Имена из солдатских медальонов. 5 том. Авиация
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"
Чирков Андрей Васильевич
Самолет знаменитого ленинградского аса
В Ленинградской области найдены обломки самолета знаменитого ленинградского аса Андрея Чиркова.
В минувшие выходные, ленинградские поисковики из отрядов "Высота", "Рубин" и "Иван Сусанин" провели совместную экспедицию по подъему обломков самолета из болота под поселком Малукса.
Место падения самолета подсказали ребятам местные жители поселка, охотники Валентин Лемешев и Владимир Родионов, которые долгое время уже сотрудничают с поисковиками Ленинградской области. При первом обследовании обломков стало ясно, что это самолет американского производства "Томагаук". Такие самолеты в годы войны поступали в СССР по поставкам ленд-лиза. Самолет упал на открытый участок болота, воронка полностью была затянута мхом. В предыдущие годы, со слов охотников, самолет уже кто-то пытался вытащить из болота. Багром и крючьями из болота были извлечены и находились на поверхности обломки крыльев, хвостового оперения самолета, масляный радиатор. Окрас авиационного дюраля был смешанный, так во многих местах проступал первоначальный окрас самолета - пустынно-желтый, а поверх его - темно-зеленый. Возможно, что окрас самолета был "зимний", так как попадались обломки самолета грязно-белого цвета. Были обнаружены две бирки: одна на обломках хвоста: Н-81-А1 № 294 L, 05-001, вторая бирка на посадочном щитке: Н-81-А № 272 R, 03-260.
Скорее всего данный самолет относился к первой партии полученных по ленд-лизу американских самолетов "Томагаук" (экспортный вариант "Хаук" 81А-1). На Ленинградском направлении на первых "Томагауках" стали воевать: с ноября 1941 года 154-й ИАП, с декабря 1941 года - 159-й ИАП, с января 1942 года - 196-й ИАП.
Одним из выводов первоначального обследования места падения стало то, что, скорее всего, самолет разбился зимой 1941-1942 годов. Обломки самолета были сильно деформированы от удара об замершее болото. Тем не менее, основные обломки истребителя прощупывались специальным металлическим щупом на глубине более 5 метров.
Целью поисковиков при подъеме обломков самолета было установление обстоятельств его гибели и судьбы пилота. При подготовке к экспедиции поисковики провели большую аналитическую работу с архивными документами Центрального архива Министерства Обороны и пришли выводу, что данный самолет мог относиться к потерям всего трех полков истребительной авиации Красной Армии. Так по документам ЦАМО в этом районе значились погибшими:
- пилот 196 истребительного авиаполка старшина Василий Воробьев, который на самолете Р-40 "Томагаук" № АК 516 (или АК 216) был сбит в районе станции Погостье 28 января 1941 года. Сумевший спастись при падении самолета, он скончался в полевом передвижном госпитале и был захоронен в поселке Жихарево Ленинградской области;
- командир эскадрильи 196 истребительного авиаполка капитан Александр Каширин, который не вернулся с боевого задания 5 марта 1942 года на самолете Р-40 "Томагаук" № АК 273;
- командир звена 154 истребительного авиаполка лейтенант Лев Гельфенбаум который погиб в бою 14 марта 1942 года в районе Погостье - Жарок на самолете Р-40 "Томагаук" № АК 188. Эго тело было найдено и похоронено в деревне Прусская Горка Волховского района Ленинградской области;
- командир звена 154 истребительного авиаполка лейтенант Павел Кочерга, который не вернулся 16 февраля 1942 года с боевого задания по прикрытию района Мыслино - Пупышево - разъезд Георгиевский - Волховстрой. Свой последний воздушный бой он вел в районе станции Погостье Кировского района Ленинградской области на самолете Р-40 "Томагаук" № 489;
- пилот 159 истребительного авиаполка сержант Александр Илларионов, который не вернулся с боевого задания 15 марта 1942 года из района Малуксинский Мох, на самолете Р-40 "Томагаук" № 314;
- пилот 154 истребительного авиаполка младший лейтенант Николай Федоров, который не вернулся с боевого задания 15 марта 1942 года после воздушного боя в районе Пупышево - Погостье - Жарок, на самолете Р-40 "Томагаук" № 145.
Также в компьютерной базе данных Общественного фонда поисковых отрядов Ленинградской области, составленной на основании архивных документов, значились три самолета, потерянные в воздушных боях в этом районе, но их пилоты смогли спастись и вернуться в полк:
- самолет Р-40 "Томагаук" № 478 из состава 159 истребительного полка, который 23 марта 1942 года был подбит в воздушном бою, а летчик лейтенант Кудрявцев выпрыгнув с парашютом смог приземлиться в районе станции Погостье (погиб в марте 1944 года);
- самолет Р-40 "Томагаук" № 292 из состава 154 истребительного авиаполка, который 26 июня 1942 года был сбит в районе станции Малукса. Летчик самолета старший лейтенант Мармузов спасся на парашюте и вернулся в полк (погиб в сентябре 1942 года);
- самолет Р-40 "Томагаук" № 111 из состава 154 истребительного авиаполка, который 20 января 1942 года был потерян в районе станции Погостье. Летчик лейтенант Чирков, выпрыгнул с парашютом и вернулся в полк.
