ФАБ-100. По наблюдению экипажей наблюдались прямые попадания в танки и автомашины. Бомбометание производилось одиночными заходами со сбрасыванием одновременно 2-3 бомб. Самолеты были атакованы двумя истребителями Ме-109, в результате чего один самолет ДБ-3ф был сбит и упал в 1,5 км южнее села Ивановское, в лес. По предположению командира авиаэскадрильи экипаж: летчик младший лейтенант Целуев Н.Ф., штурман младший лейтенант Лещев И.В., стрелок-радист старшина Гончаров А.Д., воздушный стрелок краснофлотец Ниличев А.М., погибли...".
По документам Центрального военно-морского архива нам были известны соцдемографические данные на погибших:
- летчик младший лейтенант Целуев Николай Федорович, 1917 г.р., уроженец: Западная область, Руднянский район, станция Красное (ныне Смоленская область). Адрес семьи: мать - Ксения Михайловна. Краснодарский край, город Тихорецк, улица Чапаева, д. 46. Кадровый - 1940 год. Призван Руднянским РВК. Кандидат ВКП(б), № 2920065.
- штурман младший лейтенант Лещев Иван Васильевич, 1914 г.р., уроженец: Мордовская АССР, Старосправский район, деревня Рябкинский Завод. Мать - Пелагея Павловна. Кадровый - 1940 год. Член ВЛКСМ с 1937 года, № 5401952.
- старший стрелок-радист старшина Гончаров Александр Дмитриевич, 1914 г.р., уроженец: Ростовская область, город Миллерово, поселок Туроверова-Глубокинский. Адрес семьи: Жена - Бунина Зинаида Тихоновна, дочь Нелли, 1940 г.р. Саратовская область, Красавский район, село Ивановка. Призван Миллеровским РВК Ростовской области в 1936 году. Член ВЛКСМ с 1937 года, № 5340969
- стрелок-радист, краснофлотец Ниличев Алексей Михайлович, 1920 г.р., уроженец: Вологодская область, Чагодощенский район, Первомайский с/с, село Стулово. Призван Василеостровским РВК города Ленинграда в 1940 году.
Как только были закончены работы на месте падения бомбардировщика, сразу же в названные адреса полетели наши запросы, с просьбами к работникам администраций и военкоматов помочь нам в розыске родных погибших.
Первыми нашлись родственники старшего стрелка-радиста самолета старшины Александра Гончарова. Из администрации Миллеровского района Ростовской области ответили, что в городе Миллерово проживает племянница Александра Дмитриевича - Ольга Ивановна Крячко. И буквально на следующий день пришло письмо и от самой Ольги Ивановны, которая сообщала нам, что семья дяди проживает в Саратовской области, и она уже сообщила им о нашем письме. Не успели мы отправить запрос в Саратовскую область, как в наш адрес пришло письмо от Нелли Александровны Рыбаковой (в девичестве Гончаровой): "...Низкий Вам поклон! Вы обнаружили обломки самолета ДБ-3ф и останки экипажа. Среди них был мой отец Гончаров Александр Дмитриевич. В городе Миллерово живет моя двоюродная сестра Ольга Ивановна. Ее пригласили в военный комиссариат и вручили письмо, которое вы прислали. С 1947 года мы живем в городе Балашове Саратовской области. Моя мама не дожила до такого горького и в тоже время радостного события, узнать где погиб и похоронен ее муж. Мамы не стало в 2001 году. Я знаю о своем папе из рассказа мамы, и по фотографиям. Когда он погиб, мне был один годик. Мама осталась одна в 22 года. Все годы мы прожили с ней вдвоем. Эта женщина пронесла любовь, уважение к своему мужу всю свою жизнь. Она привила эту любовь мне, к своему отцу, а когда подросла моя дочь, и ей тоже - к дедушке. Наш внук хорошо знает своего прадедушку Сашу. Немного о папе. В 1936 году призван в ряды Советской армии. Служил в Приморском крае, в бухте Ольга. Мама после окончания Балашовского учительского института была направлена на работу на Дальний Восток. В 1939 году они поженились, в 1940 году родилась я. Папа был умным, волевым, порядочным человеком. Очень веселым. В 1940 году, в ноябре месяце, был направлен в город Петергоф на курсы связистов, где и застала его война. У нас много писем из Петергофа, но они личные, адресованы маме. Есть телеграмма от 13 июля 1941 года, в которой отец сообщает, что жив, здоров, в боевых действиях участия не принимал... А 14 июля 1941 года - погиб. Дважды мама делала запрос в военно-морской архив, ей отвечали, что погиб 14 июля в воздушном бою в районе Поречья. Благодаря Вашей работе, мы знаем, где похоронен папа, дедушка, прадедушка. Еще раз спасибо Вам, все мои родственники благодарны Вам. Дай Бог Вам здоровья. С уважением, Рыбакова (Гончарова) Нелля Александровна...".
Вторыми нашлись родственники летчика Николая Целуева. Благодаря администрации города Тихорецка Краснодарского края удалось разыскать родную сестру Николая Федоровича - Любовь Федоровну Целуеву, которая, как оказалось, проживала по тому же адресу, что был указан в архиве: улица Чапаева д. 46. Любовь Федоровна щедро поделилась с нами интересной историей всей семьи Целуевых: "...Целуев Николай Федорович, родился в крестьянской семье. Мать - Целуева Ксения Михайловна, 1885 г.р. (умерла), отец - Целуев Федор Васильевич, 1885 г.р., работал машинистом путевой машины на железнодорожной станции Тихорецкая (умер), брат - Целуев Анатолий Федорович, 1912 г.р., ветеран Великой Отечественной войны, военный механик полка, воевал в Прибалтике (умер), брат - Целуев Иван Федорович, 1920 г.р., ветеран Великой Отечественной войны, летчик-истребитель, уволился в чине лейтенанта (умер), брат - Целуев Михаил Федорович, 1923 г.р., ветеран Великой Отечественной войны, уволился в чине майора (умер), сестра - Целуева Людмила Федоровна, 1917 г.р., инвалид 2 группы, работала учителем начальных классов в СОШ № 2 г. Тихорецка, в 1980 году ушла на пенсию. Семья Целуевых переехала в город Тихорецк в 1933 году. Целуев Н.Ф., окончил 7 классов. С 1933 по 1937 год работал на железной дороге в ПЧ-6 г. Тихорецка машинистом путевой машины. В 1937 году был призван в ряды Красной Армии. Попал по распределению в Высшие морское авиационное училище им. Сталина в г. Ейск, Краснодарского края. В 1940 году находился в составе летной группы Каширина А.С. В июне 1941 года, производил вылеты со станции Стрельня, Ленинградской области...".
Потом пришел долгожданный ответ из Республики Мордовия: Краснослободский военный комиссар подполковник Н. Шлыков, сообщил о родных штурмана самолета Ивана Лещева: "...сестра погибшего Якунина Зинаида Васильевна и племянница Пиксаева Анастасия Васильевна проживают по адресу: Республика Мордовия, г. Краснослободск, ул. Литвиновская д. ...".
22 июня 2005 года на воинском захоронении в деревне Мануйлово Кингисеппского района Ленинградской области состоялась торжественно-траурная церемония, где обрели свой покой останки экипажа самолета ДБ-3ф 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС КБФ. Теперь, рядом с другими памятниками и мраморными плитами появился еще один памятник, посвященный погибшему экипажу.
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"