Очевидно, что выдвигаясь в экспедицию, поисковики были не только хорошо подготовлены технически (гусеничный тягач, вакуумная помпа), но и хорошо подкованы документальными материалами по истории воздушных боев в этом районе.
В Малуксинские болота может проехать только гусеничный тягач.
И результат не заставил себя ждать, буквально на второй день экспедиции с глубины более 3 метров ребята достали сильно деформированную часть вертикального оперения (киля самолета) на котором был нанесен черной краской регистрационный номер самолета. Причем номер был написан просто кисточкой, скорее всего нашими советскими техниками без использования шаблона. На большом куске дюраля четко был виден номер АК 111.
Благодаря обнаруженному номеру самолета и проведенной кропотливой работе с архивными документами, поисковики установили, что данный самолет входил в состав 154-го истребительного авиаполка ВВС Ленинградского фронта. На этом самолете 20 января 1942 года в районе станции Погостье вел воздушный бой Андрей Васильевич Чирков, тогда еще лейтенант, который после этого боя остался жив и вернулся в полк, став в последствии одним из прославленных летчиков Ленинградского фронта и Героем Советского Союза. И только вернувшись из экспедиции и просматривая документы и материалы, связанные с личностью Андрея Чиркова поисковики поняли, что ими обнаружен как раз тот самолет, на котором Андрей Васильевич совершил воздушный таран. Так, в одной из публикаций о Чиркове, говорится: "...20 января 1942 г. в бою над станцией Погостье в лобовой атаке лейтенант Чирков ударом крыла отбил плоскость неприятельского истребителя и выбросился с парашютом из потерявшей управление машины...". В других материалах, говорится о том, что Чирков таранил немецкий бомбардировщик.
Личность Андрея Васильевича Чиркова на Ленинградском фронте была известная и очень яркая. Так, именно Андрею Чиркову приписывают первую победу ленинградских летчиков в годы Великой Отечественной войны, которая к сожалению, пока не нашла официального подтверждения до сих пор. Но все равно, других подвигов у него было достаточно.
Вот что говорится на сайте знаменитого Качинского авиационного училища о Чиркове, выпускником которого он был: "...Легендарный летчик-истребитель, герой защиты Ленинграда, Андрей Чирков был одним из лучших бойцов фронта, а позднее, возглавив полк, показал себя незаурядным командиром. Человек исключительной силы воли, он не раз проявлял ее в критических ситуациях...
Зимой 1939 года, при проведении тренировочных прыжков с парашютом при сильном ветре молодой летчик получил тяжелые травмы: перелом голени, разрыв мышечных тканей. Через несколько часов началась гангрена. Теряя сознание, он буквально вырвался с операционного стола, отказавшись от ампутации. Искусство врачей и молодой организм позволили превозмочь страшный недуг...
В первом боевом вылете во время советско-финляндской войны он был сбит во время штурмовки и в течение 20 часов (!) в 30-градусный мороз шел к своим через заснеженные пространства...
Летом 1944 года, его самолет был подбит зенитным огнем и он выпрыгнул с парашютом над территорией, занятой противником. Пробираясь к передовой, пленил двух немецких военных связистов и вместе с ними пересек линию фронта.
Чирков А.В.
Андрей Чирков родился 10 октября 1917 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск). После школы ФЗУ, работая электромонтером в трамвайном парке, окончил Днепропетровский аэроклуб. Здесь он установил рекорд продолжительности полета на планере. В 1937 году комсомольская организация дала ему путевку в Качинскую военную авиационную школу.
23 июня 1941 года он перехватил и, атаковав со стороны солнца, с первой атаки сбил Хе-111. Это был первый неприятельский самолет, уничтоженный в ленинградском небе. Через 3 дня он одержал свою вторую победу, вновь сбив "хенкель" и подбив другой, который с дымом и потерей высоты ушел на запад.
В 1942 году 154-й иап (с 22 ноября 1942 года - 29 гиап), где сражался старший лейтенант Чирков, был перевооружен на американские истребители "Томагаук".
В то время летчик часто летал в паре с Петром Покрышевым, будущим дважды Героем Советского Союза, вместе они уничтожили более десятка вражеских машин.
В январе 1943 года после очередного перевооружения полка Андрей Чирков одним из первых освоил Як-7Б и в первом же бою на новой машине сбил два ФВ-190.
Весной 1944 г. был назначен командиром 196-го иап.
Во время войны майор Чирков провел 420 боевых вылетов, лично сбил 29 и в группе 9 самолетов противника.
В 1949 году уволился в запас. Почетный гражданин Ленинграда Андрей Васильевич Чирков жил и трудился в этом городе. Умер после тяжелой болезни 10 сентября 1956 года. Герой Советского Союза (4.2.44). Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями...".
Так закончилась еще одна экспедиция ленинградских поисковиков по местам погибших самолетов.
Участники подъема самолета А. Чиркова.
Илья Прокофьев.
Август 2007 года.
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"